Сергей Плетнев, 3 ноября 2020

Описать «Партизан» можно очень легко. Это то, чем когда-то должна была стать вторая часть «В тылу врага» вместо всей той штамповки, в которую скатилась серия. А можно описать и того проще: «Партизаны» – одна из самых удачных тактических стратегий последнего времени. Не без изъянов, но зато сделанная с любовью и старанием. Душевная, одним словом.

Одна из интересных тактических особенностей – ночные миссии, когда в тени партизан почти не видно, но им постоянно приходится лавировать между освещенными местами и лучами прожекторов

В августе сорок первого

Сюжетная канва игры, в общем-то, бесхитростна. Конец лета 1941 года. Молодой капитан Зорин теряет в бою свой отряд и попадает в плен к наступающим немцам. Но тут же сбегает в леса, по пути прихватив раненного товарища, – автоматчика Фетисова, – и четырнадцатилетнего паренька Санька из местных.

Вместе они организуют в чащобе партизанскую базу и начинают делать вылазки, портя жизнь окрестному оккупационному гарнизону и попутно вызволяя все новых бойцов для отряда. Как таковой общей сюжетной арки в игре нет. Пятнадцать миссий, из которых состоит кампания, – это что-то вроде отдельных зарисовок из трудовых будней партизан, будь то уничтожение танка, убийство высокопоставленного офицера или подрыв моста. Но каждая такая зарисовка – отдельная мини-история, с вступительными диалогами на базе, а потом и с изменениями боевой задачи по мере прохождения миссии.

Конусы зрения у врагов учитывают и то, что они видят сквозь окна внутри дома, хотя визуально это не отображается

Вообще же сценарии явно были написаны по мотивам не современного российского ширпотреба, а старых советских фильмов и рассказов про войну, поэтому в большинстве случаев воспринимаются тепло и знакомо. Практически все персонажи, которые присоединяются к нашему отряду, хорошо проработаны и симпатичны, – кроме, разве что, беглого зэка Морозова, который тут смотрится не уместнее chaotic evil вора в партии законопослушных добрых героев.

Человек и его нож

Когда начинаешь проходить «Партизан», поначалу возникают стойкие ассоциации с Commandos и Desperados. Но, на самом деле, это сравнение верно лишь отчасти. Да, тут такие же большие и многосоставные карты миссий, так же расставлены одиночные противники с конусами зрения, так же ходят патрули и на первый взгляд возникает ощущение сложной головоломки. Но разница в том, что в «Партизанах» нет такого же жестко прописанного прохождения. Миссии тут – это не пазл, который решается шаг за шагом с помощью особых умений героев. Точнее, пазловость, конечно, есть, но на довольно простом уровне, 90% всех тактических задач решаются одним персонажем: самим Зориным и его верным метательным ножом, пока остальной отряд сидит где-то рядом в кустах и с хрустом поедает попкорн, лишь периодически выходя наружу, чтобы помочь убрать с дороги мертвые тела немцев.

В отличие от Desperados у почти любого оружия и умений в «Партизанах» есть вероятность промахнуться. Кроме волшебного ножа Зорина, тот бьет наверняка

Такая относительная «неглубокость» в плане тактических уловок (не путать со сложностью) продиктована тем, что бойцов в отряде много, почти с десяток, а на миссию с собой можно брать лишь троих-четверых. Поэтому, чтобы игроки не промахнулись с выбором (у каждого персонажа есть своя специализация), пазлы часто сделаны так «обтекаемо», с возможностью довольно простого одноступенчатого решения.

Дуплетом

Вообще, игра пытается усидеть сразу на двух стульях. На среднем уровне сложности, где можно в любой момент сохраняться и активировать тактическую паузу, она выступает как чисто стелсовая тактика, – как раз в духе Commandos. Тем более, что подобный стиль прохождения приветствуется самой игровой механикой: за уничтожение врагов втихую опыта партизанам капает в два раза больше, чем за расстрел из огнестрельного оружия.

Растяжки и мины – самый быстрый и легкий способ избавиться от патруля с собаками

А вот на высокой сложности быстрых сейвов и паузы уже нет, поэтому любая неудачная попытка убрать очередной патруль по-тихому тут же превращается в агрессивную тактическую перестрелку с группой врагов как раз в стиле «В тылу врага». Именно на высокой сложности начинаешь понимать, зачем нам в отряд выдано так много бойцов с боевыми навыками, причем порой дублирующими друг друга: ранения здесь часто выводят бойцов из строя надолго, а иногда и насовсем, так что большая «скамейка запасных» оказывается очень полезна.

С такой двойственностью геймплея «Партизан» можно с интересом пройти дважды: сначала чисто как стелс, а потом как боевую тактику.

Иногда врагов становится столько, что уничтожить их всех не поднимая тревогу становится действительно тяжело

Штабс-капитан

Кроме непосредственно тактических миссий разработчики решили добавить в игру еще и некоторый стратегический аспект – с развитием нашей партизанской базы. Между миссиями нам дается по несколько дней отдыха, за время которого бойцам можно выдавать разные поручения, чтобы подкопить опыта, набрать снаряжения и ресурсов.

К сожалению, на фоне приятной тактики вся эта стратегическая часть выглядит довольно слабо. Возводимые постройки особой полезности не несут, побочные мелкие задания выполнены просто в виде событий с некой вероятностью успешного исхода. И вся выживательная часть (сбор боеприпасов и еды) на самом деле совершенно не давит, как в каком-нибудь The Darkest Dungeon. Если во время прохождения миссий не бежать вперед и тщательно исследовать карты, обчищая трупы и собирая все плохо лежащее барахло, ресурсов и еды у нас набирается столько, что к середине кампании приходится тупо зачищать склад, выкидывая патроны, аптечки и прочий хабар пачками.

Одна из действительно полезных особенностей базы – возможность апгрейдить найденное оружие

Осень, осень, ну, давай у партизанов спросим!

Под конец, можно было бы немного поругать «Партизан» за косяки технического плана и некоторую недоработанность интерфейса, но делать это не хочется, потому что сразу после релиза разработчки стали спешно латать огрехи, и вполне возможно, к моменту выхода рецензии их уже и поправят.

Вместо этого лучше похвалить незаслуженно упущенную из вида визуальную часть: внешне игре удалось совместить мрачную реалистичность с разбомбленными домами и разрытой землей на фоне увядающей осени с легкой гипертрофированной мультяшностью главных героев, выраженной даже не столько во внешнем виде, сколько в размашистой анимации движений.

А вот за интерфейс разработчиков хочется немного поругать. Всяких мелких предметов в миссиях попадается очень много, и чтобы их нормально складировать, требуется уйма микроменеджмента

«Партизаны» оказались объективно лучше, чем даже можно было ожидать. С запоминающимися персонажами и отлично подобранным арт-стилем. С качественным геймплеем, в котором нашлось место неплохим задумкам (например, интерактивность окружения, позволяющая иногда устраивать врагам «несчастные случаи»). И без какой-то явной пропаганды, но с тем самым героическим настроем, с которым настоящие партизаны когда-то боролись против немецко-фашистских захватчиков.

Отличное начало франшизы, Alter Games! Мы уже ждем продолжение.

Вердикт
  • Игровой интерес 8
  • Графика 9
  • Звук и музыка 8
  • Сбалансированность 7
  • Ценность для жанра 9
Оценка редакции
8.1
Оценка пользователей
9

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!