Александр Крыков, 17 сентября 2020

Культовой серии Super Mario в сентябре этого года исполнилось 35 лет, и для Nintendo такой юбилей стал веским поводом выпустить целый ряд сборников и тематических переизданий для актуальной консоли. Владельцы Switch смогут сыграть и в 3D World, бывшую эксклюзивом Wii U, и почти в каждую двухмерную Super Mario, а самой главной звездой юбилея станет коллекция Super Mario 3D All-Stars – платформеры прошлого и позапрошлого десятилетия, которые сформировали не только жанр, но и основы дизайна всех современных трехмерных игр.

Super Mario 64

С боссами можно поговорить, и зачастую их реплики интересны

Первая звезда сборника 3D All-StarsSuper Mario 64. Запуская ее, невозможно поверить, что игра вышла в 1996 году, одновременно с Nintendo 64, когда рядовые игроки и разработчики не знали ни о трехмерных платформерах, ни о возможности управлять персонажем с помощью стика. Почти весь мир на тот момент продолжал оттачивать двухмерную графику, и Nintendo могла пойти тем же путем, но решила довериться фантазии разработчиков. В случае неудачи все могло выйти так, как у компании Sega, не сумевшей должным образом перевести в трехмерный облик серию Sonic the Hedgehog. В результате та лишилась мощного эксклюзива, который бы здорово пригодился ей на рубеже десятилетия, когда на рынок вышли столь мощные корпорации, как Sony и Microsoft.

Nintendo же вошла в новую эру с настолько качественной и новаторской Super Mario 64, что сумела пережить все дальнейшие сложности, а сама игра до сих пор не устарела. Возраст платформера выдает в основном его графика, которую для юбилейного сборника принципиально не обновляли, сохранив даже соотношение сторон картинки, и высокий уровень сложности – там, где современные игры прощают помарки, первый в истории трехмерный Mario наказывает по всей строгости. Даже освоить многочисленные типы прыжков – уже вполне себе испытание, а ведь без этого тут далеко не уйти!

Кое-что не меняется: зеленый панцирь всегда остается универсальным оружием

Неподготовленного игрока вышедшая в прошлом веке Super Mario 64 способна удивить и своей нелинейностью, и множеством тайников, и относительно необычными способами уничтожения боссов. И если все это смотрится актуально и свежо даже сейчас, то представьте, какой революцией был оригинальный релиз для Nintendo 64! Эта игра переворачивала взгляды людей на перспективы и будущее видеоигр, формировала новые нормы и каноны. Неудивительно, что Nintendo не захотела делать ремейк или ремастер – их время, может быть, еще придет. Но в дни юбилея на первом месте стоит аутентичность – версия для Nintendo Switch потому и ценна, что позволяет познакомиться с одной из трех-четырех самых важных игр в истории – не с переделкой, а почти с оригиналом.

Super Mario Galaxy

Спустя одиннадцать лет и два консольных поколения после Super Mario 64 на Wii вышла Super Mario Galaxy – игра, которая мало того, что вывела жанр на новую высоту, так еще и в абсолютном зачете боролась за звание самой высоко оцененной в истории. В общем-то, выйди она впервые сейчас, на Nintendo Switch и в том виде, как в сборнике – то есть, с подтянутым разрешением – то поборолась бы за звание «Игра года». Этот платформер в свое время был создан для консоли, которая не осиливала Full HD-изображение – прямо как Switch в портативном режиме, – а потому на новейшей консоли Nintendo он смотрится как родной. Но только смотрится, ведь с управлением есть небольшие проблемы: оно рассчитано на гироскоп внешних контроллеров, и в портативном режиме сенсорный экран Switch не в состоянии идеально их заменить – хотя старается, с переменным успехом.

Боузер просто хотел создать полноценную ячейку общества…

При этом геймплей Super Mario Galaxy – все эти путешествия по кометам, сражения на космических кораблях, беготня вверх ногами и спасение инопланетных принцесс – до сих пор не имеет ни конкурентов, ни аналогов – даже в играх Nintendo. Атмосфера бескрайнего космоса наполняет и главных героев Super Mario Galaxy, и игроков неиссякаемой жаждой приключений, а прекрасно сбалансированный уровень сложности позволяет всем получить свою порцию удовольствия от путешествий и авантюр. Повторить этот успех удалось лишь Super Mario Galaxy 2, но она почему-то пока не получила переиздания. Прочие же более новые трехмерные Super Mario были другими – кое в чем лучше, чем Galaxy, но совершенно иными.

Super Mario Sunshine

В умелых руках графика и физика жидкостей даже в 2002 году и на консолях могла быть ого-го!

Третья игра в сборнике 3D All-Stars – это слегка подзабытая, особенно в нашей стране, Super Mario Sunshine – былой эксклюзив Nintendo GameCube. В то время как Super Mario Galaxy по основным своим параметрам (особенно, что касалось управления и приемов главного героя) была явной наследницей самой первой трехмерной Mario, игру 2002 года можно назвать чересчур дерзким и несколько недооцененным экспериментом. Главный герой в ней мог летать с помощью реактивного ранца, заряженного обычной водой. Эта способность служила заменой для целого ряда сложных прыжков, но упрощение акробатики компенсировалось выросшими масштабами уровней и появлением побочных квестов. Да и возможность использовать ранец в качестве водомета тоже значительно преображала геймплей – особенно сражения с боссами. В результате Super Mario Sunshine может похвастаться самым большим разбросом оценок – как среди миллионов рядовых геймеров, так и среди профильной прессы. Владельцам консоли GameCube могло быть даже обидно, что их единственная Super Mario оказалась, возможно, слишком экспериментальной, но с точки зрения нас с вами, все это только к лучшему – ведь таким образом в сборнике оказались три одновременно столь непохожих и в тоже время одинаково великолепных игры.

Не знаешь, как выбрать спелый арбуз? Позови на помощь героя!

Super Mario 3D All-Stars будет доступен лишь в ограниченный период времени – по окончании праздничных мероприятий приобрести этот сборник будет нельзя даже в фирменном цифровом магазине Nintendo. Картриджи же так и вовсе выпущены ограниченным тиражом и уже разлетелись по предзаказам. Учитывая ценность и важность игр из сборника для истории, несколько жаль, что Nintendo намеренно усложняет к ним доступ. Этот поступок японской компании выглядит странно. Впрочем, на качество сборника он не влияет, и Super Mario 3D All-Stars можно советовать каждому, кто любит видеоигры. Надеемся, что в дальнейшем все три игры станут доступны к покупке без каких-либо ограничений, пусть даже и по отдельности. Однако в красиво оформленном сборнике и по соседству со своими вынесенными в отдельные меню великолепными саундтреками все они смотрятся значительно более празднично и уместно – как и должно быть в дни юбилея.

Вердикт
  • Игровой интерес 10
  • Графика 7
  • Звук и музыка 8
  • Дизайн 10
  • Ценность для жанра 10
Оценка редакции
9.2
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!