Уже много лет поклонникам JRPG приходится выслушивать в свой адрес разные подколки. Например, что «играть в аниме» могут только лишь маленькие девочки. Мы по долгу службы стараемся быть выше любых стереотипов и обходимся без предвзятости. Но после прохождения Tales of Berseria тоже очень хочется написать что-нибудь не самое толерантное в соцсетях и надолго забыть про старомодные японские игры с предельно наивными персонажами.
Сами авторы Urban Empire явно подозревали, что их творение будут принимать неправильно, а потому в перечне его отличительных черт чуть ли не первым отмечено – это НЕ градостроительная игра! В какой-то степени все логично: действительно детище Reborn Games визуально больше всего похоже на очередной клон Sim City и действительно по геймплею имеет с ним крайне мало общего. Словом, шаг логичный.
Уже не первый раз в основу компьютерного воплощения Warhammer 40,000 ложится «исторический» конфликт. На сей раз пришло время Sanctus Reach – выпущенной в 2014 году настольной кампании про Вааагх орочьего варбосса Грукка Мордорвача (Grukk Facerippa), чье победоносное шествие по имперскому субсектору было остановлено своевременным вмешательством Космических волков.
Собственно, за блохастых противников зеленокожих мы тут и играем, а все остальные имперские силы (в первоисточнике весьма многочисленные) представлены только почетным пилотом «рыцаря» Герантиусом и его боевой махиной.
Нынешняя зима ознаменовались релизом сразу трех эпичных японских долгостроев. Сначала прогромыхала Final Fantasy XV – многострадальное чудовище Франкенштейна, две сюжетные половины которого так и не срослись. Затем лег на полки The Last Guardian – кавалер ордена «Никто не верил, а он возьми и выйди». Теперь вот подоспел Nioh, рекордсмен выживания в производственном аду: Team Ninja, известная по сериалам Ninja Gaiden и Dead or Alive, проваландалась с ним аж тринадцать лет.
За это время игра прошла долгий путь: изначально она была частью совместного проекта с Хисао Куросавой (сыном того самого Акиры), в рамках которого помимо игры должен был выйти еще и фильм по недописанному сценарию именитого режиссера. Теперь же формально Nioh – клон Dark Souls. К счастью, такой ярлык на нее можно повесить лишь с большой натяжкой, да и то – скорее лопнет, чем натянется.
Когда дело касается выпуска очередной части Yakuza за пределами родной Японии, Sega становится не по-азиатски ветрена и непредсказуема. Может, руководствуясь какой-то своей логикой, вырезать из игры часть контента, может вообще не выпустить версию для гайдзинов, а может затянуть с локализацией на пару лет.
Последний вариант случается регулярно, и Yakuza 0 – не исключение: в стране восходящего солнца она вышла еще в марте 2015-го, остальному же миру пришлось ждать без малого два года.
Вышедший в 2013 году Long War принадлежит к числу тех модов, что не хуже официальных дополнений: он добавил в XCOM новые классы солдат, новые технологии, новые нюансы геймплея и на глобальной карте, и в тактических боях, – причем все это сделал так, что новинки прекрасно ужились с атмосферой оригинальной игры. Разве что общая динамика сдвинулась в сторону оригинального X-Com’а 1994 года – но для поклонника серии это даже плюс.
«Последняя глава» действительно получилась завершающей: все нити (некоторые из которых тянутся еще с самой первой части) оказались вплетены в общую сюжетную картину. Порой это сделано изящно, порой грубо, порой наперекор ранее установленным фактам – зато свежая версия затянувшейся истории «кинообителей» наконец обрела внутреннюю логику. В свете оной даже события последних фильмов становятся более осмысленными, чем «корпорация «Амбрелла» прилетела и всем нагадила просто потому, что это «Амбрелла».
