Александр Артемов, 11 марта 2025

Группа «Ария» – динозавры русского рока, которые стояли у его истоков, но, на радость многим, вымирать отнюдь не собираются. Мы побеседовали с Виталием Дубининым, лидером и бессменным басистом коллектива, о том, каково быть музыкантом старой школы в современном мире, об искусственном интеллекте, виртуальной реальности, социальных сетях и, конечно же, о видеоиграх.

Навигатор игрового мира: Виталий Алексеевич, скажите, используете ли вы в вашем творчестве специальные  технологии, которые помогают в написании музыки?

Виталий Дубинин

Виталий Дубинин: Мы не используем гаджеты или программы, которые помогают нам именно писать музыку, хотя сегодня и такое возможно. Но уже давно пользуемся ими для записи и обработки треков – с тех пор, как все это перешло в цифру. Идем в ногу со временем, потому что индустрия развивается семимильными шагами. Есть программы Pro Tools, Cubase, Logic, где можно использовать виртуальные инструменты – например, для записи демо. Вплоть до того, что вставлять исполнение каких-то знаменитых барабанщиков или что-то подобное. Раньше были тюнеры, то есть устройства для настройки гитар, сейчас все это делается прямо в компьютере или даже в телефоне, не надо с собой таскать отдельные приборчики.

В то же время всех интересуют нейросети, которые помогают писать музыку. Я считаю, что это очень интересная фишка, особенно для начинающих композиторов и музыкантов. Мы такое не применяем, но знаю, что в мировой практике это в полный рост используется. Даже ходят слухи, что пожилые вокалисты, которые уже не могут петь так, как они пели 20-25 лет назад, обрабатывают запись, и никто не может отличить, сами они так спели, или это помогла нейросеть.

НИМ: Нейросети помогают музыкантам не только с музыкой, но и с клипами. Как вы оцениваете эту способность искусственного интеллекта?

В.Д.: У группы «Ария» не было такого опыта, но я в 2022 году записал сольный альбом и снял клипы практически на каждую песню из него. Один как раз был сделан с использованием искусственного интеллекта. Когда режиссер предложил эту идею, я сначала удивился, но потом увидел, что она работает. Мне кажется, ИИ – нормальная тема для клипов, интересная. Но надо, конечно, подходить очень скрупулезно. Нейросеть генерирует какие-то варианты, а тебе уже приходится самому резать по кусочкам, выбирать понравившееся и монтировать, чтобы получилось качественно. Мы так сделали клип на песню «Пламя». Мне понравился результат, и я считаю, что такому методу, конечно, найдется свое место. Он очень удешевляет процесс – лет двадцать назад надо было вкладывать какие-то безумные деньги, чтобы получить хороший результат, а сейчас, благодаря ИИ, это стало более доступно.

НИМ: Как вы считаете, молодым группам, которые сейчас начинают свой путь, лучше сделать ставку на живой звук или сразу ориентироваться на новые технологии, нейросети и т.д.?

В.Д.: У каждого свой путь. Я знаю много молодых групп, у которых в приоритете именно живое исполнение. Они даже стараются использовать исключительно аналоговое оборудование. Кто-то наоборот – по максимуму использует современные технологии. Поэтому здесь что-то посоветовать я не могу, все зависит от того, кто какие задачи перед собой ставит.

Сейчас один человек может сыграть все партии, спеть сам, потом назвать это группой и, если это покатило, набрать музыкантов. А кто-то, наоборот, сначала ищет себе единомышленников, они пробуют поиграть живьем, проверить, насколько подходят друг другу, и тогда уже дальше думают, в каком направлении развиваться. Так что, повторюсь, у каждого свой путь.

Событие в «Мире танков» также добавило в игру ангар в виде концертного зала и тематически оформленный танк

НИМ: А как вы относитесь к видеоиграм?

В.Д.: Не могу сказать, что я большой игроман, но мы понимаем, куда что движется. У нас даже была недавно коллаборация с «Миром танков» и «Миром кораблей». Мы, можно сказать, принимали участие в создании определенных этапов игры, в этой самой студии записывали реплики для персонажей. В «Танках» это был экипаж – один из нас был наводчиком, другой командиром, третий механиком-водителем. Результатом все остались очень довольны.

НИМ: А удалось самим поиграть в «Мир танков»?

Вероятно, Виталий имеет в виду игру Abrams Battle Tank 1988 года от Dynamix

В.Д.: Во время записи реплик мы попробовали ее на ноутбуке. Впечатлило, насколько реалистичными стали игры. В моем детстве их вообще не было, позже начали появляться «Ну, погоди!». Еще лет сорок назад я попробовал играть на компьютере в игру про танк «Абрамс», не помню, как она называлась. На меня это произвело неизгладимое впечатление.

Сейчас я настолько занят, что сесть пару часиков поиграть просто времени нет. Но в дальних перелетах я на планшете запускаю банальную игру в шарики. Она меня очень успокаивает, удается скоротать время. Сидишь просто на автомате играешь, а сам можешь думать о чем-то другом.

