Агрессивную рекламную кампанию Watch Dogs Legion можно было пропустить, только полностью изолировавшись от мира, так что базу вы наверняка уже знаете: Лондон, 21 век. Городом заправляет частная военная корпорация Альбион, но это не мешает преступному Клану Келли проворачивать темные делишки. Как и раньше, противостоит им героическая банда хакеров DedSec, но теперь завербовать в нее можно любого прохожего.
Собственно, об этом новшестве Юбисофт и трещала в каждом ролике: посмотрите как круто, что можно играть и пенсионеркой, и афроангличанином, и гендерфлюидом. Надо лишь выполнить пару процедурно сгенерированных квестов – и любой NPC вступит в ряды DedSec.
Как и ожидалось, работает эта система паршиво. Квестов заготовили немного, если набрать хотя бы полтора десятка бойцов – непременно словишь повтор. Особенно часто встречается история про кражу органов: приходится ехать в одну и ту же больницу, взламывать один и тот же сервер, отслеживать координаты машины с органами и пригонять ее обратно. Причем – с одной и той же стоянки.
Порой генератор выдает и вовсе абсурдные ситуации. Например, за бойцом Альбиона охотятся бандиты. Наш подопечный говорит – не волнуйся, разрулим. Подкатывают бандиты, открывают огонь, проезжающий мимо патруль Альбиона слышит выстрелы, перемалывает бандитов в труху. Все, задание выполнено, альбионец в наших рядах, даже если наш подопечный за всю схватку пальцем не пошевелил.
С другой стороны, что проезжающие мимо альбионцы реагируют на действия не только игрока, но и NPC – это хорошо. И вообще, именно жизнь города Legion отрабатывает на совесть. Например, у каждого встреченного лондонца есть график, по которому он живет. Конечно, тут тоже бывают странности: например, наркоман ширяется строго с 23:00 до полуночи, каждый день, в одном и том же парке. Но в целом приятно видеть, что народ курсирует не просто так, а из дома на работу, а с работы – навестить родственников или посидеть в пабе.
Также у каждого NPC есть друзья и враги. Причем если отметить какую-нибудь Рашану как потенциального рекрута, игра сама будет подсвечивать прохожих: вот это друг Рашаны, его не трогай, потому что если другу прописать люлей – Рашана начнет хуже относиться к DedSec, и придется выполнять больше заданий, чтобы ее завербовать. Как Рашана безошибочно узнает, что виноват именно DedSec – вопрос открытый, но спишем это на игровые условности.
Соответственно, система работает и в обратную сторону: если грохнуть врага нашей условной Рашаны, или защитить ее от нападения, она сразу полюбит DedSec, а то и немедленно вступит в наши ряды. Ее друг, кстати, тоже. В общем, система незамысловатая, но приятная.
Вечный запасной
Жаль, что набирать бойцов десятками нет смысла. Да, между ними можно свободно переключаться вне боя, но в каждый конкретный момент управляешь только одним, и остальных нельзя таскать за собой, как напарников. Кроме того, с точки зрения функционала все болванчики абсолютно идентичные. Что женщины, что мужчины, что молодые, что старые, что наркоманы, что спортсмены – все одинаково быстро бегают, одинаково ловко прыгают и обладают одинаковым запасом здоровья.
Функциональные различия обеспечивают только перки. Даже набившие оскомину боевые пенсионерки – это производная не от возраста, а от перка «Неторопливый» (да, именно неторопливый, а не старый или немощный, надо быть политкорректными). Этот перк означает, что персонаж не может бегать и пользоваться укрытиями, а также использует особый набор движений для паркура и ближнего боя. Если же этой черты нет – можно спокойно выставлять 70-летнюю женщину хоть на кулачные бои, справится не хуже молодых.
Прочие перки тоже не все одинаково полезны. Например, музыканты и танцоры могут сыграть и спеть, но в лучшем случае прохожие подкинут им за это немного денег. Звезду периодически узнают на улицах, но в вербовке это не помогает и прятаться от врагов не мешает. Попрошайка может клянчить мелочь, но проще нанять вора, который будет обчищать карманы вырубленных врагов. Еще несколько перков работают пассивно: это всякие инвесторы, увеличивающие весь получаемый доход, медсестры, ускоряющие лечение, и так далее. Нанимаешь, оставляешь на базе и больше о них не вспоминаешь.
Война клонов
Реальную ценность имеют лишь несколько перков. Например, быстрая перезарядка хака, возможность воровать электронные ключи с любого расстояния, увеличенный запас здоровья, усиленные удары в ближнем бою и так далее. Экипировка, кстати, тоже идет как перк. То есть в мире Watch Dogs Legion нельзя пойти в магазин и купить водопроводную трубу. Или найти ее на свалке. Или снять с трупа. Или на худой конец одолжить у товарища. Сгенерился с соответствующим перком – будет труба, нет – можешь о ней и не мечтать. С автоматами, пулеметами и прочим огнестрелом ситуация аналогичная: не продается, и все тут. Поэтому деньги в игре по сути не нужны – они тратятся только на косметику, то есть одежду и всякие раскраски для пушек и машин.
