Полку производителей консолей в очередной раз прибыло: теперь приставкостроением намерена заняться Valve, владелец игровой империи Steam.
Cудя по заявлениям Гейба Ньюэлла, свет должны увидеть три класса консолей Steam Box на основе компьютерных комплектующих под условными обозначениями «Good», «Better» и «Best» (вот ведь дипломаты: нет чтобы честно написать «Bad», «Normal» и «Good»!). Считается, что младшее поколение будет задействовать облачные сервисы с удаленными вычислениями, т.к. не способно справиться с расчетами в сложных играх и подойдет разве что для казуалок. Однако разосланные бета-тестерам в количестве 300 экземпляров прототипы приставки имеют типичную компьютерную начинку разной степени навороченности. Процессоры Intel (Core i5 и Core i7), 16 ГБ RAM, игровые видеокарты в диапазоне от уже слегка устаревшего «середнячка» GeForce GTX 660 до мощнейшей GeForce GTX Titan, терабайтный гибридный накопитель и высокоэффективный блок питания мощностью 450 Вт упакованы в корпус размерами примерно 30,5х31,5х7,4 см.
Основным же отличием приставок Valve от ПК станет операционная система: консоли Steam Box управляются SteamOS на основе Linux, причем ее исходный код обещают обнародовать после релиза консолей в 2014 году, предоставив пользователям возможность изучать и модифицировать дистрибутив. Однако при желании на консоль удастся поставить и иные ОС, в т.ч. и разработки Microsoft – в Valve не намерены ограничивать покупателей в этом отношении.
Основным устройством ввода Steam-консолей должен стать геймпад Steam Controller. Valve уверяет, что пользоваться им не менее удобно, чем мышкой и клавиатурой, и что этот компактный джойстик обеспечит комфортное управление в любой игре: от аркад и шутеров до стратегий и симуляторов. Для старых игр даже предусмотрен режим совместимости, в котором геймпад определяется как мышь с клавиатурой.
От известных геймпадов Steam Controller отличается в первую очередь наличием двух сенсорных зон по бокам вместо привычных мини-джойстиков, крестовины и правого блока кнопок. В центре геймпада размещен многофункциональный сенсорный экран: он может отвечать за карту, радиальные меню, настройки и даже чат (при этом отрывать взгляд от телевизора не обязательно: при необходимости картинка дублируется и на основной экран). Не забыты и обычные механические кнопки (расположены вокруг сенсорного экрана) и триггеры.
Также геймпад снабдят обратной тактильной связью нового типа: вместо привычного неуравновешенного грузика на валу электромотора Steam Controller оснащен высокоточными линейными резонансными приводами на электромагнитах, прикрепленными к обоим трекпадам.
Перспективы у новой операционки и новой консоли довольно неплохие. Начать с того, что Valve не собирается тащить на себе тяжкий груз производства необходимого «железа» – это дело отдадут сторонним компаниям, и найти их будет нетрудно, ведь принципиальных аппаратных отличий от ПК не предвидится. С ассортиментом игр проблем тоже возникнуть не должно: компания еще год назад начала активно продвигать Linux в качестве игровой ОС, и сейчас в каталоге Steam уже есть несколько сотен игр для этой операционки. Вдобавок Valve обещает грядущие анонсы SteamOS-версий многих высокобюджетных игр. А для тех проектов, которые все-таки не сумеют работать непосредственно из-под SteamOS, предусмотрен стриминг с PC по домашней сети.
Не исключено, что Steam-консоли смогут подвинуть с рынка ПК аналогичной конфигурации, если SteamOS сумеет более эффективно использовать вычислительные мощности процессора и видеокарты. У других консолей это получается легко – за счет низкоуровневого доступа к аппаратным ресурсам без пожирающих производительность прослоек вроде DirectX. Впрочем, без этого овчинка не стоила бы выделки. Если разница в быстродействии отсутствует, конечный пользователь может просто не понять, зачем ему Steam-консоль со SteamOS и возможностью поставить обычную ОС, если есть компьютер, на который можно поставить ту же SteamOS или Windows/Linux с клиентом Steam? Тем более что уникальный геймпад, как обещается, можно будет подключить к обычному ПК, и с ним точно так же будут совместимы все Steam-игры.
Xi3 Piston: официально не признан
Долгое время считалось, что разработкой одного из вариантов приставки Steam Box занимается компания Xi3. На выставке CES 2013 ею был продемонстрирован прототип компактной игровой системы под именем Piston, и тогда же было объявлено о сотрудничестве этой компании с Valve. 30 сентября Piston был представлен официально, но при этом ни слова не было сказано об отношении новинки к будущей консольной среде Steam, хотя общая риторика о «технологической революции в гостиной» была вполне в русле заявлений Valve.
Чуть позже, после объявления Valve приблизительных спецификаций прототипов своих консолей, стало ясно, что аппаратно Piston на них весьма непохож. В основе Piston лежит APU AMD Trinity (4 процессорных ядра, работающих на частоте до 3,2 ГГц, и видеоядро с 384 потоковыми процессорами), система снабжена 8 ГБ RAM и SSD на 128 ГБ, а задняя стенка кубического компактного корпуса со стороной около 10 см усеяна массой разъемов различных интерфейсов. В наличии 12 портов USB (в т.ч. 4 USB 3.0 и 4 порта, совмещенных с разъемом eSATA), 2 аналоговых аудиоразъема, оптический выход S/PDIF, сетвой разъем RJ-45, выход HDMI и 2 гнезда mini DisplayPort.
Конфигурация по нынешним компьютерным меркам довольно слабая (хотя то, что ее умудрились запихнуть в кубик литрового объема, не может не вызывать уважения), но просят за нее аж $1000. Отчасти столь негуманный ценник компенсируется наличием нескольких предустановленных на SSD игр, но хочется надеяться, что по соотношению цены и производительности «настоящие» Steam Machines, которые мы увидим в следующем году, будут выглядеть куда более привлекательно.
Текст: Дмитрий ВАСИЛЬЕВ