НИМ: Как вы отреагировали на предложение сотрудничества с «Миром танков» и «Миром кораблей»?

В.Д.: Сначала отнеслись скептически, потому что не поняли, в каком качестве будем в этом участвовать. Будут использовать наши образы и сделают из нас каких-нибудь пиратов или что? Но когда ребята объяснили, что нужно будет записывать реплики персонажей, мы с удовольствием согласились. Мои дети сказали, что получилось очень здорово, так что, считаю, мы не зря подписались на это.

НИМ: Вы с играми работали и раньше: группа «Ария» записывала саундтрек для «Дальнобойщиков 2». Можете рассказать об этом?

Песни «Арии» в варианте из «Дальнобойщиков 2» были выпущены отдельным альбомом

В.Д.: Это было давно уже, около 25 лет назад. Лейбл «Мороз Рекордс», с которым мы тогда сотрудничали, сказал, что одна компьютерная фирма предлагает записать саундтрек для игры «Дальнобойщики 2». Все, как я помню, отнеслись к этому с большим интересом. Правда, мы не знали, что именно в итоге получится. Были споры, стоит ли переделывать песни под хронометраж и конкретные этапы игры. Кто-то предложил просто убрать вокал и сыграть вокальные партии на инструментах – в итоге так и сделали. Знаю, что есть много поклонников, которые до сих пор помнят эту игру и говорят, что именно с нее у них началось знакомство с группой «Ария».

НИМ: Если бы вам сейчас предложили поучаствовать в продолжении игры «Дальнобойщики», например, снова записать саундтрек, вы бы это предложение рассмотрели?

В.Д.: Да, с удовольствием. Времени осталось не так много, чтобы отказываться. (Смеется.) Я считаю, надо использовать свое умение. Если твоя музыка востребована – то конечно, почему нет.

НИМ: Если начинающий разработчик предложит вам какое-нибудь камео или попросит использовать ваш трек в своей игре, вы разрешите?

В.Д.: Если это будет интересно, если будет красиво сделано и в этом будет какая-то фишка, то почему нет? Мы всегда открыты к сотрудничеству.

НИМ: Вы говорили, что ваши дети играют. В какие игры?

В.Д.: Мои дети уже выросли. Я помню, во что они играли, когда были маленькими. В Warcraft, например. Сейчас самому старшему 40 лет, а самому младшему 26, у каждого из них есть Sony PlayStation, но во что они там играют – я, если честно, не в курсе.

Когда они были маленькими, я пытался играть вместе с ними, но соревноваться было крайне непросто. Еще давным-давно, когда у меня появился компьютер, была игра Age of Empires. Помню, что прямо зависал в ней, но один. Детей уложишь спать, поздно вечером садишься, щелкаешь мышкой, передвигаешь всех этих персонажей. Потом смотришь на часы – четыре утра. Думаешь: нет, так не пойдет. И на этом мое общение с играми закончилось.

НИМ: Вы сейчас записываете новый альбом. Расскажите, как проходит этот процесс?

В.Д.: Музыку мы пишем, можно сказать, по старинке. Сначала она рождается у тебя в голове. Потом, благодаря компьютерным технологиям, делается демо. Я использую Logic – забиваю туда все партии, сначала барабаны, потом бас-гитару, потом остальное. Все сам наигрываю или делаю через MIDI. Раньше как было: сочинил песню, начинаешь ее показывать на гитаре – вот тут хочу вот так, здесь будет такой-то рифф, песня должна быть в таком-то темпе. Все это было достаточно сложно объяснить другим участникам группы. Сейчас гораздо проще: приносишь демо, его все слушают, обсуждают, потом вносим правки, разучиваем получившуюся песню и начинаем записывать. Записываем мы все на компьютер, но с использованием аналоговых усилителей. Начинаем с барабанов – барабанщик играет под демо, которое мы утвердили, потом это демо уже замещается живыми инструментами. Когда все записано, приступаем к процессу сведения. Это уже все происходит в цифре с использованием соответствующих музыкальных программ.

Что до нового альбома, то сейчас мы находимся в процессе записи инструментов. Полностью готовы барабаны и бас, приступаем к гитарам, параллельно уже начали запись вокала. Планируем закончить к началу лета, потом будет сведение, которое займет не очень продолжительное время. Уже осенью альбом должен будет выйти.

НИМ: Как вы считаете, эпоха альбомов ушла? Чтобы быть популярным, надо выпускать каждый месяц по отдельной песне или делать как раньше – сразу целый альбом?

В.Д.: Да, для того, чтобы напоминать о себе, уже недостаточно выпускать альбом раз в пару лет. Гораздо действеннее делать синглы или отдельные треки и регулярно выкладывать их в сеть. Для молодых исполнителей это, наверное, правильно, потому что надо идти в ногу со временем. Сейчас же никто не слушает, как раньше, когда ты покупал альбом любимого исполнителя и от первой до последней песни его прослушивал. Все изменилось: люди смотрят на плейлист и просто щелкают по понравившимся трекам. Так что молодежь слушает музыку совершенно по-другому, вот эта тема, что ты прослушиваешь диск целиком – это все ушло.