Тем не менее, прокачка в игре есть, и осуществляется она за счет отдельного ресурса под названием «технологии». Их можно потратить, например, чтобы увеличить запас здоровья. Или научиться взламывать новые типы дронов. Или прокачать тот или иной гаджет: радиоуправляемого паука, электрокастет, дрона-бомбера и так далее. Или даже разжиться и оружием, хоть и сугубо нелетальным. С самого начала каждому члену DedSec доступен пистолет-шокер, а со временем можно открыть и пистолет-пулемет с электропатронами, и даже электрогранатомет. Причем все, что открыто за «технологии», становится доступным каждому бойцу DedSec, вне зависимости от его перков.
Технологии выдаются за прохождение миссий, но в основном они спрятаны на лондонских особо охраняемых объектах: больницах, полицейских участках, опорных пунктах Альбиона и бандитских притонах. В любом случае, на такой территории полно охраны, и чтобы поживиться технологиями, придется либо всех мочить, либо стелсить.
Ножи - выбор мастеров
Стелс выполнен в традициях серии: сначала можно взломать камеры, отметить, кто где стоит, подготовить ловушки, наметить маршрут. Из несомненных плюсов – в каждую локацию только пешком можно проникнуть как минимум тремя путями. А ведь еще можно вызвать грузовой дрон, прилететь на крышу и действовать сверху вниз. Или забросить на территорию дрона-паука, который умеет не только хакать, но и забирать предметы. Можно подойти к проблеме творчески: например, если нужно украсть машину – не обязательно ломиться на территорию самому, никто не мешает взять ее под дистанционное управление и просто выкатить на улицу.
Минус в том, что противники к такому абсолютно не готовы. Если они увидят, что машина едет сама по себе – они ее отключат, но только на время. Никому в голову не придет отогнать ее обратно, или, например, отсоединить аккумулятор, чтобы она уже никуда дистанционно не смогла уехать. Да и вообще они почти слепы – приноровившись, можно гулять по вражеской базе как у себя дома.
Зато неожиданно весело управлять тем самым пауком-дроном. Он маленький, шустрый, прыгучий и легко вырубает зазевавшегося противника – но если его заметят, дохнет очень быстро. Поэтому нужно прятаться под столами, за коробками, на шкафу, чтобы в нужный момент выскочить и впиться кому-нибудь в лицо. Очень напоминает Лицехватов из «Чужих».
Собственно боевка Legion не преподносит сюрпризов: противники интеллектом не блещут, зато их много и поэтому иногда они все-таки оказываются с фланга или с тыла. Наши подопечные – шустрые, ловкие, точные, но не особо выносливые, поэтому регулярно приходится отсиживаться за укрытиями, пока не восстановится здоровье. Есть только одно новшество: пока герой не достал пушку – противники, как правило, тоже не будут стрелять, а ломанутся в ближний бой.
Рукопашная обставлена бедно: есть серия быстрых ударов, есть спецудар, пробивающий блок, есть уворот. Если увернуться, когда противник уже начал замах – можно нанести неблокируемый контрудар. В общем, рукопашные схватки не представляют ни малейшей сложности, тем более что здоровье регенерирует прямо во время драки. Другой вопрос, что если противников соберется много, один из них может передумать и открыть огонь, а на ствол с голыми руками ходить не рекомендуется.
Дело в том, что если агента избили - он попадет в больницу или КПЗ, и через некоторое время благополучно оттуда выйдет. А вот если его застрелят - это все, могила, ищите другого. Во всяком случае, на айронмене, на обычной сложности можно получать пули сколько угодно. И это хорошо: в целом Legion получилась довольно легкой, но сильные агенты спавнятся редко, и риск навсегда потерять одного из них придает происходящему остроты.
Ну и напоследок – о сюжете. Напоследок потому, что сказать о нем особенно нечего, это совершенно шаблонная история про активистов-хакеров, которые сражаются с несправедливой системой, расклеивая плакаты, раскрывая заговоры и взламывая все подряд. И если Watch Dogs 2 более-менее выезжал за счет персонажей, то здесь такого нет. Большую часть времени наставления дает искусственный интеллект Бэгли, иногда по видеозвонку выходит на связь Сабина – член DedSec, которая уехала из города и спряталась на конспиративной даче. Есть и другие именные персонажи, но они тоже в основном выступают «закадровым голосом», с ними не чувствуешь связи. Тем более что играем мы за процедурно сгенерированного болванчика, у которого по понятным причинам нет ни персональной мотивации, ни эволюции характера – а потому все диалоги максимально аморфные и незапоминающиеся.
В общем, Watch Dogs Legion – это классическая игра в стиле «развлеки себя сам». Она зайдет тем, кому интересна симуляция мира, кому нравится читать биографии прохожих, отслеживать их связи и изучать реакцию на разные события. Она понравится тем, кто любит изучать сам мир: он и сам по себе красивый, и локации встречаются интересные. Но если вы любите сюжетные игры, с яркими персонажами и интересными миссиями – забудьте.