Когда речь заходит о наиболее родовитых и почтенных JRPG, первым делом обычно вспоминают Final Fantasy и Dragon Quest. Однако грядущей осенью тридцатилетие отметит еще и серия Shin MegamiTensei. К юбилею для фанатов наверняка приготовят что-нибудь интересное, но и вышедшую недавно Shin Megami Tensei IV: Apocalypse уже можно в какой-то степени считать подарком (пусть и платным) – настолько удачной она получилась
Первая часть Gravity Rush была игрой непростой судьбы: разработка затянулась, да и вместо изначальной PS3 ее решили выпускать на портативной PS Vita. Там ее, конечно, встретили тепло, – но это во многом из-за небогатого ассортимента игр на этой консоли. А вот в виде ремастера, выпущенного на PS4 в прошлом году, она смотрелась уже куда более блекло.
Правда, большую часть недостатков Gravity Rush Remastered можно было с некоторой натяжкой списать на ее портативное прошлое. Поэтому на сиквел, который миновал мертвую PSV и вышел сразу на PS4, возлагались большие надежды.
Приключения джинна-полукровки Шантэ начались в 2002 году на портативной консоли Game Boy Color. Позже этот платформер в стиле аниме разжился двумя продолжениями, освоил другие платформы и даже смог стать широко известным в не таких уж и узких кругах. А потому, когда студии WayForward потребовались деньги на разработку четвертой части, она без проблем собрала более $750 тыс. на Kickstarter.
Перед самым Новым годом, после четырех лет бета-тестирования, официально вышел в релиз исторический сетевой симулятор War Thunder. Насчет того, почему это случилось именно сейчас, у Gaijin Entertainment есть совершенно определенное объяснение: с выходом дополнения «Путь самурая» у всех пяти воюющих сторон появились танки и авиация, плюс доделаны кокпиты всех самолетов. То есть все, что было обещано на старте еще в 2012 году, реализовано.
С самого анонса новый номерной Resident Evil сулил пошатнуть основы серии так, что лишь чудом не лишился числительного в названии и не получил статуса перезапуска. Шутка ли: новые герои, новые враги, даже вид самый что ни на есть новый – из самых из глаз. Но что еще более важно, седьмая часть отчаянно грозилась стать страшной, хотя сериал таковым даже с натяжкой не мог считаться уже добрый десяток лет.
Мы не будем спрашивать, что получится, если скрестить Dark Souls, Metal Gear Solid V и стиль Гоити Суды (хотя бы потому, что мало кто в России знает, кто это такой и не поспешит нас поправить за опечатку в слове «Гаити»). Но представьте себе игру, в который не прощающий ошибок хардкор сочетается с продуманной боевой системой, защитой своих и атакой чужих баз, а также гротеском и легкой долей художественного безумия – здорово ведь звучит? Именно таким мог стать ролевой экшен Let it Die, но в нем оказалось так много недочетов, что остается лишь порадоваться его условно-бесплатной сущности: платить за эту игру лучше уже после того, как основательно распробуешь.
За год до выхода «Кредо убийцы» в прокат продюсер фильма Жан-Жульен Баронне уверял, что лента понравится самым разным категориям зрителей – от тех, кто ходит в кино смотреть на спецэффекты, до ценителей авторских картин, которым придется по душе противостояние философий: хаотической жестокой свободы ассасинов и проповедуемого тамплиерами «порядка через тоталитаризм». Ну да на то он и продюсер, чтобы обещать.
Несмотря на открытую концовку, первый теллтейловский Walking Dead выглядел игрой продуманной, законченной и продолжения не предполагающей. Но сумасшедший успех заставил раздувать меха, и с тех пор Telltale Games превратилась в настоящую потогонку с гигантской ротацией кадров, где всегда параллельно куются три-четыре сериала.
Выход игры, посвященной экстремальным зимним видам спорта, ныне событие куда более редкое, чем славный праздник Новый год. Когда-то существовали целые серии о нескучном бытии сноубордистов, но те времена давно прошли: последний релиз SSX от EA, например, состоялся аж в 2012 году.
