Уже 10 ноября на прилавках должны появиться новые игровые консоли Microsoft: Xbox Series S и Xbox Series X. Каковы их возможности и чем они отличаются друг от друга? Ответ найдется в нашем материале.
Для начала хочется огорчить невнимательных геймеров, считающих, что более доступный Series S (рекомендованная стоимость 26 990 рублей) отличается от Series X (45 590 рублей) лишь отсутствием оптического привода и вдвое меньшей емкостью встроенного SSD-накопителя. Если процессорные мощности обеих модификаций практически равны (отличия сводятся к незначительной разнице в максимальной тактовой частоте), то графическая производительность Series X втрое выше: 12 Терафлопс (32-битных операций с плавающей точкой в секунду) против 4 Терафлопс для Series S.
Соответственно, Series X ориентируется на игры в разрешении 4К с частотой обновления до 120 Гц и даже поддерживает разрешение 8К с частотой 60 Гц, тогда как для Series S заявлена работа в разрешении 1440p (т.е. 2560х1440 точек). Причем даже оно для ряда игр выглядит излишне оптимистично. Скажем, для Watch Dogs: Legion уже вполне официально заявлена работа Series S в динамическом разрешении 1080p (динамическое разрешение, напомним, означает автоматическое снижение разрешения для удержания требуемой частоты смены кадров). Также только в 1080p для Xbox Series S обещана работа и в For Honor, Grounded, Fortinte и Destiny 2. Впрочем, есть немало игр, в которых Series S должен поддерживать разрешение 1440p, а простенький The Touryst готов даже в 4К работать при 60 fps.
На подобное соотношение возможностей намекают и названия приставок, для чего достаточно взглянуть на модели предыдущего поколения. Если Xbox One S образца 2016 года начинкой почти не отличался от вышедшего в 2013 году оригинального Xbox One, то увидевший свет в 2017 году Xbox One X до релиза моделей нового поколения сохраняет гордое звание самой производительной по «железу» консоли. Эти же индексы используются и в новых моделях Xbox Series.
Основа начинки всех приставок нового поколения (включая, и PS5) почти идентична. Все они используют наработки AMD как в процессорной, так и в графической части, объединенные в единую систему-на-чипе (SoC) – что нам вполне знакомо по консолям предыдущего поколения. Процессорная часть новинок базируется на архитектуре AMD Zen 2, имеет 8 вычислительных ядер с поддержкой двух вычислительных потоков на ядро (SMT) и тактовую частоту около 3,5 ГГц. Процессор Series X чуть быстрее (до 3,8/3,66 ГГц в обычном/SMT режиме против 3,6/3,4 ГГц у Series S).
Графическая часть основана на архитектуре AMD RDNA 2, которую используют новейшие Radeon RX 6000. В активе этой архитектуры помимо высочайшей производительности (как удельной «на ватт», так и общей) значится аппаратная поддержка трассировки лучей.
Впрочем, по общему быстродействию до вариантов для PC консольные графические ускорители все же не дотягивают. Если младший среди ожидающихся графических ускорителей AMD Radeon RX 6800 должен иметь 60 вычислительных блоков (Compute Units, CU) на частоте до 2105 МГц и производительность 16 Терафлопс, то в распоряжении графического процессора Xbox Series X имеется 52 CU на частоте 1825 МГц с производительностью 12 Терафлопс. Это, впрочем, тоже весьма немало: выше показателей GeForce RTX 2080 Super (11,2 Терафлопс) и почти что уровень GeForce RTX 2080 Ti (13,4 Терафлопс), которая до недавнего времени являлась самой быстрой видеокартой для PC.
Графические возможности Xbox Series S гораздо скромнее: всего 20 CU на частоте 1565 МГц. В целом быстродействие графики Xbox Series S очень близко к PS4 Pro (4,2 Терафлопс) и значительно ниже, чем у Xbox One X (6 Терафлопс).
В качестве памяти у всех новых консолей применяется GDDR6, которая используется как в качестве оперативной (и такой вариант намного быстрее, чем DDR4 на PC), так и для нужд графического ядра. Однако объем и быстродействие памяти у модификаций новых Xbox серьезно отличается. В активе Series X 16 ГБ GDDR6 с 320-битной шиной передачи данных (10 ГБ для игр со скоростью передачи данных 560 ГБ/с и 6 ГБ для прочих нужд со скоростью 336 ГБ/с). В распоряжении же Series S лишь 10 ГБ на 128-битной шине со значительно меньшим итоговым быстродействием (8 ГБ со скоростью 224 ГБ/с и 2 ГБ со скоростью 56 ГБ/с).
