Некоторые вещи не меняются. Пользователи компьютеров кичатся высокой частотой кадров и богатым ассортиментом стратегий, владельцы Xbox и PlayStation хвастаются возможностью играть, развалившись на диване, ну а владельцы Nintendo... а что владельцы Nintendo? У них всегда одна мантра: «Зато у нас есть Марио и крутой игровой процесс». И надо же было такому случиться, что у новой Paper Mario проблемы как раз с ним самым – с процессом! Это ли не сенсация?
Крупные стратегические релизы последних лет приучили публику к мысли, что базовая версия игры – это именно что база. Фундамент. Каркас. Который крепко собран, но контента на нем хватит в лучшем случае на пару-тройку партий – зато, пока покупатель их отыгрывает, разработчики успевают сделать адд-он, который на имеющийся фундамент встает как влитой. А потом – еще один. И так до полного счастья.
Так вот, Civilization VI по этому пути не пошла. И по пути «перекрась старое, продай как новое» – тоже. Вместо этого новичка с порога оглушают десятком механик, которые порой работают совсем не так, как в пятой «Цивилизации» или даже Civilization: Beyond Earth.
Вдоль и поперек исколесив Колорадские каньоны и нанеся непоправимый вред природе Лазурного Берега, фестиваль Horizon перебирается на родину кенгуру и Безумного Макса, то есть в Австралию.
Первую мировую войну в игровой индустрии предпочитают обходить стороной. Нет, что-то, конечно, периодически выходит, из недавнего вот Ubisoft сподобилась на трогательную адвентюру на заданную тему. Но ни со Второй мировой, ни с современными и вымышленными конфликтами ей в популярности не потягаться.
А тема-то ведь, с какой стороны ни посмотри, богатейшая: хоть хардкорный симулятор какого-нибудь чадящего бронированного чудища тех лет делай, хоть психологический триллер по «Атаке мертвецов», а уж в области всяческих экшенов и вовсе поле непаханое. И вот вспахать его решилась не кто-нибудь, а DICE, единоличная родительница славного сериала Battlefield.
У консолей Nintendo особая магия. Даже если сделать для них серию игр про юридические расследования, то все равно получится какой-то балаган с позерами, яркими костюмами и тотальным неуважением к судебным нормам. И ведь что удивительно: игрокам нравится – аж добавки просят. Вот и в новой части Ace Attorney не обошлось без танцев, частушек и очаровательных щеночков.
У сериала Gears of War идеальный тайминг: новые игры выходят вроде бы часто, но не настолько, чтобы утомить; более того – между ними как раз успеваешь соскучиться по мрачной, неприветливой и чертовски опасной планете Сере.
Bungie не особенно балует своих бравых гардианов обновками. Конечно, Rise of Iron – второе крупное (и четвертое вообще) DLC за два года, что для онлайновой игры не так уж мало; но на деле контент каждого предыдущего адд-она выедался задолго до появления следующего. Исключением не стал даже роскошный The Taken King: при всем его богатстве, очередную порцию контента (в лице как раз Rise of Iron) пришлось ждать целый год.
Вся история с FIFA в этом году лишний раз показала, как же все-таки востребованы любые серьезные нововведения в спортивных симуляторах. Вот сколько их было за последний десяток лет, если оставить за скобками регулярное улучшение графики и геймплейного движка да всякую физику-мурызику? Не какие-нибудь там женские команды, а такое, чтобы прямо жахнуло? Да по большому счету всего два – одиночный режим Be a Pro да карточный Ultimate Team.
Зомби и крафт, крафт и выживание. Некоторым кажется, что достаточно взять эти элементы и об остальном можно не беспокоиться – игра получится сама собой. Отсюда имеем сотни однотипных поделок про зомби-апокалипсис, отличить которые так же сложно, как одного разложившегося мертвеца от другого.
ReCore – печальный, но очень показательный пример того, как одним неудачным геймдизайнерским решением можно испортить хорошую игру. А ведь за нее отвечали сразу два видных индустриальных деятеля: Марк Пацини (Metroid Prime) и Кейдзи Инафуне (Mega Man, Dead Rising, Mighty No. 9).
