Вот и пришла пора назвать лучшие игры уходящего года. Достойных претендентов набралось немало, однако мы постараемся управиться с этой непростой задачей до конца недели. Но прежде, чем начнем – важное пояснение. Есть у нас проверенное временем правило «Не более одной награды в одни руки». Поэтому, если вы не найдете в списке номинантов на то или иное звание игру, которая по всем вашим рассчетам должна там быть, то не стоит раньше времени бить в барабаны, дудеть в трубы и вообще поднимать тревогу. Возможно, ваш фаворит победил в другой номинации.
Лучший однопользовательский FPS – Doom
Конкуренты: Shadow Warrior 2, Call of Duty: Infinite Warfare
Бренды масштаба Doom рачительные корпорации на помойку выкидывают лишь в самых исключительных случаях, поэтому было очевидно, что рано или поздно что-то под этой маркой на сцене появится. Но в то, что под знакомым именем будет продаваться правильное содержание после стольких лет ожидания и резкой смены концепции (изначально новый Doom планировался как эдакий Call of Duty, только про ад на Земле) поверить не могли даже конченые оптимисты.
Однако Id Software доказала, что порох в правильных местах у нее еще имеется. Никакой лирики, переизбытка заставок и сложносочиненного лора: вот думгай, вот дробовик, вот бензопила, а вон тысяча чертей, – погнали! Быстрый, яростный, жестокий, Doom 2016-го оказался не таким, каким был его предок, а таким, каким этот предок остался в памяти тех, кто гонял чертей по Марсу двадцать лет назад. Никаких попыток выехать на одной лишь ностальгии, никаких компромиссов, только честное переложение классики на современный, что важно, лад.
В немногочисленных конкурентах у Doom были тоже далеко не новички. Котик его знает, какая по счету часть вечного Call of Duty устремилась в космическое будущее, выдав добротную, хоть и не самую оригинальную боевую фантастику. И даже какие-никакие инновации: тут тебе и побочные миссии, и возможность немного побродить по собственному кораблю, и боевые вылеты на космическом истребителе. Вот только в основе всего этого лежит все та же весьма посредственная шутерная механика с бестолковыми врагами и плохонькой стрельбой.
У Shadow Warrior 2 со стрельбой все тоже не идеально, зато там есть отличные катаны и даже бензопила, которая вполне могла бы составить конкуренцию своей товарке из Doom, если бы разработчиков не понесло в эксперименты. В сиквеле наш Ло, извините, Ванг вместо привычного линейного шутера вдруг оказался на дьяблоидной поляне с процедурно генерируемыми уровнями и сизифовой погоней за лутом. Конечный результат вышел любопытным, но требующим доработки и некоторого самоопределения, потому что для дьяблоида тут слишком мало собственно рандома и лута, а для сюжетного шутера, наоборот, не хватает ручной выделки.
В общем, на фоне конкурентов вернувшийся с того света Doom смотрится натуральным монолитом, поэтому и уносит под мышкой соответствующую жанровую награду. – Сергей КОСИН
Лучший многопользовательский FPS – Battlefield 1
Конкуренты: Call of Duty: Infinite Warfare, Titanfall 2
Чего-чего, а дефицита многопользовательских шутеров в 2016 году не было – на любой кошелек, вкус, цвет и прочие пристрастия нашелся товар у разновсякого издателя с хитрым прищуром. Меж них снова затесался вездесущий Б. Котик, правда, победа новой Call of Duty не светит и в этой номинации: потратив весь запал на одиночную кампанию, уделить достаточно сил мультиплееру Infinity Ward не смогла. Позаимствовав основную формулу из прошлой части, студия решила ее даже не развить, а разогнать; в результате и без того динамичные схватки превращаются тут порой в хаотичную мясорубку с бегом по стенам.
Гораздо лучше тему бега по стенам раскрыла Titanfall 2; к тому же, помимо этой забавы, она предлагает еще прыжки по крышам, запредельно динамичные перестрелки и бои на Титанах – могучих боевых роботах. Последние ощутимо выделяют детище Respawn Entertainment на фоне прочих многопользовательских развлечений года, что вкупе с высоким качеством всей игры принесло бы ей победу в номинации, кабы той же осенью не случилась Первая мировая война.