Для хранения данных новые Xbox используют быстрый SSD емкостью 1 ТБ (Series X) или 512 ГБ (Series S). При этом часть емкости накопителей зарезервирована под нужды системы, так что пользователю для установки игр доступно лишь около 800 ГБ на Series X и около 360 ГБ на Series S. Хранилище может быть расширено подключением специального накопителя оригинального форм-фактора производства Seagate емкостью 1 ТБ. И, пожалуй, с учетом аппетитов современных игр до дискового пространства, решение с нестандартным накопителем с точки зрения пользователя выглядит наиболее спорно во всей начинке – не секрет, что изделия в проприетарном форм-факторе стоят, как правило, ощутимо дороже аналогов в общепринятом формате. Это подтверждает и ценник на Seagate Storage Expansion Card for Xbox Series X|S, который составляет $220 – почти половину от заокеанской цены Xbox Series X ($499) и дороже многих быстрых SSD форм-фактора M.2. Но и конкурент в лице PS5 также использует проприетарный накопитель – пусть и в стандартном форм-факторе M.2.
Впрочем, нестандартный накопитель в реализации для Xbox имеет и ряд достаточно весомых преимуществ. При не слишком выдающейся по меркам современных NVMe-накопителей базовой скорости передачи данных (до 2,4 ГБ/с) в его активе имеется поддержка аппаратного ускорения распаковки – и при работе со сжатыми данными скорость вырастает до весьма впечатляющего уровня 4,8 ГБ/с. Для обеспечения подобного уровня быстродействия традиционными средствами понадобилось бы занять распаковкой четыре вычислительных ядра архитектуры Zen. Другой же весомый и приятный бонус такого решения – заметно меньший объем, занимаемый играми на диске.
Кроме того, Xbox Velocity Architecture, в рамках которой выполнены накопители новых Xbox, включает в себя новый DirectStorage API и технологию Sampler Feedback Streaming (SFS). DirectStorage API улучшает контроль над операциями ввода-вывода (организация нескольких очередей ввода-вывода, настройка приоритизации различных операций, снижение уровня задержек), а SFS резко увеличивает эффективность использования видеопамяти за счет возможности подгрузки лишь отдельных MIP-уровней текстур, которые требуются в текущий момент. В итоге обеспечивается прямой, мгновенный, низкоуровневый доступ к более чем 100 Гб игровых данных на SSD как раз тогда, когда игра того требует – и в итоге общая эффективность использования «железа» значительно превосходит тот уровень, который можно ожидать при взгляде на его спецификации.
Одним из следствий такого подхода стала возможность быстрого переключения между несколькими играми без потери прогресса прохождения – эта функция получила название Quick Resume. Можно одновременно запустить несколько игр и переключаться между ними за несколько секунд, попадая каждый раз ровно в тот момент, в который та или иная игра была переключена перед этим.
Желающие сэкономить могут использовать внешний накопитель с подключением по интерфейсу USB 3.1 – пусть он и не обеспечит столь высокого быстродействия, но обойдется ощутимо дешевле. Правда, это решение будет работать только для игр предыдущих поколений в режиме совместимости – «родные» игры на таком накопителе можно только хранить (что актуально в случае медленного интернета, не позволяющего быстро установить игру заново), но не запускать.
Еще одной особенностью всех без исключения консолей нового поколения является наличие выделенных процессоров обработки звука, что должно как повысить качество звуковых эффектов, так и снизить нагрузку на центральный процессор, который сможет уделять еще больше внимания игровым вычислениям.
Коммуникационные возможности Xbox Series X и Series S идентичны: пользователю предлагается двухдиапазонный модуль Wi-Fi 802.11ac, гигабитный сетевой порт, три разъема USB 3.1 Gen1 и выделенный двухдиапазонный приемник сигнала для аксессуаров. Подключение к телевизору осуществляется посредством интерфейса HDMI 2.1.
Производительная начинка Xbox Series X (блок питания мощностью 315 Вт говорит о количестве тепла, которое необходимо отвести) требует серьезного охлаждения – и было сделано немало для того, чтобы обеспечить одновременно высокую эффективность и минимальный уровень шума.
Консоль имеет вертикальную ориентацию с вертикальной продувкой размещенным сверху вентилятором диаметром 130 мм, который забирает холодный воздух снизу и выбрасывает нагретый воздух вверх. Для повышения эффективности охлаждения материнская плата была разделена на две части, соединенные алюминиевым шасси, которое также выполняет функции радиатора. На одной из «половинок» разместилась SoC с массивным радиатором и испарительной камерой, а на второй – южный мост и прочие вспомогательные элементы.
Размеры консоли составляют 15,1 х 15,1 х 30,1 см, а вес – около 4,5 кг. Приставка может быть размещена как вертикально, так и горизонтально (для этого предусмотрены резиновые опоры на одной из боковин). Однако в «лежачем» положении внешность Series X будет портить несъемная подставка, да и охлаждению это на пользу явно не пойдет.