Вся жизнь Fallout 4 проходит на повышенных тонах. Бурю эмоций вызвал его анонс, состоявшийся всего за полгода до релиза; многостраничные обсуждения спровоцировали новости про в очередной раз порезанную RPG-систему, а уж о новых диалогах с четырьмя вариантами стандартными ответа «Да/нет/переспросить/пошутить» и говорить нечего. Своя драма была связана и с «сезонным абонементом»: не выпустив даже первого DLC, Bethesda задрала цену на Season Pass с $30 до $50. Дескать, планируемое наполнение получается уж слишком ценным.
Делать ремейк классического хита – все равно, что печь блины по бабушкиному рецепту. Вроде бы все ингредиенты те же, да и сам ты к бабушке имеешь самое прямое отношение – все-таки родной внук, а не какой-то там «духовный наследник». Но как ни старайся, блины получаются... в общем, совсем не тот вкус, что знаком с детства.
Увлекшись раздачей пенделей своим ведущим сотрудникам, Konami дошла до того, что Pro Evolution Soccer осталась, пожалуй, последней серией компании, чье название можно произносить в приличных домах без опаски получить за это канделябром по голове. Хотя и в футбольном королевстве дела в последнее время идут не очень гладко.
Печальная история четырех маргиналов из цыганских трущоб в сюрреалистических декорациях доживающего последние годы альтернативного CCCP, да еще и от французских разработчиков. Экзотика в клюквенном соку.
Уже с первого появления Master of Orion в «Раннем доступе» стало понятно, что он не сможет претендовать на звание преемника незабвенного Master of Orion 2, поскольку основные механики глобальной космической экспансии здесь совсем не те, что прежде. Бой из пошагового стал реалтаймовым, перемещаться от звезды к звезде теперь можно только по заранее прочерченным дорожкам; но главное потрясение случилось в области агропромышленности.
В Nintendo работают странные, но упрямые и уверенные в себе люди. Трейлеры новой части Metroid Prime, идущей вразрез с традициями этой серии, фанаты едва ли не похоронили под полными ненависти комментариями, но игра все равно увидела свет. И неожиданно выяснилось, что ругать новинку кроме как за, возможно, не совсем оправданную эксплуатацию легендарного бренда больше особо и не за что.
Порой создается ощущение, будто JRPG назвали отдельным жанром лишь для того, чтобы оправдать традиционные недостатки японских ролевок. Нет побочных заданий и какой-либо свободы выбора? Не беда – так и должно быть. Предельно куцый инвентарь и минимум тактики в сражениях с рядовыми противниками? Тоже не проблема – это же JRPG, не придирайтесь. Нет возможности повлиять на развитие персонажа? Да это же вообще главное достоинство... якобы. Неудивительно, что с таким подходом некогда гремевший на весь мир жанр со временем стал становиться все более и более нишевым. Даже грядущая Final Fantasy XV гораздо больше заимствует у The Witcher 3 и Mass Effect, нежели у собственных предков.
Спасая Азерот на протяжении 12 лет, герои меча, ружья и магии стабильно выступали на подтанцовке у всяких вождей, королей и прочих власть имущих. Но вот вам дают в руки артефакт и сообщают, что от вас, героя 100-го уровня, зависит судьба мира. Просто потому, что короли и вожди уже погибли в первых сражениях.
Если к вам, откуда ни возьмись, подлетает инопланетная полусфера-полусемя с явным намерением вас похитить – это не к добру. А если эту странную штуковину еще и запустили создатели Myst и Riven, приготовьтесь разбираться в сложном переплетении миров в гордом одиночестве, имея в арсенале единственное оружие – собственную голову.
Снимать фильмы по играм – занятие неблагодарное. С одной стороны, не дают размахнуться хищно пощелкивающие ножницами прокатчики, готовые обкорнать нетленку до состояния невнятной нарезки зрелищных кадров, с другой – нельзя забывать фанатов игры, знатоков сеттинга и прочих въедливых граждан, готовых закидать гнилыми помидорами за малейшее несоответствие канонам или непохожих на своих прототипов актеров.
Жанровые эксперименты – удел немногих доживших до наших дней ветеранов игровой индустрии. Чтобы правильно совместить в одной игре стратегию и ролевку, файтинг и слэшер или, не дай бог, шутер и хоррор, надо иметь опыт работы в каждом из смешиваемых жанров. Студии, появившиеся на свет в XXI веке, в большинстве своем такого опыта не имеют. Совсем другое дело – мастодонты игропрома родом из прошлого века.
