В отличие от вышедшего недавно ремастера Full Throttle, переиздание диснеевских игр первой половины 90-х явно продукт не массового потребления. Если в похорошевшую лукасартовскую классику может залипнуть даже тот, у кого в послужном списке отсутствует графа «Три года пиксельхантинга строгого режима», то с диснеевщиной случай иной.
Долголетию Crusader Kings II и Europa Universalis IV можно удивляться, но нельзя отрицать, что качество контента, которым данное долголетие подпитывается, неуклонно падает. Правда, разница между проектами все же есть: если последние DLC к «Крестоносцам» высасываются в лучшем случае из пальца, то в работе над «Европой» шведы еще сохранили некоторую пассионарность.
Пришла игра, откуда не ждали. Предыдущий проект от Logic Artists образца 2013 года – Expeditions: Conquistador – особо ни на что не претендовал и в моей долговременной памяти ячеек не занял. Поэтому запускал Expeditions: Viking я без особого энтузиазма и предвкушения. Как оказалось – совершенно напрасно. Разработчики не только определенно угадали с сеттингом, но и переосмыслили некоторые механики.
Трудно поверить, но известная нам команда Стражей Галактики собралась всего-то в 2008-м году. Дэн Абнетт и Энди Лэннинг взяли второстепенных, совершенно непохожих друг на друга героев Marvel и объединили их под одной обложкой. Почти как веселые человечки, только вместо Чиполино – Чикатило, и держит их вместе лишь постоянная угроза извне. И вдруг угрозы не стало. Как удержать команду вместе, да и стоит ли оно того?
«Научно-фантастический Dark Souls» – звучит красиво и чертовски заманчиво. Можно только гадать, когда нечто подобное родит сама From Software, а заменитель, собранный в немецких цехах, уже тут как тут. И хотя по мере движения от анонса к релизу The Surge смотрелась все хуже и хуже, в Deck13 как-то верилось.
Верилось, надо сказать, не на пустом месте. Калька с японской нетленки была украшена оригинальными находками: в качестве врагов – озверевшая рабочая техника, вместо доспехов – экзоскелеты, а на сладкое – возможность оторвать часть вражеского обвеса, чтобы использовать ее самому. Однако что-то у немцев пошло не так.
Преступная группа собирается украсть бесценную чашечку для риса, но буквально за час до начала операции один из них ломает себе руку. Решение проблемы? Похитить студента-математика и под дулом пистолета приобщить его к уголовной романтике. Сам студент тем временем начинает испытывать чувства к одному из похитителей – Мей-Линг. Или не начинает. Это уже на усмотрение игрока.
Патчи к Stellaris шведские разработчики называют по именам писателей-фантастов. Патч, который сопровождает выход Utopia – первого полновесного адд-она к игре – получил имя Иэна Бэнкса, шотландского писателя, создавшего цикл о Культуре: практически всемогущей цивилизации, в которой в экстазе слились люди и искусственные интеллекты. Так вот, идея этого цикла необычна и свежа. А вот исполнение куда менее захватывающее, и местами даже разочаровывает.
К цене игры в рецензиях мы апеллируем редко, но в случае с Prey так и хочется воскликнуть – зачем, ну зачем вы просите за нее столько же, сколько за очередной вылизанный конвейерный блокбастер? Скиньте половину, или хотя бы треть, чтобы подчеркнуть – продукт у вас где-то посередине между инди- и «ААА»-категориями, зарисовка на вольную тему, мимолетный каприз художника. Словом, игра с душой, но без должной проработки.
Где-то лет десять назад выход третьей Syberia казался событием, мягко говоря, маловероятным. Оно и понятно: история закончена, точка поставлена, мамонты нашлись – зачем тут продолжение? Однако эта казавшаяся в те годы железобетонной логика нынче столкнулась с суровой правдой жизни. После Syberia 2 Бенуа Сокаль выпустил немало игр, но ни одна из них даже близко не приблизилась по популярности к «сибириаде». Для ее издателя – недавно воскресшей компании Microids – эта серия и вовсе один из немногих ликвидных активов. Вот и получается, что мамонты, может быть, и нашлись, но Кейт Уокер-то осталась.
