Тот, кто сказал, что коней на переправе не меняют, явно не был знаком с реалиями современной игровой индустрии. Представить в дебюте одну из рас рослыми неграми, а в сиквеле рогатыми чудищами? Нет проблем, говорит BioWare. Превратить сериал к третьей части в хоррор, а потом еще и вернуть все назад? Пожалуйста, вторит id Software.
Так что тому факту, что мрачная, дождливая антиутопия первой Watch Dogs в сиквеле сменилась развеселым балаганом со смузи и хипстерами, удивляться не приходится. Удивляться приходится тому, насколько сильно это пошло сериалу на пользу.
Grand Theft Data
Лучше всего новых «собак» характеризует их же начало: после бурной попойки в честь зачисления в DedSec главный герой просыпается в чужом доме в одном исподнем и первая его задача – дойти по живописной набережной Марин-Сити до ближайшего магазина одежды. В белой майке и розовых труселях, под прекрасно печальных Cristal Castles, мы вышагиваем по приветливым, солнечным улицам, полным болтливого народа и спонтанной городской жизни. Вот совершает утреннюю пробежку фигуристая дама, рядом спешит по своим делам рыжая псина; мимо на вызов несется полиция, а чуть дальше по улице неотесанный представитель низов общества колотит битой по чужой машине. Не без удовольствия разглядывая всю эту бытовую суету, не спеша добираемся до магазина, коим оказывается байкерская барахолка. Купив там потертые портки, джинсовую безрукавку и смешной мотоциклетный шлем, угоняем со стоянки старенький чоппер, включаем Fortunate Son в исполнении Creedence Clearwater Revival и устремляемся по «Золотым Воротам» в красавец Сан-Франциско.
Закравшиеся еще во время анонса подозрения подтвердились: из не очень удачной, но оригинальной по духу игры, в сиквеле Ubisoft принялась делать свою GTA, только место разномастных бандитов тут заняли юные хипстеры. Повадки у них, правда, не менее криминальные, только лица подобрее. Вот, например, главный герой – добродушный парень Маркус aka Retr0, в прошлом незаслуженно осужденный кровавым режимом на общественные работы, без зазрения совести может огреть по голове не только бандита, но и охранника, полицейского, а то и простого прохожего. Кража денег, угон машин, массовые расстрелы и порча городского имущества – методы исключительно добропорядочных и непременно справедливых мстителей нашего времени, да.
Команда у Retr0 под стать ему самому: все они оболтусы, смакующие трейлеры трешовой фантастики, сыплющие отсылками к известным играм и творящие между делом сущие хулиганства и разбой. Персонажи вышли весьма колоритными: что аутичный хакер Джош, что Ситара, разукрашенная, как ранняя постперестроечная проститутка, что скрывающий лицо под маской Ренч, – все они прописаны на удивление неплохо. А на совести последнего так и вовсе львиная доля всех комичных сценок и забавных диалогов.
Чаянья у столь пестрой компании соответствующие: группировка тащит реквизит со съемок фантастического фильма, барыжит ворованными записями известного репера, вступает в борьбу с жуликоватой религиозной сектой. Не особенно выбирая методы и не считаясь с потерями среди мирного населения, они борются с системой, при этом непостижимым образом набирая популярность в народных массах. Балаган? Разумеется! Но это совсем не плохо: если нарочитая мрачность и серьезность оригинала лишь подчеркивала глупость и надуманность всей истории, то творящийся в сиквеле цирк служит необходимой прокладкой между потугами сценаристов на антиутопическую притчу и мозгом игрока, пытающегося ее осмыслить.
Парк развлечений
Как известно, Сан-Франциско – одна из столиц ЛГБТ-сообщества и популярное пристанище хипстеров; поэтому честному человеку там делать нечего, а вот для нашей банды тут непаханое поле работы. Карта города скоро начинает пестрить маркерами развлечений, привычных для Ubisoft’овских песочниц: всяческие гонки, вынос с охраняемой территории незаконно нажитых денежных средств, взлом сетей, поиск очков навыков для прокачки, и прочая глубоко побочная рутина строго на любителя.
Куда интереснее обширный список дополнительных операций. Они, как правило, состоят из нескольких заданий и предлагают заняться чем-нибудь действительно увлекательным: выкрасть из местного офиса Ubisoft ролик новой игры, совершить серию взломов новехоньких банкоматов или помочь одному известному по прошлой части обладателю длинного плаща и кепки выбраться из плена. Практически каждая подобная миссия – это небольшая самодостаточная история.