Нынешнему поколению игроков немецкая студия Blue Byte знакома в основном по экономическим стратегиям серии Anno и Settlers. Мало кто из теперешних фанатов «Синего байта» играл в зубодробительную тактику Incubation и уж тем более в классический подводный симулятор Archimedian Dynasty. Не каждый специалист вспомнит и продвинутую для своего времени ролевку Albion (вышла эта игра в 1995 году, то есть более 20 лет назад – прим. ред.). Тем не менее, факт остается фактом – Blue Byte отлично разбирается в самых разных игровых механиках, и Champions of Anteria является ярким тому доказательством.
Многие проекты от независимых разработчиков строятся по одной и той же заезженной схеме: движок Unity, минимум геймплея, максимум нарратива; мы ходим и собираем бумажки, иногда нас кто-то преследует. Phantaruk не отклоняется от нормы, но старается выжать максимум качества при минимуме бюджета. Получается не очень.
Прошлогодняя F1 получилась не то чтобы проходной, но уж точно переходной: новая версия фирменного движка и существенно доработанная физика достались ей ценой больших потерь, включая карьерный режим. Теперь же Codemasters представила «королевские гонки» в подобающем виде.
Мэррин, дочурка рыбака, еще в детстве дала понять родителю, что все эти нарядные платьица и черевички – не ее стихия; ей куда больше по душе корабли, море и отцовские сказки о причудливых подводных царствах. Под шелест волн и протекало ее мирное отрочество, пока однажды отец не вышел в море порыбачить, да так и не вернулся
Одна маленькая, но гордая птичка (Hello Games) решила однажды, что вместо того, чтобы лететь со всей стаей на юг (дальше выпускать маленькие инди-игры), она полетит прямо на Солнце (делать экспериментальное AAA). Она стала подниматься все выше и выше к релизу, но очень скоро обожгла себе крылья и упала на самое дно самого глубокого ущелья неудачных релизов. Птичку, конечно, жалко, но игроков, как всегда, жальче.
Завершившийся в августе первый соревновательный сезон Overwatch по устоявшейся блинной традиции получился комом. Ну, или правильнее сказать, комковатым.
Дела у Double Fine последние годы обстоят не так чтобы сильно «файн». Корабль под управлением Тима Шейфера уже давно не ходит в большие плаванья, да и из малых возвращается с добычей исключительно скромной, даже несмотря на щедрые пожертвования с Кикстартера.
Вместо масштабов Double Fine предпочитает брать числом: HeadLander – шестая (не считая ремастеров) игра студии за последние два года. Причем в какие-то жанровые рамки команда себя не загоняет; в трюме нашлось место и фэнтезийной пошаговой тактике, и космической экономической стратегии, а теперь вот дело дошло до фантастической «метроидвании».
Профессия охотника за нечистью не может иметь той романтики, что ей регулярно пытаются приписать. Представьте: неблагодарные клиенты, грошовые зарплаты и отсутствие оплачиваемого отпуска (не говоря уже о больничных) – ну кого это может сподвигнуть на великие свершения?
Кошмарный запуск Arkham Knight, измордованный критиками Suicide Squad, халтурная экранизация The Killing Joke – впору думать, что над темным рыцарем нависло проклятье. Его имя начинает внушать ужас не только криминальным элементам, но и простым обывателям, вынужденным раз за разом сносить бэт-трешак; а завидев, что за режиссерский пульт новейшего бэт-приключения встала Telltale, надежда на лучшее начинает биться в горячке и харкать кровью. Но, может, ее еще удастся откачать?
«Спроси себя: является ли тот период, который ты выбрал, самым ярким в биографии твоего героя? А если нет, нафига ты выбрал именно его?» – это неписаное правило сценаристы Human Revolution соблюдали неукоснительно. Поэтому дебютное приключение Адама Дженсена получилось ураганным: он облетел весь мир, раскрыл глобальный заговор Иллюминатов и стал свидетелем беспрецедентной катастрофы.
В сиквелах ставки принято повышать, и сам Дженсен к этому был вроде бы готов – в интервью разработчики неоднократно говорили, что он поставил себе целью найти и перебить всех оставшихся Иллюминатов. Только вот загвоздка: и Human Revolution, и Mankind Divided – это приквелы к самому первому Deus Ex (вышедшему еще в 2000 году), где Иллюминаты живут и здравствуют.