В свое время Ubisoft уже пробовала удачу в этом жанре с Shaun White Snowboarding (посвященной Шону «The Flying Tomato» Уайту), однако без особого успеха. Тем не менее, спустя семь лет французы решили вернуться за реваншем. Причем вернуться с размахом: Steep – дальнейшее нужно произносить голосом продавца из телемагазина, – предлагает в одном проекте не один, не два и даже не три, а целых четыре вида спорта!
Странная это штука, игровая генетика. Папа-Daedalic всю жизнь издавал немецкие квесты да нишевые ролевые игры; мама-Mimimi – и вовсе безвестная студия из Мюнхена, чье портфолио забито красочными играми для детей да прототипами из серии «пошлепай колбаску». Как от такого союза родилась полнокровная духовная наследница Commandos и Desperados, да еще и про Японию периода Эдо – решительно неясно.
В мире Beholder царит тоталитарный режим, а для тоталитарного режима, как известно, нет лучше развлечения, чем следить за обывателями. И так вышло, что государственный служащий Карл Штейн стал глазами и ушами правительства в одном из многоквартирных домов, куда его переселили с семьей.
Пролог новой игры Daedalic мало похож на добрую сказку: буйствует война, город бомбят, в пыльном бомбоубежище горит старая лампа; старший брат, гоня страх прочь, рассказывает маленькой сестрице историю о волшебном Безмолвном мире. Без подсказки в этом мальчишке по имени Ноа сложно узнать того грустного клоуна Седвика, что исследовал под нашим руководством The Whispered World: он повеселел, посвежел лицом и вырос из формата 2D на одну размерность.
Если и были на свете люди, ни разу не слышавшие о покемонах, то в 2016 году, благодаря Pokemon GO, таких точно уже не осталось. Но сама Nintendo и родственная ей The Pokemon Company в создании мобильного помешательства не участвовали. Японские разработчики все это время продолжали трудиться над новыми ролевыми играми про Пикачу сотоварищи для портативных приставок 3DS. Сейчас, глядя на Pokemon Moon, стоит признать, что план Nintendo не был лишен смысла: после глубокой и увлекательной консольной игры в простенькую мобильную уже не тянет.
Killing Floor 2 умудрилась вылупиться из раннего доступа в самый неподходящий момент: в небывало жарком осеннем сезоне уже отгромыхали Titanfall 2, Battlefield 1 и Call of Duty: Infinite Warfare. Что может им противопоставить бюджетный сетевой шутер от трудяг из небольшой независимой студии? Только кровищу и прочие радости бытия, емко обозначенные японцами словом «гуро».
Сериалу Dead Rising в августе этого года стукнуло ровнехонько десять лет. За это время успело выйти четыре полноценных части и масса всяких дополнений/переизданий, но качественный скачок случился лишь один раз – когда на заре нынешнего поколения консолей вышла Dead Rising 3, которая наконец нашла правильный баланс между хардкорностью и беззаботным весельем, да приправила все это современными технологиями.
Новому выпуску к своеобразному великолепию предшественницы добавить нечего. Разработчики видимо решили, что формула вышла настолько хорошей, что ее можно ставить на поток: Dead Rising 4 – по сути рескин третьей части с главным героем из первой, только проще, легче и глупее.
Хотя The Crew особенно удачной гонкой не назовешь, последние два года Ubisoft упорно тянет ее вперед, латая баги, подправляя паршивое управление машинами и даже существенно прокачивая графику. Не из альтруистических соображений, разумеется: порции патчей и улучшений чередуются с платными дополнениями, давно уже вышедшими за рамки «сезонного абонемента». Первой ласточкой стал Wild Run, ныне же пришло время Calling All Units.
Когда город становится слишком тесен для двух специалистов, одному из них вовсе не обязательно ложиться в могилу, чтобы разрядить обстановку. Ведь поблизости так много деревушек, слишком мелких, чтобы там осесть, – но достаточно состоятельных, чтобы гастролеру было чем поживиться.
