Гнэл Унанян, 29 июня 2017

Steel Division: Normandy 44 – яркий пример того, как многое в игропроме зависит от издателя. Впервые Eugen Systems серьезно заявила о себе, когда, находясь под крылом Ubisoft, сделала стратегию в реальном времени R.U.S.E (до этого парижане клепали исключительно посредственные клоны C&C). Та игра получилась помпезной, технологичной, масштабной и… совершенно неудобоваримой. Ну что поделать, стратегии – традиционно сложный для «юбиков» жанр.

После этого Eugen Systems некоторое время подъедалась с бюджетов Focus Home Interactive, и, как следствие, выпустила серию довольно странных гибридов RTS и тактик под общим наименованием Wargame. К настоящим военным стратегиям эти мутанты имели весьма опосредованное отношение и могли понравиться только тем, кто никогда не нюхал пороха в тех же Steel Panthers.

Групповое фото на память перед боем

Крепка ль броня?

Некоторое время назад шефство над парижской студией взяла Paradox, и дела сразу пошли на лад.

Несмотря на внешнее сходство с играми серии Wargame, по своей сути Steel Division кардинально от них отличается. Попытка руководить войсками так, как это делается в типичной RTS, закончится феерическим разгромом в первой же миссии. Логика «где не справились три танка, справятся восемь» не работает. Пара пехотных взводов, выдвинутое разведотделение и спрятанное в тылу ПТ-орудие могут в пух и прах разнести батальонную колонну. А если усилить оборону парой пулеметов и минометным расчетом, то брать такой рубеж без серьезной артподдержки можно будет долго и безрезультатно.

В отличие от обычных RTS, где расчет видимости и обоюдно нанесенного урона осуществляется по довольно абстрактным правилам, в военной стратегии все считается в соответствии с историческими реалиями.

Танки здесь точно не пройдут?

В настоящем варгейме очень быстро выясняется, что танки – не только ударная сила, но и головная боль, что артиллерии чаще приходится ставить дымовые завесы, чем громить скопления противника, и что пехоту надо беречь, поскольку она является основным родом вооруженных сил. Точнее – была таковым во времена Второй мировой.

Новый масштаб

Steel Division тактически хоть и напоминает Close Combat, но предлагает покомандовать гораздо большими силами и на существенно более крупных плацдармах. Так что даже ветеранам, прошедшим сотни боев, придется кое-чему подучиться. И в одиночных кампаниях, и в PvP-сражениях боевая группа строится на основе некоего исторического прототипа, а прототипы эти сильно отличаются друг от друга не только по составу, но и по организационной структуре. Например, 101-я парашютно-десантная дивизия США является высокомобильным соединением с большим уклоном в разведку и обладает существенным резервом пехотных подразделений при явном недостатке брони и тяжелой артиллерии, который американцы пытались компенсировать поддержкой с воздуха.

Куда ты завел нас, Стюарт?

Десантники прекрасно вооружены, отлично передвигаются по лесистой местности и, если они просочатся сквозь передний край и займут оборону, выбить их будет весьма сложно. Поэтому если 101-ю бросить против 21-й бронетанковой дивизии вермахта, где разведывательных юнитов кот наплакал, а роты тяжелых танков и противотанковых самоходок не усилены противопехотными средствами, то десантники имеют все шансы. Зато, если им попадется штатная пехотная дивизия, насыщенная полевой артиллерией и зенитками, которые мигом отобьют «Мустангам» и «Тандерболтам» охоту наносить удары по земле, то десантникам не поздоровится.

Специализация дивизий усугубляется еще и тем, что каждая битва в Steel Division разбита на три фазы: рекогносцировка, первый огневой контакт и полномасштабное сражение. При формировании боевой группы необходимо обращать внимание на то, в какой фазе выбранный юнит может быть введен в бой и стараться равномерно разбросать доступные мобилизационные очки не только по родам войск, но и по фазам сражения. Еще один примечательный момент – инструмент определения обзора в заданной точке. Прежде, чем выводить на какую-нибудь позицию танк или орудие, крайне полезно бывает проверить, что с этой позиции будет видеть командир расчета или экипажа и, соответственно, какие сектора он сможет простреливать.

Дыры на Западном фронте немцы затыкали всяким старьем

Что касается многопользовательского режима, то технически он выполнен хорошо, страдает только организация подбора противников. Проще говоря, ее нет. Разделения игроков по рейтингу не существует, людей бросают друг к другу совершенно случайным образом, поэтому очень часто приходится сталкиваться с теми, кто слабо понимает, куда они попали и зачем.

Светлое будущее

Подзаголовок Normandy 44 прозрачно намекает, что Steel Division будет пополняться новыми театрами военных действий и знаменитыми воинскими частями разных стран. Наверняка будут приведены в надлежащий вид алгоритмы поиска пути, которые пока что оставляют желать лучшего. Подтянется к нынешним стандартам интерфейс и набор инструментов военачальника, особенно тех, что отвечают за расчет времени подхода подкреплений и подвоз боеприпасов. Определенные надежды можно возлагать и на моддеров, хотя они не всегда следуют жанровым канонам. Есть и официальные моды от самой Eugen Systems: например, один из них отменяет ограничение ввода войск по фазам сражения. Если эта ситуация сохранится, то есть игра будет жить и развивается усилиями как разработчиков, так и фанатского сообщества, то перспективы у Steel Division будут, на наш взгляд, весьма радужные.

Вердикт
  • Игровой интерес 8
  • Графика 8
  • Звук и музыка 8
  • Оригинальность 7
  • Ценность для жанра 8
Оценка редакции
7.8
Оценка пользователей
8

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!