В мирные города и села принесли ее воинственные шведы из DICE, с которыми, когда дело касается мультиплеерных баталий, мало кто может тягаться. С Battlefield 1 они осмелились влезть в непростую тему бойни вековой давности, и справились более чем достойно. Да, это все та же узнаваемая «батла», только еще более злая и хардкорная. Никакой современной оптики, комфортных истребителей, ракетниц с самонаведением и навороченных танков, вместо них картонные этажерки, бронированные гробы и четырехколесные колымаги экспресс-доставки на тот свет. Запустите в эту игру неофита, и он сначала восхитится здешними красотами, потом растеряется от творящегося ада и бесконечных смертей, а через неделю сможет написать увлекательный рассказ о том, что и как происходило с ним на полях сражений Первой мировой. И в этом весь Battlefield 1. – Сергей КОСИН
Лучший TPS – Uncharted 4: A Thief’s End
Конкуренты: Tom Clancy's The Division, Gears of War 4
Наверное, единственная ценность, которую Нейтану Дрейку не нужно красть – это награды, вручаемые при подведении итогов года. Их серия Uncharted и так получает сполна. И когда три первые части ушли с релизного помоста, увешанные медалями, и с полной авоськой кубков, какие могли быть сомнения, что подобный триумф ждет и Uncharted 4? Сомнения же тем временем были. Новости об изменениях на ключевых постах в команде разработчиков, слухи о мрачном сюжете и даже о гибели Дрейка в финале (мол, Нил Дракменн сотоварищи готовы пойти на все что угодно, лишь бы Sony оставила их в покое и позволила сделать второй The Last of Us) потихоньку мутили воду.
Но тут Uncharted 4 вышел и снял все вопросы, став лучшей игрой в серии. Сохранив все то, за что мы эту самую серию любим – атмосферу авантюризма, юмор, харизматичных персонажей и зрелищные трюки (с последним даже вышел небольшой перебор), разработчики в четвертой части вывели на новый уровень сюжет. И оказалось, что при должном подходе история о поиске сокровищ вполне сочетается с темами гораздо более сложными, которые при неумелом обращении способны похоронить игрока под завалом банальностей (пользуясь случаем, передаем привет Rise of the Tomb Raider).
Разумеется, у Uncharted 4 были конкуренты. Прежде всего, Gears of War 4, которому хочется искренне посочувствовать. The Coalition сделала отличную игру, однако Naughty Dog, а в особенности ее сценаристы, сработали чуточку лучше. Но если бы Нейтан Дрейк хоть в чем-то дал слабину, то сегодня мы бы чествовали семейство Фениксов. Хорошим получился и Tom Clancy's The Division. Правда, не сразу, а после выхода нескольких платных DLС. Извини, The Division, но оптимальную геймплейную форму надо набирать уже к релизу. Может, в следующий раз?
Были еще надежды на Quantum Break, но он, увы, разочаровал. Толковая команда, отличная идея, годы разработки – а на выходе всего лишь семибальный шутер. Однако не будем о плохом, мы все-таки празднуем, а коли так, то давайте еще раз поздравим Uncharted 4 – безусловно, лучший шутер от третьего лица. И почти лучшую игру этого года. – Александр ВАСНЕВ
Лучший слэшер – Dark Souls 3
Конкуренты: нет
Со времен самого первого Dark Souls не было случая, чтобы мы не отметили новую игру Хидетаки Миядзаки в итогах года. Больно самобытными и во многом исключительными они получаются, каждый находит здесь что-то свое. Для одних это сложность – не то чтобы прям запредельная, но ощутимо более высокая, чем в среднем по палате. Других увлекает разгадывание здешних тайн, попытка понять, осмыслить, а иногда и откровенно додумать сюжет, сеттинг, предысторию, происходящие события. Третьих хлебом не корми, дай только вторгнуться в чужой мир, чтобы коварно подкараулить или убить в относительно честном бою другую живую душу. Для четвертых главное – исследование причудливых миров, и From Software тешит первопроходческое любопытство по полной: невероятной красоты локации хитрыми переходами сплетаются в единое целое, а в особо потайных уголках мира внимательного искателя приключений ждут секретные враги и щедрые дары (а невнимательного – бесславная гибель. Хардкор все-таки).
Все вышеперечисленное есть и в третьей части саги. Очнувшись бесславным покойником на захудалом погосте, мы проделали эпичный путь до королевского дворца, уничтожив по дороге легионы нежити во главе с самим королевским семейством, и накостыляли многострадальной Душе Пепла, чтобы в конце стать Темным Лордом.
Или не стать, тут уж каждому свое, – но приключение это было, что и говорить, незабываемым. Решив на третьей части приостановить производство «Темных Душ», From Software выложились по полной, сделав все в собственных же лучших традициях. И это при фактическом отсутствии конкурентов: посвященный злоключениям белобрысого гайдзина в захваченной демонами феодальной Японии Ni-Oh переехал на 2017-й, а вышедший под конец года Let it Die от безумного Гоити Суды в русском PSN еще не появился, да и вообще free 2 play. Конечно, и из чумного барака пиксельных инди-поделок доносились какие-то звуки, но дверь туда лучше не открывать.
Добавить тут особенно нечего: From Software держит марку, что вдвойне ценно – в гордом одиночестве, за что и получает заслуженную награду. – Сергей КОСИН