Компанию привычным наемникам, бардам, торговцам и прочим профессиональным скитальцам в мире Tyranny составляют судьи, на местном наречии – Судьбоносцы. Тиран Кайрос суров, слово его – закон, и этот закон должен соблюдаться в каждом, даже самом забытом уголке немаленькой империи. А еще Кайрос рачителен, лишних денег на судебную систему тратить не собирается, поэтому адвокаты, прокуроры и прочие нахлебники в процессе участия не принимают: Судьбоносец сам ищет дела, сам собирает улики, сам выносит решение и сам претворяет его в жизнь. На зарплате судьям, кстати, горячолюбимый тиран тоже экономит, поэтому жить Судьбоносцам приходится по классической схеме «дали свод законов – и крутись как хочешь».
Заводя домашнего питомца, обязательно осведомитесь о репутации заводчика и потребуйте родословную предполагаемого шпица или тойтерьера. Меры предосторожности необходимы не только для защиты вложенных в щенка средств. Если ваш Тузик через год-другой вымахает ростом с портовый кран, обрастет перьями и приобретет привычку закусывать прохожими, ежедневные прогулки с ним станут наименьшей из ваших проблем.
Автоспорт давно популярен в мире, заезды проводятся на всех обитаемых континентах, а чемпионы по своему статусу ничем не уступают поп-звездам. Но пилот – лишь наконечник стрелы, его успех зависит не только от водительского мастерства, но и от множества других, порой незаметных факторов. Выбор тактики на гонку, инженерные разработки, грамотная работа с финансами – все это давно хотелось видеть в играх (как минимум с момента закрытия серии F1 Manager). И мы это наконец увидели.
Туйкун, тайкун, тусун – как только ни произносили это слово в 90-х, в эпоху расцвета жанра, когда выходили многочисленные Railroad, Airport, Zoo и Rollercoaster Tycoon’ы. И, конечно же – всеобъемлющий Transport Tycoon.
Почти 30 лет назад, в конце 1987 года, молодая японская студия Square была на грани разорения. Игры, выпущенные ею для консоли NES, аудитории не приглянулись, и финальным проектом компании должна была стать RPG с говорящим названием Final Fantasy. Однако последняя фантазия практически обанкротившихся японцев не только позволила пережить те непростые времена, но и стала залогом успеха своих создателей. Хотя пару раз чуть было их не погубила.
Для поклонников Pendulo Studios «Вчера» наступало долго. Со скрипом, с частыми, некритичными, но досадными переносами даты релиза – эдакое кокетство «ну чего вы переживаете, мы ведь уже вот-вот!». Но когда игру уже впору было переименовывать в «Tomorrow» или как минимум «Not today», Yesterday Origins наконец вышла в свет.
Даже не знаю, почему глава Paradox Interactive Фредрик Вестер, бог менеджмента и маркетинга, до сих пор не разогнал отдел, который придумывает названия для DLC к Europa Universalis IV. Вот возьмем нынешнего пациента, который называется Rights of Man: он что – про права человека?
Тот, кто сказал, что коней на переправе не меняют, явно не был знаком с реалиями современной игровой индустрии. Представить в дебюте одну из рас рослыми неграми, а в сиквеле рогатыми чудищами? Нет проблем, говорит BioWare. Превратить сериал к третьей части в хоррор, а потом еще и вернуть все назад? Пожалуйста, вторит id Software.
Так что тому факту, что мрачная, дождливая антиутопия первой Watch Dogs в сиквеле сменилась развеселым балаганом со смузи и хипстерами, удивляться не приходится. Удивляться приходится тому, насколько сильно это пошло сериалу на пользу.
Холодно взирая с комфортабельного трона на коленопреклоненных подданных, Эмили Колдуин вершит судьбы империи. Этого – помиловать, там – возвести приют для престарелых, повышение налогов – отложить до лучших времен. А теперь все, прием окончен; оставшиеся дела сваливаются на советников и министров, а двадцатипятилетняя императрица удаляется в свои покои, чтобы переодеться в походное и отправиться скакать по крышам города да гулять инкогнито в злачных районах.
