Вышедший в прошлом году Death Stranding открыл широким народным массам глаза на то, что небольшому кругу избранных было известно давно: меланхолично таскать грузы по огромной карте, преодолевая разные непростые обстоятельства, гораздо интереснее, чем кажется на первый взгляд.
Несмотря на то, что идея не нова – был у нас уже и Elite, и Euro Track Simulator, и даже Дальнобойщики 2 – детище Кодзимы больше сравнивали все же с MudRunner. Не только потому, что местности в обеих играх крайне пересеченные, но и потому что весь процесс обставлен с небывалой скрупулезностью.
Великий доставлятель
Тут нужно сразу небольшое пояснение для тех, кого этот феномен обошел стороной: суть всего действа – исключительно доставка, как правило, тяжелых и габаритных грузов на мощных грузовиках из одной точки жопы мира в другую по максимально неприспособленным для этих целей направлениям, которые не постесняются назвать дорогами только в России.
Бывалым же, извините, глиномесам, намотавшим не одну тонну грязи на колеса в предыдущих выпусках, сразу сообщаем, что разница между MudRunner и SnowRunner примерно как между первым и вторым Assassins Creed, то есть гигантская.
Для начала, случилось то, чего давно ждал каждый без исключения фанат сериала – всему этому копошению в земле придали какой-то смысл. Появились самые настоящие контракты по доставке разнообразных грузов и всякие мелкие поручения. Также, и вот тут уже виден след Death Stranding, перемещение из одной точки помянутого уже известного места в другую можно заметно облегчить, строя мосты, расчищая завалы, убирая с дорог препятствия. Согласитесь, это гораздо лучше, нежели бесцельная доставка леса с лесоповала на лесопилку из MudRunner.
Более того, выполнение заданий награждается бесценным опытом и ценными деньгами, а их есть куда потратить. Например, купить новые средства передвижения и заработка, которые разбиты тут на несколько категорий: скауты (внедорожники), шоссейники, тяжеловозы, грузовые и вездеходы. Выбор небольшой, но любопытный, в основном представлена классика от Chevrolet, GMC и Caterpillar, а фанатов отечественной техники порадуют, как привычные КамАЗ, «Буханка» и «Урал», так и экзотика, вроде ГАЗ-69. Правда, порадует не от всего сердца: реальные названия и аутентичный вид имеет только некоторая заморская техника, а представители нашего автопрома были немного перелицованы и сменили названия. Прискорбно конечно, но утешением служит то, что технику теперь можно прокачивать: шноркели, лебедки, колеса в ассортименте и прочее добро, включая возможность лифтануть машину и поменять двигатель ждут в гараже клиента при деньгах.
Без откровенных странностей во всей этой новой экономической реальности, правда, не обошлось. Например, шоссейники – зачем они вообще? Асфальта тут практически нет, а преодолевать даже минимальное бездорожье на них сущее мучение. Или вот прокачка, она требует не только финансовых вложений – часть апгрейдов запрятана на локациях, а часть открывается только на определенном уровне. Дать возможность купить вездеходные шины в игре про грязь только на шестом уровне (рост в которых ой какой не быстрый) – так себе идея, как и необходимость искать очень не лишнюю лифтованную подвеску где-то в снежном аду. Мысль, в общем, понятная – задать кривую сложности так, чтобы чувствовался прогресс, чтобы не было возможности сразу собрать себе шушпанцер и играючи преодолевать любые топографические извращения, но получилось бестолково.
What runner?
Для покатушек теперь доступны целых три региона, разбитых на три-четыре больших локации. Потрясающей красоты, будто срисованный с Far Cry 5 осенний Мичиган, заснеженная Аляска и цветущий летний Таймыр. Причем снег завезли только на Аляску, и по своим свойствам он не сильно отличается от обычной грязи, что совсем уж странно, учитывая название игры. Видимо, больше снега мы увидим только в дополнениях. Зато все регионы вышли очень разными по атмосфере, но одинаково живописными, чему способствует не только отличный дизайн локаций, но и здорово подтянутый движок, рисующий потрясающую картинку.
Красоте этой, впрочем, по-прежнему очень не хватает жизни. Каких-то необязательных вещей, работающих на атмосферу: копошащихся на объектах строителей, лесорубов в рощах, поддатых селян. Не хватает возможности просто выйти из кабины перекурить или половить карася прямо с борта. Кто-то скажет, что этот все совершенно не обязательно и будет прав, но именно наличие подобных мелочей придало бы игре глубины, да и чего там – меметичности, что в наше время равно большой популярности.
Специфические удовольствия
Отлично, что суровому копанию в грязи дали больше смысла и простора, сделав из голого симулятора процесса полноценную игру. Но главным осталось все же оно, это самое копание. Тут хоть и не чувствуется особенного прогресса, но по крайней мере, ничего не испортили. Наблюдать, как железное чудовище, пожирающее тонны солярки и машинного масла одновременно, выбрасывает в живописную природную пастораль клубы дыма, каждым полным выжимом газа убивая где-то по одной Грете Тунберг, тащит десятиметровый прицеп с кирпичами сквозь хтоническое бездорожье. Десять минут прикидывать угол атаки склона, чтобы не положить машину набок, махом обнулив целый час работы. Судорожно щупать взглядом водную гладь, в надежде отыскать крохотный островок спасительной суши посреди уносящей машину реки. Вот это все – бесценно. И пусть игра все же дает значительные послабления: в любой момент тут можно без всяких штрафов переместиться в гараж, солярка на заправках бесплатна как и ремонт, а лебедка творит натуральные чудеса. Пусть есть еще проблемы в симуляции поверхностей: грязь интересна с точки зрения игры, но мало похожа на настоящую, снег же от нее, как сказано выше, отличается примерно ничем. Все равно, это единственный представитель жанра, а эволюционный шаг, который он сделал – просто огромен.