The Elder Scrolls Online вышла в самый подходящий момент: всего три года спустя после релиза «Скайрима», когда древнесвитковая тема достигла, кажется, пика популярности. В онлайн тогда рванули даже далекие от MMORPG игроки. Они же пару недель спустя рванули из него обратно. Все-таки жанр, как ни крути, специфичен, и требует мириться со многим. Хотя бы с тем, что по миру, который после одиночных игр привык считать своим, носятся орды добытчиков экспы и лута.
После чего The Elder Scrolls Online немного ушла в тень. Однако сегодня, спустя шесть лет после дебюта, можно сказать, что чувствует себя игра очень даже неплохо. Особенно на фоне того, что сам жанр под давлением сессионок переживает далеко не лучшие времена.
Хотя с самого релиза одним из ключевых плюсов игры была заявленная возможность побродить чуть ли не по всему Тамриэлю, на практике многие из регионов приберегли для дополнений. Одно из них отправляло погулять нас по острову Вварденфелл, другое посылало к высшим эльфам на Саммерсет, а третье выписывало путевку к каджитам. События Greymoor разворачиваются в Скайриме. А если говорить точнее, то в западной его части (восточная в игре присутствовала с самого запуска).
Опять власть меняется
Чтобы онлайновые и офлайновые свитки не толкались на одном и том же сюжетном поле, описанные в них события разнесены по времени на сотни и сотни лет. В The Elder Scrolls Online Скайрим еще не является частью империи, а соответственно и лозунг «Скайрим для нордов» не приобрел пока актуальность. Регион в то время был разделен на несколько королевств (Западный Скайрим, Восточный Скайрим и Предел), чьи правители, как водится, глядят друг на дружку голодными северными волками.
У The Elder Scrolls Online есть одно важное отличие от большинства MMORPG, в которых новый контент всегда является этаким последним звеном контентной цепи. Когда после выхода обновы в игре-долгожительнице появляется новичок, во время прокачки ему светит настоящий марафонский забег по старым и обезлюдевшим локациям. Альтернатива тут только одна – задонатить, чтобы сразу получить персонажа с актуальным уровнем. Такая система сильно замедляет приток новой аудитории, а потому шаг разработчиков World of Warcraft, которые решили в два раза уменьшить левелкап, выглядит вполне логичным. The Elder Scrolls Online устроена иначе. Создав нового персонажа после выхода Greymoor, вы сразу окажетесь в Скайриме и начнете проходить его сюжетную ветку (очень, к слову, неплохую). Которая, как и положено по канонам серии, начнется с побега из тюрьмы.
Разработчики онлайновых «свитков» вообще очень умело играют на чувстве ностальгии, поэтому не стоит удивляться, что стартовый ролик начнется с поездки в телеге по снежным просторам, а первой фразой, которую вы услышите, станет легендарная «Hey you, you’re finally awake?» Затем придет черед познакомиться с главными плохишами новой главы. Ведьмы, оборотни и вампиры попьют немало вашей крови в прямом и переносном смысле.
Места боевой славы
Западный Скайрим поначалу кажется не таким уж большим – Солитьюд, Морфал, Драконий мост, еще парочка мелких поселений плюс какое-то количество снежно-горных ландшафтов. Но впечатление это обманчивое. Прежде всего, благодаря Черному пределу. Формально – это огромная пещера, но по факту – целый подземный мир, где располагается крупнейшее двемерское поселение в регионе. С двемерами там, понятное дело, напряженка, зато с нежитью полный порядок.
Второй важный момент – сам по себе размер в онлайновых «свитках» имеет не такое уж большое значение. Локации тут в сравнении с другими ММО кажутся весьма компактными, но при этом отличаются повышенной концентрацией контента. Помните, как было в пятых «свитках»? Выйдешь в первый раз прогуляться из Винтерхолда в Маркарт и сколько всего интересного по пути встретишь. В The Elder Scrolls Online все примерно так же: выходишь из Солитьюда делать сюжетный квест, а через час понимаешь, что находишься на другом конце карты от цели. Тут пара дополнительных заданий встретится, там в лагерь великанов сунешься, вон внеплановая пещера на горизонте показалась… ну или вовсе влетишь в эпицентр магической бури. Последние характерны только для Западного Скайрима, но по сути своей напоминают хорошо знакомые старожилам The Elder Scrolls Online мировые ивенты, которые присутствовали в игре с самого релиза. Хотя антураж, конечно, уникальный. Местные ведьмы начинают ритуал, который в лучшем случае выжигает у всего живого мозг (а в худшем – порождает лютое желание вцепиться в ляжку проходящему мимо приключенцу). Повсюду алые всполохи, лезет какая-то нежить, а подошедшие на огонек игроки с улюлюканьем носятся по полю и пытаются этот спектакль прекратить. Выглядит эпично, играется бодро, а времени занимает минут 10-15.
Джонс. Индиана Джонс
В Greymoor дебютировала новая механика – поиск реликвий. По названию напоминает разновидность крафта, но устроено все иначе. Вы получаете магический артефакт, который позволяет определить регион на карте, где зарыта некая реликвия. Оформлен поиск в виде простой, но забавной головоломки по захвату точек. Затем едете в нужную местность, снова активируете артефакт, который уже показывает более точное расположение реликвии. После чего находку нужно аккуратно выкопать, что опять же оформлено в виде мини-игры. Добыть таким образом удается либо просто безделушки, которые можно выгодно сбагрить торговцам, либо что-то более-менее полезное. В том числе и предметы для обустройства жилища. В целом – неплохая необязательная добавка к базовому геймплею.
Также в Greymoor была пересмотрена ветка вампирских навыков у персонажей-игроков (да, тут можно стать кровососом), что выглядит вполне логично с учетом сюжетной тематики дополнения. В ветке скиллов появились новые навыки, которые сделали ее более конкурентоспособной. Но учтите, за беспредел в людном месте будут карать.
Само собой, не обошлось без нового рейда на 12 игроков, в котором надо отбивать нападение не только вампиров, но и морских великанов. Самих великанов можно встретить и в обычных инстансах. Некоторые из них ребята неприятные. По площадям шпарят от души.
Великий и могучий
Ну и конечно, нельзя не отметить появление в игре русской локализации. Само собой, только текстовой, потому что озвучки тут столько, что никаких бюджетов не хватит. Переведено было все, включая даже любимые знатоками лора книжки. Сработали локазиторы неплохо, хотя, конечно, где-то видны мелкие недочеты, которые без проблем можно поправить патчами. Всерьез напряг один момент: перебор с феминитивами. Если с шахтеркой еще можно смириться (такое слово, по крайней мере, в словарях встречается), то вот пехотинка – это уже за гранью Даля и Розенталя. Надеемся, тоже поправят.
Получать удовольствие от игры перевод точно не помешает. А удовольствия там много. К тому же после завершения скайримской эпопеи никто не запрещает пройти пропущенные ранее дополнения или базовую игру. А этих свитков хватит вам на десятки и десятки часов.