Польская студия City Interactive вот уж скоро пятнадцать лет пытается сделать игру качеством хоть немного повыше, чем «невнятная муть». Чего только «городские интерактивщики» не перепробовали: жонглировали жанрами, сокращали название студии, лицензировали маститые игровые движки – ничего не получается: на выходе все та же комковатая, дурно пахнущая жижа.
С выходом в 1995 году Full Throttle, жанр, ранее только называемый «adventure», стал всамделишным приключением. Больше никаких промедлений, неуклюжих движений и блужданий по экранам: вся игра прямолинейна, как шоссе, стремительна, как «харлей» (т.е. стремительна, но в разумных пределах – часа на три-четыре, если знать, куда жать) и зрелищна, как автокатастрофа.
Журналисты в поп-культуре – народ побесстрашнее любого искателя приключений, Обыкновенного Японского Школьника или Рядового Морпеха. Они готовы сутки напролет выслеживать вампиров и маньяков, рыться в грязном белье мегакорпораций, раскрывать правительственные заговоры, и это при том, что у них не то что суперсил – даже банального пистолета с собой нет.
Когда-то очень давно пошаговые тактики (не путать со стратегиями) были задуманы братьями Голлоп с одной стороны и братьями Сиротек с другой как некий аналог шахмат. Так продолжалось до тех пор, пока до жанра не дотянулся Сид Мейер.
Старцы рассказывают, что некогда трехмерные платформеры были не только самым популярным, но и самым передовым жанром. Именно в них дебютировали некоторые из идей, без которых сложно представить современные игры. Во времена первой PlayStation и Nintendo 64 прыгать по уровням не считалось чем-то зазорным, более того, этим занимались практически все подряд (надо ведь было как-то от «Цивы» отдыхать). Yooka-Laylee пытается напомнить о тех временах, и делает это не без успеха.
Эта история случилась на подводном комплексе по добыче гидрата метана, который человечество отгрохало где-то на глубоководных просторах Тихого океана. Разумеется, игра у нас не о трудовых подвигах, а потому вряд ли стоит удивляться тому, что сразу после завершения туториала произошло землетрясение, погубившее почти всех работников станции.
Thimbleweed Park никогда не видела ножниц злого дяди-продюсера: она росла свободно, буйно и во все стороны. Творческие личности по-другому не могут, для них любой компромисс – как удар ножом. И потому, когда им выдают карт-бланш, перо маэстро выдает все, что накопилось за это время: все брошенные идеи, все любимые мотивы, плюс еще две-три вещи, которые шанса реализовать может больше и не выпасть.
Обыкновенный японский школьник, как известно, является универсальной и абсолютно ультимативной боевой единицей. Титана на скаку остановит, в горящий Токио войдет и потушит (пионерским способом), в тетрадь смерти впишет ровным подчерком, а уж как управляется с боевыми человекоподобными роботами – любо-дорого посмотреть.
Когда в таких условиях учиться, чтобы не вылететь из школы (при известной немилосердности японской системы образования) – неясно; как правило, этот аспект бытия тематические произведения обходят стороной. А вот Persona 5 как раз и рассказывает, как живется обыкновенному школяру в перерывах между рейдами на демонов и спасением мира.
В год тридцатилетия Warhammer 40к от авторов Homeworld и Company of Heroes желательно было бы получить настоящую «Ваху». Всевозможные полуеретические поделки по мотивам нам регулярно поставляют зеленые рекруты, которым Games Workshop, похоже, вместо лицензий выписывает индульгенции. «Релики», погруженные в тему уже лет десять, просто обязаны были показать миру и всем прочим студиям высокий класс. Ага, щас!
«Братья» – не «Герои». Но по продуманности и количеству свежих идей они сопоставимы. Обе подобны глотку свежего воздуха, по которому так соскучилось любители жанра. Только Heroes of Might and Magic вышла очень давно, а Battle Brothers – совсем недавно.
Всем хороша серия Monster Hunter, однако есть у нее один недостаток – уж больно привередливо детище Capcom к платформам. Часть ее выпусков поразбросало по консолям Sony, часть – по родине Марио и прочих Линков. Xbox же достались буквально крохи, а уж про PC и говорить нечего.