Мы очнулись на космическом корабле, и у нас амнезия. Почти все пассажиры либо мертвы, либо обращены в зомби-киборгов. В темном коридоре мерцает лампа, на стене надпись «Нам всем конец», на планшетах сообщения об участившихся случаях психоза. Да, Syndrome не стесняется заимствовать; более того – она берет много и отовсюду.
Лоскутное одеяло феодальной Италии – благодатная почва для любого сюжета. Алчные князья, ненадежные вассалы, падкие на золото наемники и бесконечные войны десятков фракций во Флоренции, Милане и каждом уголке Апеннинского полуострова – даже странно, что игры к этому сеттингу обращаются настолько редко. Навскидку вспоминаются только приключения Эцио во втором Assassin’s Creed.
За последний почти что десяток лет, то есть с момента выхода Modern Warfare, уже стало доброй традицией в каждой новой Call of Duty ругать сюжет (или хотя бы поругивать, например, за излишки «клюквы») и хвалить мультиплеер. Случались и исключения, но подобного Infinite Warfare – еще не было. Потому как тут все получилось строго наоборот.
В прошлом Shadow Warrior американизированный китаец-якудза Ло Ванг собрал волшебную катану, покромсал ей уйму демонов, поучаствовал в семейных разборках небожителей, воскресил богиню и, казалось, спас-таки мир. В сиквеле сотрудники Flying Wild Hog решили, что ничего подобного, и что, вопреки всем усилиям невольного героя, привычному укладу вещей пришел полный ванг. Во всех смыслах.
Пока Хидетака Миядзаки от интервью к интервью с разной степенью категоричности заявляет об отправке сериала Dark Souls на покой (что, конечно, означает не более чем пару-тройку лет затишья), к третьей части потихоньку начинают выходить обещанные DLC.
А это значит, что нашему настолько же заслуженному, насколько и мертвому герою снова нет покоя. Он устало натягивает потрепанные латы на тощую тушку, берет проверенный тысячей вражеских глоток меч и топает в Часовню очищения, где от жалкой, скрюченной фигурки посланника получает пропуск в первое дополнение – Ashes of Ariandel.
С первой частью Titanfall приключилась печальная история. Началась она с того, что Activision не смогла поделить с Винсом Зампеллой и Джейсоном Вестом роялти, и оба отца Call of Duty, громко хлопнув дверью, ушли к конкурентам делать новый блокбастер.
Поначалу казалось, что все у перебежчиков будет хорошо: Titanfall собирала награды выставок и лестные превью, а опробовавшие игру счастливчики говорили, что та выступит как минимум не хуже флагмана конкурентов. Потом она вышла, опять получила награды и лестные отзывы прессы, – но вскоре была предана забвению. Тем не менее, едва зародившейся серии решено было дать второй шанс.
Некоторые вещи не меняются. Пользователи компьютеров кичатся высокой частотой кадров и богатым ассортиментом стратегий, владельцы Xbox и PlayStation хвастаются возможностью играть, развалившись на диване, ну а владельцы Nintendo... а что владельцы Nintendo? У них всегда одна мантра: «Зато у нас есть Марио и крутой игровой процесс». И надо же было такому случиться, что у новой Paper Mario проблемы как раз с ним самым – с процессом! Это ли не сенсация?
Крупные стратегические релизы последних лет приучили публику к мысли, что базовая версия игры – это именно что база. Фундамент. Каркас. Который крепко собран, но контента на нем хватит в лучшем случае на пару-тройку партий – зато, пока покупатель их отыгрывает, разработчики успевают сделать адд-он, который на имеющийся фундамент встает как влитой. А потом – еще один. И так до полного счастья.
Так вот, Civilization VI по этому пути не пошла. И по пути «перекрась старое, продай как новое» – тоже. Вместо этого новичка с порога оглушают десятком механик, которые порой работают совсем не так, как в пятой «Цивилизации» или даже Civilization: Beyond Earth.