Вообще, невооруженным глазом заметно, насколько Ubisoft продвинулась на скорбном поприще дополнительных заданий: для побочных активностей не поленились нарисовать заставки, придумать какие-то забавные сценки, написать диалоги. Взять даже такую банальную вещь, как частный извоз: вместо однообразной перевозки граждан из одной точки в другую, в Watch Dogs 2 таксисту-частнику придется знакомиться с многообразными причудами местных жителей. От одного сбежал робот, которого требуется срочно найти, другой желает испытать беспилотные автомобили в гонках, третья ведет блог о разного рода экстремальном времяпрепровождении и отчаянно требует прыжков с трамплинов.
Когда надоест изводить компьютерных болванчиков, можно немного попортить жизнь живым людям. «Вторжения» из оригинальной игры перекочевали в сиквел почти без изменений: задача «вторженца» здесь – найти игрока и скачать данные с его телефона; задача принимающей стороны – вычислить вторженца в пестрой толпе NPC, пока не обнулился таймер. Еще одно PvP-развлечение – помочь полиции догнать и уничтожить игрока-правонарушителя (естественно, при другом раскладе есть шанс и самому оказаться в роли убегающего). Ну а для более дружелюбных индивидов предусмотрены кооперативные задания на две персоны.
Магазин игрушек
DedSec находится на полном самообеспечении, а потому все необходимое для «работы в поле» печатает на своем продвинутом 3D-принтере. Правда, принтер хоть и свой, но напечатать гранатомет или снайперскую винтовку стоит немалых денег; зато все пушки собственного производства имеют звучные названия вроде BSOD и, следуя духу игры, могут быть разукрашены десятком разных способов.
На том же принтере печатаются и два строго необходимых в хозяйстве девайса: радиоуправляемый наземный джампер и квадрокоптер. Первый легко пробирается в помещения по вентиляционным шахтам, может взламывать недоступные для дистанционной хакерской атаки терминалы, отвлекать врагов оскорблениями из динамиков и запрыгивать в труднодоступные места.
Квадрокоптер оскорбить ранимую бандитскую душу не может, зато здорово облегчает жизнь, когда нужно найти способ забраться куда-нибудь на крышу. В Assassins Creed и первом Watch Dogs в такие моменты приходилось нарезать круги вокруг какого-нибудь здания, а тут запустил вертушку – и весь объект как на ладони, можно и маршрут движения прикинуть, и расположение врагов запомнить. Вдобавок с помощью квадрокоптера можно хакнуть что-нибудь, до чего проблематично добираться на своих двоих.
Но венцом DeadSec’овского арсенала является чудо-смартфон Маркуса, с помощью которого теперь можно взломать практически все, что попадется на глаза: автомобили, краны, подъемники, светофоры, торговые автоматы; а уж о чужих телефонах, камерах наблюдения и тому подобной электронике и говорить нечего. Кажется, в Сан-Франциско невозможно хакнуть разве что мусорный бак или мирно дремлющего на лавке бомжа.
Единственное, что в Watch Dogs 2 действительно расстраивает, – это физика техники. Она, конечно, не такая отвратительная, как в первой части, но получать удовольствие от вождения все еще сложно. Машины слишком вертлявы и невесомы, а предугадать их реакцию на прыжок с трамплина или столкновение невозможно в принципе. С мотоциклами дела обстоят не лучше. Единственный выход – пользоваться внедорожниками, масл-карами и, если хочется завести двухколесного друга, чопперами – они обладают хоть какой-то основательностью. Но вообще, решительно непонятно, что мешало сделать толковое управление средствами передвижения, ведь в разработке участвовала Ubisoft Reflections – родительница безукоризненных в этом смысле серий Driver и Stuntman.
В остальном Watch Dogs 2 ругать не за что: нынешний образ сериалу определенно идет. Конечно, у первой игры была мощная идея, и если бы разработчики вытянули серьезную драму про неравную борьбу хакеров с «большим братом» – цены бы ей не было. Но драмы не получилось, а раз так, то комедия видится предпочтительнее. Поэтому Ubisoft совершенно правильно решила сменить коня на переправе: новый жеребец оказался куда резвее предыдущего.