Свято место, однако, пусто не бывает: незанятые «монханом» просторы в меру сил обживают конкуренты. И если сериал God Eater особо удачным не назовешь, то Toukiden в кругах любителей жанра, волею судеб ограниченных персональными компьютерами, пользуется вполне заслуженной популярностью.
В играх-платформерах без взаимопомощи никуда: разнообразные животные покоряют уровни сплоченными парочками и в Banjo-Kazooie, и в новенькой Yooka-Laylee. Странно, что людей в таких играх не встретишь. Видимо, разработчики считают, что человеки для подобных миров – слишком скучный народ, или просто дружить не умеют по-человечески. Вот и в Snake Pass процветает зверюшное сотрудничество: дуэтом здесь выступают змея Нудл и колибри Дудл.
Мне кажется, мы стали забывать, что такое на самом деле инди-игра. К этой категории причисляют иногда даже титанов вроде Pillars of Eternity, которые создают профессиональные студии на многомиллионный бюджет и при поддержке пусть нишевого, но издателя. Нет, друзья, мы положительно забыли, что честная «индюшатина» делается, условно говоря, в гараже на коленке, желательно одним человеком, максимум двумя. Ну что же, встречайте Crisis in the Kremlin!
Давайте представим себе на минутку, что Гаррет подхватил-таки ту самую заразу, от которой перемерла половина Города. Болел сильно, и хоть не умер, но весь скукожился, позеленел, отрастил в придачу к длинному носу развесистые уши и обзавелся изрядной долей мизантропии. Управляться с луком при росте метр с шапероном не с руки: пришлось сменить лук на кинжал. А чтобы окончательно замести следы и перезапустить карьеру, мастер-вор взял себе имя Стикс и переехал из чего-то напоминающего Биг-Бен во что-то, имеющее много общего с фавелами Рио-де-Жанейро.
Has-Been Heroes – игра о тяжелом детстве. Таком, в котором автобусы еще не изобрели, поэтому до школы приходилось добираться пешком. Через заснеженный лес. Отбиваясь от нежити. Без хилера!
«Ничто не длится вечно, даже холодный ноябрьский дождь...» – пел Аксель Роуз во времена моего детства. Никакая игра не может существовать постоянно, как ни подпитывай ее новым контентом (ну, почти никакая). Как бы я ни любил Crusader Kings II, приходится признать: она уже надоела.
Самая душевная серия на девятом году жизни подходит то ли к концу, то ли к некоему переломному моменту – разработчики, похоже, еще сами не определились; одно понятно точно – о Dark Souls мы еще долго не услышим. Напоследок From Software выкатила второе и финальное дополнение для третьей части, The Ringed City.
До Band of the Hawk манга Berserk заглядывала на консоли только пару раз, да и то в ветхозаветные времена Dreamcast и PS2. Что странно, поскольку для превращения в игру «Берсерк» подходит идеально: первые арки легко ложатся на механику Musou-боевиков, а с определенного момента события так и просят переложения в клон God of War.
И если последний вариант, скорее всего, никогда не сбудется, то появление классической забавы от Omega Force было лишь вопросом времени – ведь свою не менявшуюся с начала двухтысячных механику «убей одним воином миллион китайцев» студия к чему только не прикручивает (даже до «Зельды» добралась!). Удивительно только то, что до Berserk’а дело дошло так поздно.
Повседневность удручает каждого, кому не повезло быть затянутым в череду будней. Неудивительно, что разработчики имеют привычку обходить стороной «обычную жизнь», предпочитая обращаться к магической реальности и героическим мотивам, противопоставляя сказку серой обыденности. Но – не создатели Night in the Woods.
Все началось в далеком 2005 году, когда два друга из Бельгии – Жан-Мишель Вилен и Мартин Пиерло – захотели создать игру, в которую им самим бы никогда не надоело играть. В мечтах им представлялось нечто проработанное и стратегическое вроде Magic the Gathering.
Мало кто сомневался, что The Legend of Zelda: Breath of the Wild будет хорошей игрой, но вот в том, что она получится выдающейся мы, честно говоря, сомневались. Тем приятнее обнаружить, что в итоге мы получили лучшую «Зельду» за долгие годы и самый прекрасный из когда-либо созданных открытых миров.