Стоит ли переходить на такой формат группам со стажем, с историей? Я не знаю. Мы для себя решили, что все-таки для нас важно выпускать альбомы. Может быть, делать больше синглов, но не отказываться от записи целых альбомов.

НИМ: Вы как представитель старой школы рока видели путь, который прошла музыка с восьмидесятых. На ваш взгляд она стала сложнее или проще?

В.Д.: Не могу сказать, сложнее или проще. Музыка изменилась. Раньше, если ты играешь в группе, это всегда было коллективным творчеством. Ты принес какую-то идею, и вся группа начинает ее реализовывать. Появляются предложения от других участников, и песня приобретает в конце концов законченный вид. Сейчас все стало более обособлено. Как я уже сказал, полноценное демо или даже песню можно записать одному – дома, на компьютере. Это отличается от того, что ты записал в студии со своими музыкантами и живыми инструментами. Сам формат музыки тоже меняется. Допустим, в семидесятые, если ты играешь хард-рок, в композиции предполагались какие-то длинные сюиты. На концертах такое было популярно. В современной же музыке, особенно тяжелой, принято на концерте звучать максимально похоже на то, как ты звучишь в студии. Мы, кстати, стремимся всегда придерживаться этого правила.

НИМ: Некоторые музыканты используют виртуальное пространство для того, чтобы давать там концерты. Вы не планируете что-то такое делать?

В.Д.: Нам какое-то время назад предлагали снять концерт с использованием камер на 360 градусов. Люди, которые захотят его посмотреть, должны будут купить специальную гарнитуру – ты ее надеваешь и как бы оказываешься на сцене, находишься непосредственно среди музыкантов. Можешь поворачиваться, смотреть в любую сторону. Мне это показалось очень интересным, но у нас что-то не срослось. Планируем ли мы попробовать подобное снова? Мне такое было бы интересно.

НИМ: Концерты сейчас можно устраивать и прямо в играх. От такого предложения не оказались бы?

В.Д.: Несколько лет назад был похожий опыт. Мы сделали виртуальную студию: собрали сцену, на ней была стена, целиком составленная из видеоэкранов, на полу тоже экраны. На противоположной стене висел еще один огромный экран, разбитый на сектора, туда подключались зрители и смотрели. А мы играли на сцене в прямом эфире. Это, правда, было не в игре, просто трансляция.

НИМ: Есть желание повторить?

В.Д.: В принципе, да. Не могу сказать, что мы прямо завтра это сделаем, но со счетов сбрасывать не собираемся.

НИМ: На концертах сейчас многие используют голограммы, экраны с графикой. Как вы к этому относитесь?

В.Д.: У нас с 22-го по 24-й год, когда закончилась пандемия, был большой тур, назывался «Гость из царства теней». Там мы как раз использовали современные технологии. Вся сцена была собрана из экранов, она была многоуровневая и изображала корабль, а на экраны транслировались видеоэффекты. Постановка была очень серьезной, в интернете можно посмотреть и оценить. Чувствуется и масштаб, и работа, которая предшествовала созданию этого шоу.

Сцена в виде пиратского парусника действительно производит впечатление

Планируем ли мы такое в дальнейшем? Да, планируем. В этом году группе «Ария» будет 40 лет. Мы хотим отметить это событие большим концертом в Москве, где как раз мы постараемся использовать все то, что уже наработано, и сделать кое-что новое с использованием видеоряда, трансформаций сцены и разных компьютерных технологий.

НИМ: Вы используете быту какие-то гаджеты? Ну, кроме телефона и ноутбука, разумеется.

В.Д.: У меня есть минимальный набор гаджетов, которые непосредственно помогают в быту. То, что, наверное, можно назвать элементами «умного дома». Та же колонка с Алисой, у которой можно о чем-то спросить – хотя бы о погоде за окном.

А что касается телефона, то мы, по-моему, стали его заложниками. Я не представляю себе, как можно оказаться целиком отрезанным от мира – выбросить телефон где-нибудь на отдыхе и забыть про него. У меня так не получается. Когда мы в 2018 году сводили наш последний альбом, я поехал отдыхать на острова Палау в Тихом океане, и там не было нормальной связи. А сведение происходило в этот момент, продюсер и звукорежиссер все время мне говорили, что надо послушать этот кусок, вот этот кусок. Я просто не знал, что делать. Ехал туда нырять с аквалангом, но когда был под водой, то не смотрел, как красиво вокруг, а думал, как послушать материал и дать какие-то комментарии. Не представляю себе современную жизнь без смартфонов. Наверное, к сожалению.

НИМ: Сейчас среди молодежи пошла мода на винил, кассеты. Вас это как-то коснулось?

В.Д.: Не только молодежь, все возвращаются к винилу. Наверное, потому, что он наиболее правильно передает записанную музыку. Что касается кассет – это может быть и дань моде. Появились даже аналоговые фотоаппараты, но с USB и интернетом. Отчасти, наверное, это действительно мода, а может быть, кто-то находит в этом какие-то фишки. Среди наших поклонников много таких людей, и я считаю, это здорово.