Гнэл Унанян, 25 июля 2022

Среди киноманов бытует мнение, что Пол Верховен превратил не самое сильное из произведений Роберта Хайнлайна «Звездный десант» в блокбастер и золотую классику Голливуда. На самом деле все было немного не так. Фильм изначально не опирался на сюжет книги, а лицензия на роман Хайнлайна была куплена больше из опасений получить иск от издательства, чем для экранизации. Получается, что гениальный видеоряд от Верховена в силу разных обстоятельств «приклеился» к проходной книге Хайнлайна, изрядно улучшив ее имидж в глазах миллионов зрителей.

Примерно то же самое происходит прямо сейчас с тотально вторичной тактикой Starship Troopers: Terran Command.

Знаменитая высадка на Клендату – это как Омаха-бич

Как в кино

Поначалу обилие фансервиса для почитателей знаменитого фильма вызывает такую волну ностальгии, что первые несколько миссий проходишь на одном дыхании, не обращая внимания ни на что, кроме жуков, достопримечательностей Клендату, а потом и Квалаши, бравурных телерепортажей в стиле «мы доблестно отступаем, неся немногочисленные, но ощутимые потери» и криков сержанта «Вперед, обезьяны!»

Очарование сеттинга настолько велико, что оно полностью заслоняет архаичность механик и отсутствие сюжета.

Надо отдать должное художникам-аристократам, им удалось воссоздать верховенскую картинку, не используя каких-то сложных технологий. Что называется, на кончике пера перенесли и анимацию атакующих жуков, и характерные прочерки трассеров, и клубы пыли от приземляющихся шаттлов. Очень помогает киношной атмосфере и аутентичный звук. Такое ощущение, что некоторые звуки, например, вопли умирающих арахнидов-воинов, взяты прямо из фильма.

Некоторые сцены цитируют фильм дословно

Впрочем, утверждать, что разработчики незнакомы с первоисточником и опирались только на творчество Верховена, было бы несправедливо. На поздних стадиях игры как со стороны Федерации, так и со стороны арахнидов появляются юниты, описанные в книге, но отсутствовавшие в экранизации. Так что видеоряд местами вполне себе оригинален.

Сюжетная линия, как таковая, отсутствует. Кампания по сути является набором иллюстраций к военным репортажам с разных этапов военной операции на планете Квалаши. Нет даже сквозного сюжета или общих для всех миссий персонажей. Это досадное упущение, поскольку литературная основа и экранизация в сумме могли бы стать основой отличной истории, которая скрасила бы многие недостатки. К сожалению, не блещет разнообразием и дизайн миссий. Имеется всего несколько базовых сценариев: зачистка территории от ульев с захватом брошенных блокпостов, отражение массированной атаки на укрепленный форт, сопровождение важной персоны до точки эвакуации, либо диверсионный рейд по тылам. Повторив каждый из них раза по три-четыре, теряешь всякое желание двигаться вперед по одиночной кампании и бросаешь играть потому, что никаких других режимов не предусмотрено.

В обороне земляне практически непобедимы

Архаика

Кажется, что игру и фильм роднит не только сеттинг, но и год выпуска. Большую часть игровых механик Starship Troopers: Terran Command можно было наблюдать еще в 1997 году в KKND или Total Annihilation.

На конец прошлого века указывает не только допотопный интерфейс, но и очень плотный юнит-контроль. Причиной последнего являются два дизайнерских решения: во-первых, юниты Федерации все как один не умеют стрелять на ходу, во-вторых, все юниты арахнидов имеют преимущество по скорости. Как следствие, тактическое отступление невозможно, а значит необходимо очень точно держать дистанцию до врага, перемещать юниты поочередно, постоянно удерживая в ближнем тылу передовой группы дальнобойные юниты типа снайперов или ракетчиков. Все это поглощает невероятное количество мышекликов и внимания. Поэтому, когда дизайнеру миссий приходит в голову устроить одновременную атаку на две-три стратегические точки, мозг начинает проситься вон из черепной коробки. Проблему могла бы решить тактическая пауза с отдачей приказов, но ее нет.

Роботы M11 «Мараудер» пришли из книги, в фильме их не было

Из более-менее современных решений – набор опыта юнитами с последующей разблокировкой ультимативного навыка. Такого не было ни в C&C:Red Alert, ни в AoE, это уже привет из нулевых.

Довольно странно решено тыловое обеспечение. Ставить базы где попало нельзя – необходимо сначала зачистить от насекомых заранее заготовленную локацию, зачастую уже застроенную под производство определенного набора юнитов. Да и само производство не классическое: очереди нет, новые юниты мгновенно прибывают на шаттлах в полном соответствии с сеттингом.

Да, собственно и ресурсов для строительства как таковых тоже нет. Ростер на миссию либо жестко навязан дизайнером, либо ограничен количеством площадок под строительство. А лимит на количество тех или иных юнитов определяется уровнем поддержки командования, который растет по скриптам в ходе выполнения промежуточных задач. Последнее обесценивает сбор по всей карте ящиков с запасами. Вы можете набрать их сколько угодно, но, если командование считает, что вам достаточно четырех взводов автоматчиков и двух снайперов, будете бегать с этим набором, пока где-то за кулисами не щелкнет сюжетный триггер.

Инженеры-огнеметчики – самый востребованный юнит на протяжении всей кампании

Все это должно бы намекать на модерновый подход с упором на тактику, без строительства базы и планирования производства юнитов. Но на деле получается, что микроменеджмента все еще очень много. Ставить здания и турели на основной базе, назначать временные зоны высадки, пополнять юниты, перебрасывать подкрепления с базы на базу – все это приходится делать вручную, да еще и через топорный интерфейс. И это в условиях, когда брошенная без внимания боевая группа может быть съедена жуками за минуту. Зачастую приходится просто отводить все юниты на базу, чтобы они в безопасности переждали, пока вы будете заниматься хозяйством.

Starship Troopers: Terran Command безусловно зайдет многочисленным фанатам фильма и чуть менее многочисленным любителям книги. Что касается заядлых стратегов, тут вам делать нечего, вы все это видели неоднократно в самых разных вариациях. Ни мультиплеера, ни скирмиша, ни редактора карт нет, поэтому долгой жизни у этой игры не предвидится. Но никто и не рассчитывал жить вечно. Не так ли, обезьяны?

Вердикт
  • Игровой интерес 7
  • Графика 8
  • Звук и музыка 8
  • Оригинальность 5
  • Ценность для жанра 1
Оценка редакции
6.3
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!