В рядах BioWare завелся вредитель. Возможно, не один. Возможно (даже наверняка), их целая сеть, охватившая целые отделы и даже дотянувшаяся до пары руководителей как минимум среднего звена. Иначе как объяснить, что игра с отличным потенциалом почти весь этот потенциал растратила совершенно глупым образом?
Старт продаж новой консоли – всегда событие, но в случае такой необычной вещицы, как Nintendo Switch, положенная по случаю шумиха получилась как минимум вдвое громче привычного. Продастся или нет? Успех или провал? В «Твиттере» аналитики всех стран соревнуются в прогнозах по числу разошедшихся копий в первую неделю, месяц и год. Делают выводы по первым сводкам крупных ретейлеров, строят графики, публикуют сравнительные таблицы.
Вряд ли даже сами создатели ожидали, что разработка Nier: Automata привлечет такое внимание. Кто вообще играл в первый Nier? А в родственную ему серию Drakengard? Правильный ответ на оба вопроса: очень и очень немногие, по крайней мере, за пределами Японии. А тут на тебе: и косплей на каждом углу, и фан-арт, и бурные обсуждения: каждый так и норовит вспомнить, какой все-таки великий и недооцененный был этот самый первый Nier. Ну а его директор Таро Йоко вмиг стал культовым персонажем.
Том Кленси умер, но дело его живет: бравые американские военные под патронажем Ubisoft продолжают разносить по всему миру доброе и вечное, крутея день ото дня. Задачи вроде «вызволить заложника» или «устранить лидера террористов» для них уже так, утренняя разминка; на повестке дня – освобождение народа Боливии от наркокартеля, захватившего власть, силами четырех спецназовцев-«призраков».
Раньше – когда трава была зеленее, диски круглее, а одышка при подъеме по ступенькам отсутствовала вовсе – выструганные по лекалам Westwood стратегии заполняли полки магазинов, что бутылки шампанского перед Новым годом. Лекала, меж тем, были нехитрые: строительство базы, накопление ресурсов и «огромные» армии в полтора землекопа.
Нынче все не так: последним титаном, скроенным по тем стандартам, остается StarCraft 2, а все остальные места в стратегической лавке позаняли более глобальные собратья по жанру – вспомнить тот же Ashes of the Singularity или серию Total War. На их фоне Halo Wars 2 смотрится приветом из прекрасного далека: маленькие уютные базки, крохотный лимит на юниты, в мультиплеере – упор на скорость клика, в одиночке – на сюжет.
Иногда может показаться, что Nintendo годами кормится только лишь со старых хитов калибра Super Mario. Впечатление обманчивое, чего стоит один только шутер Splatoon, за полтора года захвативший пять миллионов консолей Wii U. Другой вопрос, что многим из новинок Nintendo такая популярность может только сниться. Более того, иногда эта компания и вовсе выпускает игры, которые заставляют всерьез задаться вопросом – все ли в порядке в японском королевстве?
От старого приятно избавиться: выкинуть прохудившуюся кожанку, сдать в утиль затупившийся дедушкин меч да переодеться в добытые правдами и неправдами артефакты. А что если довести дело до конца, избавившись заодно и от надоевшей тушки? Она уже вся в шрамах, телосложение не назовешь идеальным, да и вообще – не модно это нынче, быть человеком. Лучше уж эльфом с дизайнерскими ушами. Или мутантом. А то и вовсе прямоходящей ящерицей с красивым кожаным гребнем на голове. А надоевшую тушку – прочь!
Про Realpolitiks можно было написать самую короткую рецензию в истории. Звучала бы она так: «Эту игру сделали польские разработчики, которые параллельно создают survival-проект по мотивам трагедии на подлодке «Курск». И все. Разве что добавить – издателем выступает российская компания 1С, что лично для меня несколько странно.
На примере Double Dragon 4 можно пронаблюдать, что бывает, когда «ту самую» игру берут и самыми что ни на есть франкенштейновскими методами возвращают к жизни. Причины вроде как понятны – ностальгирующих по более зеленой траве и голубому небу «тех самых» игр немало, почему бы и не побаловать старичков? Тут-то и оказывается, что 30-летняя выдержка может пойти на пользу коньяку, но никак не видеоигре.