Ядерные фугасы первых двух «Фоллаутов» грохотнули в свое время столь громко, что уже без малого два десятка лет лучшим способом показать миру олдскульность и серьезность своего инди-проекта считается перенос его в пыльные декорации ролевого постапокалипсиса. Особенно острый синдром «тоски по Пустошам» заметен у разработчиков из Восточной Европы, которые продолжают свято верить: чем точнее они повторят формулу успеха 1997 года, тем популярнее будет их детище.
Глава полиции Фрибурга Джек Бойд постоянно курит. Он устал от жизни, его колотит озноб, еще немного и Джек пустит себе пулю в лоб. Но при этом Джек – лучший полицейский города. Его ценят жители, уважают подчиненные и побаиваются преступники.
Управлять полицией – задача не из легких. Порой приходится закрывать глаза на ошибки подчиненных и мириться с коррупцией в администрации города. Но последние полгода перед вынужденным (по воле властей города) уходом в отставку обещают быть особенно тяжкими – без помощи игрока Бойд точно не справится.
Для порядочного джентльмена викторианской эпохи нет лучшего досуга, нежели заглянуть в клуб, сыграть партию в бридж и обсудить новые успехи колониальных войск. Но порой душа начинает просить чего-нибудь эдакого, и тут уже одними лишь степенными и благородными развлечениями не обойтись. Например, главный герой визуальной новеллы One Day in London, юный джентльмен Джереми (а если по-простому, то обычный лондонский студент) решает удариться в оккультизм и... ненароком призывает демона.
Есть в I Am Setsuna что-то от хайку, или даже от японской каллиграфии, когда мастер при помощи пары мазков кисти создает лаконичный шедевр для ценителей. Эта игра получилась именно такой – простенькой с технической точки зрения, консервативной, но умудряющейся цеплять душу какой-то полузабытой красотой из тех времен, когда трава, как известно, была куда зеленее, а разработка игр еще не шла по принципу конвейера под неусыпным надзором маркетологов.
Идут года, меняются цифры и слова в названии, но серия Monster Hunter остается верной своим принципам. Здравствуй, охотник, а теперь иди и не возвращайся, пока не убьешь тридцать динозавров и не соберешь сорок редких грибов. Справишься – получишь немножко барахла в награду и задание убить сорок ящериц. Что, ты уже выполнил сотню подобных поручений, и тебе все это немного надоело? Хочешь разнообразия? Тогда попробуй завалить тварь покрупнее, всего одну, но только не удивляйся, если эта самая тварь тебя сожрет и не подавится.
Сочащийся депрессией мир Inside словно выполз из чрева классических триллеров восьмидесятых: он обладает той же атмосферой липкого ужаса, тем же сочетанием одновременно отвратительных и притягательных деталей. И создавался он своеобразно: к примеру, композитор Мартин Андерсон в какой-то момент решил пропускать извлекаемые из синтезатора звуки через человеческий череп, чтобы они получались особенно жуткими. Неудивительно, что с таким подходом разработка заняла шесть лет.
Геймеры делятся на тех, кому бои с боссами нравятся, и тех, кто считает их обузой и вообще пережитком аркадного прошлого. Последним в Furi ловить нечего – детище независимой французской студии полностью состоит из череды сражений с перекачанными товарищами, представляющими весь набор анимешных штампов: от пачки полуголых девочек, сверкающих разными частями тела, до традиционных рыцарей печального образа японского разлива.
Игровая разработка вообще и запуск новых франшиз в особенности – бизнес чрезвычайно рисковый. История знает много примеров того, как неожиданно выстреливали в высшую лигу вчерашние аутсайдеры и уходили под воду недавние фавориты.
Добрый вечер, дамы и господа. Вам девятерым несказанно повезло принять участие в уникальной игре. Мы находимся в подземном испытательном полигоне, откуда только один выход. Двери откроются лишь на полминуты и только после смерти шестерых из вас.
Из всех крупных игр этого года именно Tokyo Mirage Sessions #FE заслуживает звания самой-самой японской. Герои этой партийной RPG гуляют по модным районам Токио и даже делают «селфи» на фоне статуи пса Хатико.