Конструкция Xbox Series S значительно менее экстравагантна и в целом основывается на компоновке Xbox One S – только с меньшими размерами и весом. Это самый маленький и легкий Xbox за все время существования консолей Microsoft: размеры модели составляют 6,5 x 15,1 x 27,5 см, а вес – 2 кг. Летом лежащую на книжной полке консоль в видеороликах руководителя Xbox Фила Спенсера не рассмотрели даже дотошные фанаты!
Ряд доработок получил и беспроводной игровой контроллер новых Xbox (черный у Series X и белый у «эски»). Обновилась конструкция крестовины, в которой объединились возможности как комфортно задействовать только четыре основных положения, так и использовать промежуточные позиции без риска их случайного нажатия. Бамперы получили несколько более скругленную форму, что позволило увеличить диапазон размеров рук, чувствующих себя комфортно на геймпаде.
На часть поверхности бамперов, а также на триггеры, была добавлена точечная текстура. Появилась кнопка «Share», позволяющая мгновенно поделиться скриншотом или клипом игрового процесса. Наконец, была проведена немалая работа по снижению задержек управления – причем так, чтобы изменения в механизмах передачи сигнала не сказались на совместимости нового геймпада с консолями прежних поколений.
Мощным бонусом Xbox Series X|S является обратная совместимость с играми для всех прежних поколений Xbox – причем для старых игр можно активировать функцию Auto-HDR, которая добавит эффекты расширенного динамического диапазона даже в те игры, в которых подобное не предусматривалось.
Совместимость со старыми играми дополняется технологией Smart Delivery: игру достаточно купить один раз, чтобы запускать ее на разных поколениях консолей в наилучшем доступном качестве. Поддержка Smart Delivery будет обеспечена для всех игр разработки Xbox Game Studios (напомним, что под эту вывеску собирается все больше студий, включая, скажем, Bethesda и id Software), но для сторонних разработчиков будет опциональной. Успокоим волнующихся за Cyberpunk 2077: поддержка Smart Delivery для этой игры заявлена уже давно. Так что если, например, вы купили Gears 5 или Cyberpunk 2077 для Xbox One, то после приобретения Xbox Series X вам будет доступна оптимизированная под эту консоль версия игры без дополнительной платы.
Наконец, нельзя не упомянуть о возможностях подписки Xbox Game Pass, дающей возможность за умеренную абонентскую плату иметь доступ более чем к сотне различных игр, включая признанные хиты, список которых постоянно пополняется. Кроме того, план Xbox Game Pass Ultimate вскоре будет предоставлять доступ и к абонементу EA Play. На консолях включение EA Play в подписку Xbox Game Pass Ultimate произойдет в момент релиза Xbox Series 10 ноября, а на ПК – в декабре.
Итак, что же получается в сухом остатке? По базовым заявленным параметрам Xbox Series X обещает стать самой производительной консолью нового поколения, обеспечивающей достойную производительность в разрешении 4К для современных и будущих игр. По всем техническим характеристикам, за исключением скорости накопителя, она немного превосходит PlayStation 5 (чуть выше частота CPU, и примерно 20% преимущества в производительности графики и емкости накопителя), а стоит при этом чуть дешевле версии PS5 с дисководом. Единственным, хоть и очень весомым, аргументом за консоль от Sony остаются эксклюзивные игры – но им Microsoft может противопоставить практически полную совместимость со всеми предыдущими играми для любых Xbox, а также наличие доступных по цене подписочных планов.
Положение Xbox Series S выглядит на первый взгляд куда менее прочным: сильно урезанный графический процессор не позволяет сравниться по производительности даже с топовым решением прошлого поколения в лице Xbox One X, а заявленная ориентация на игры в разрешении 1440p изначально выглядит чересчур оптимистично. Однако на практике телевизоры имеют разрешение либо 1080p (оно же Full HD), либо 2160p (оно же Ultra HD или 4К), а разрешение 1440p характерно лишь для компьютерных мониторов – а к ним вообще-то принято подключать не игровую приставку, а игровой PC. Поэтому для тех, кто не спешит перебегать на оборудование повышенного разрешения, производительности Series S будет вполне достаточно. С учетом «заточки» на более скромные разрешения логично выглядят и прочие упрощения модели, позволяющие снизить себестоимость: при меньшем разрешении требуется меньше памяти под текстуры, а для меньшего объема данных можно и скорость передачи снизить – время загрузки изменится незначительно. Зато в Microsoft мудро решили практически не трогать возможности центрального процессора младшей модели, так что обилие врагов с расчетом ИИ, вычисления игровой физики и прочие процессорозависимые моменты не заставят «эску» тормозить в сравнении с Series X – если, конечно, не выходить за пределы скромных возможностей ее графического ядра. Да, Series X лучше во всем – но на телевизоре с разрешением Full HD разница будет незаметна, а лишние 20 тысяч рублей на дороге не валяются.