После релиза успешной Until Dawn студия Supermassive Games замахнулась на антологию ужасов. Каждый год британцы стабильно выпускают по одной игре, и на данный момент таковых набралось уже три штуки. Нас провели по палубам пропавшего корабля в Man of Medan, познакомили с суеверными жителями из далекого прошлого в туманном городке Little Hope, а теперь похоронят в руинах древнего храма шумеров на территории Ирака. Кто же вернется живым из очередной экскурсии?
На этот раз бестолковая молодежь (завсегдатаи первых двух частей) ушли на перекур, уступив место американским морпехам. А вот количество главных героев осталось неизменным, их тут пять, как и в прошлых играх серии.
Раз уж на первые роли вышли солдаты, то можно было бы предположить, что и коллектив на этот раз будет чисто мужской. Но нет, сценаристы нашли местечко и для двух барышень. Первая – агент ЦРУ по имени Рэйчел с синдромом сильной и независимой женщины обладает талантом выводить из себя окружающих, поэтому прозвище «альфа-сука» от коллег она заслужила по праву. Вторая же попала в игру скорее для массовки. Управлять ей нельзя, а в случае с хоррором это верный признак того, что такой персонаж долго не протянет.
Ситуация в Ираке как обычно напряженная: от разведки США поступила информация о некоем хранилище, где противник якобы держит химическое оружие. Разумеется, американское командование решает тут же его захватить. Но в ходе операции все пошло не по плану, и по вине землетрясения отряд морпехов, а также парочка иракских солдат проваливаются сквозь землю и оказываются в шумерских катакомбах. Кстати, Лара Крофт просила передать, что очень обиделась на то, что ее не позвали.
В House of Ashes британцы не стали нагнетать интригу: уже из вступительного ролика становится понятно, что случайные расхитители гробниц вторглись во владения летучих мышей-переростков (вспомнились вендиго из той самой Until Dawn). В подземельях эти существа томятся давно, и конечно, они будут очень рады буквально свалившемуся на них с небес бесплатному ужину.
Если вы ждали хоррор с гнетущей атмосферой или психологический триллер, можем вас разочаровать. На этот раз у Supermassive Games получился скорее боевик с недурно поставленными экшен-сценами и красивыми локациями, которые умело показывает камера виртуального оператора (особенно удачно получилось в финале).
Один в храме не воин
Несмотря на уклон в сторону экшена, присущие серии геймплейные механики по большому счету не изменились. Здесь есть уже знакомый «эмоциональный компас» с выбором реплик и, разумеется, большое количество QTE. Еще сюда перекочевала коридорность, за которое в свое время ругали Man of Medan, но, как ни странно, подземелье получилось куда более светлым, нежели отсеки торгового судна, да и в целом древние руины подкупают своим антуражем.
Смогут ли все герои дожить до финала? Это по-прежнему зависит от принятых нами решений. Иногда игра сама подскажет результат перед судьбоносным выбором, а порой нужно довериться воле случая. Последствия охватывают чаще всего короткий промежуток времени, причем, если кто-то из команды погибнет от удара когтистой лапы, нам дадут возможность переиграть эпизод. Например, в одной из напряженных схваток монстр нападает на солдата, и ты выручаешь его, жертвуя другим героем. Пришлось перебрать порядка четырех вариантов, чтобы понять: если не строить из себя спасителя, то потенциальная жертва сама выберется из передряги, и все останутся живы.
Как и раньше, в игре можно подсмотреть отрывки предполагаемого будущего, которые скрыты во фресках – их можно найти, если внимательно исследовать локации. Также удается отыскать всяческие артефакты, а еще записи, оставшиеся от сгинувшей в катакомбах археологической экспедиции. Все это призвано пояснить происходящее в House of Ashes. Чтобы не было необходимости читать стены текста, описанные в записях события порой иллюстрируются с помощью видеороликов. Может, и не хардкорно, но зато понятно и удобно.
Semper Fi («Всегда верен»)
House of Ashes одновременно ведет нас по нескольким сюжетным направлениям: с одной стороны мы пытаемся понять, откуда взялись слепые, но прекрасно слышащие твари, с другой – разбираемся во взаимоотношениях между бойцами отряда. К примеру, имеется любовный треугольник, вершинами которого являются Рэйчел, ее муж, которого она год как не видела, и солдатик, угодивший в сети обыкновенной интрижки. Попутно проверяем на прочность суть фразы «братья по оружию»: можем ли мы зарыть топор войны и объединится с врагом или при первой возможности подставим, воткнув нож в спину. Если топить за девиз «один за всех и все за одного», то даже прожженный патриот США поможет иракскому солдату – когда смертельная опасность грозит всем, неважно на какой ты стороне баррикад. В режиме «киновечеринка», где роли пятерых героев можно разделить между друзьями, подобные ситуации явно добавят прохождению эмоций.
Хорошая режиссерская работа, простенькие, но забавные диалоги (недурная русская озвучка наконец не стесняется цензуры) с шуточками за триста «про твою мамку» и незамысловатые типажи персонажей – в целом для такого боевика большего и не требуется. Что действительно расстраивает, так это лицевая анимация, которая вернулась к тому уровню, что мы видели в Man of Medan. И ведь более-менее позитивная динамика прослеживалась в Little Hope, но нет, опять летим кубарем по лестнице вниз: «сделай лицо кирпичом, нет, еще кирпичнее».
От House of Ashes не ждешь откровений. При этом здешние игры в прятки с монстрами смотрятся куда более привлекательно, чем блуждание по кораблю-призраку в Man of Medan. Но пусть в этой главе антологии ужасов не хватает самого ужаса (даже скример встречается всего лишь раз за все время прохождения), но сама идея себя оправдывает: подобные интерактивные фильмы увлекают. Вот теперь сидишь и гадаешь, какой миф или легенду реализуют в следующий раз. Тем более, что конкурентов в подобном жанре у Supermassive Games, прямо скажем, немного.