Как это ни удивительно, но даже в России у Megami Tensei есть преданные, в меру токсичные и очень дотошные фанаты. Да, игры серии НИКОГДА не переводились на русский язык, а некоторые и вовсе не выбирались за пределы Японии. Да, большинство проектов выходило только на консолях. Да, это, в основном, истории о том, как японские школьники сражаются с демонами. И, да, это жанр JRPG со всеми свойственными ему условностями и клише. Тем не менее, российские поклонники ждут каждую новую часть, читают статьи и обзоры и до цифровой хрипоты спорят друг с другом и с теми, кто по неосторожности смеет прикоснуться к их демонической иконе дрожащими пальцами неофита.
Дождались – спустя почти 5 лет с анонса Shin Megami Tensei V наконец-то вышла. Фанаты уже поиграли, оценили и схлестнулись в новых диджитал-девил баталиях. Этот обзор не для них. Он для тех, чье знакомство с «Мегатеном» (так ласково называют серию поклонники) ограничивается серией «Персона» (тоже связанной с Megami Tensei) и кто любит JRPG старой школы с пошаговыми боями. А также для ценителей необычного, китчевого дизайна, тех, кто считает объективизацию женских персонажей в играх надуманной проблемой бездельников и даже тех, кто никогда о Shin Megami Tensei не слышал. Сейчас услышите.
Люди всегда винят демонов (с) Тайвин Ланистер
Первое и самое главное – не пугайтесь. Пусть Megami Tensei даже старше серии Final Fantasy, пусть в ее основе лежит не какая-то манга, а вполне себе киберпанк-романы, хоть и с японским колоритом – вникать в предысторию и штудировать «Википедию» не придется. Сюжетно игра не связана с предыдущими частями, и те, кто абсолютно не знаком с франшизой, не окажутся в положении человека, словно попавшего в середину третьего сезона «Игры престолов» после случайного нажатия кнопки на пульте. Те же, кто запускал прошлые части – без труда опознают знакомых существ и механики.
Что действительно пригодится – это знание английского. Язык в игре порой заковыристый, присутствуют разные акценты и сложные словоформы. Нахрапом взять можно, но многие смыслы просочатся сквозь пальцы, если не вчитываться и не вслушиваться. Сперва может показаться, что ничем таким особым история про то, как японские школьники сражаются с демонами, поразить не может. Однако после 10-15 часов захочется погрузиться в этот мир глубже, понять все религиозные отсылки, узнать больше про различных демонов, проникнуться атмосферой. Ну, или выключить игру вовсе под гнетом количества новой информации, гринда и позабытой хардкорности старой школы.
Порой люди хуже демонов (с) Энтони «Данте» Редгрейв
Как и во многих предыдущих играх серии, в пятой части одинокий японский старшеклассник попадает из современного Токио в эпицентр столкновения идеологий ангелов и демонов, и от него зависит дальнейшая судьба мира. Вот нас знакомят с главным героем, с которым никто не дружит, вот у него неожиданно появляются товарищи, вот он попадает в опасный и непонятный постапок, получает силу Нахобино и возможность вербовать в свой отряд демонов. Вот – главный злодей, вот десятки часов геймплея, вот прокачка, вот пошаговые бои, вот квесты, вот магия, вот огромная карта для исследования. Вот и весь Shin Megami Tensei V в общих чертах. Но дьявол, как известно, не в них.
Победить своих демонов невозможно (с) Доктор Стрэндж
Вкупе с андрогинной формой Нахобино герой получает энергетический клинок для сражений и разбивания контейнеров с полезными вещами. Все они, как и демоны, и пункты сохранений-магазины-телепорты-восстановители-здоровья-и-фабрики-по-крафту-демонов, а также места выполнения заданий, сломанные торговые автоматы с полезностями и случайные квесты отмечаются на карте. Очень удобно – тем более что местность для исследования обширная, многоярусная и весьма красивая. Правда, это касается лишь постапока: по мере прохождения герой несколько раз возвращается в наш мир, и вот прогулки по современному Токио куда менее интересны. Это просто схематичное движение по карте от одной арены к другой. Зато там больше общения и движения по сюжету. Вообще, конечно, история здесь уходит на второй план, уступая место прокачке, боям, отлову и созданию демонов, а также исследованию мира. Но в те моменты, когда она проявляется, затягивает моментально. А иногда даже дает возможность призрачного выбора – в ответах или действиях. Это особо ничего не меняет, а лишь подчёркивает мировоззрение самого игрока. Финал у игры не один, но повлиять на него получается не так часто, как хотелось бы.
Демоны обитают в аду, да? Скажи это им! (с) Джон Константин
Три основы геймплея (исследование уровня, бои, вербовка и создание демонов) – то, за чем вы проведете 90% игры. И если с исследование поможет карта и легкомысленная порхающая спутница (иногда найдет что-то полезное, иногда – заведет в засаду), то с вербовкой демонов сперва придется действовать по наитию. Во время боя практически с любым врагом можно поговорить (это было еще в первой игре, вышедшей в 1987 году, за 28 лет до Undertale) – во всяком случае, такой пункт присутствует в меню. А дальше все зависит от удачи, уровня игрока, его команды и множества других факторов. Какие-то существа сами жаждут присоединиться к герою, кто-то захочет плату в видео очков маны, здоровья или местной валюты Макко, а потом обманет и убежит, ударив напоследок. Кто-то падок на лесть или угрозы, кто-то просто посмеется над слабым героем. Вариантов – масса, найм демонов – одна из тех вещей, что либо затянут вас с головой, либо полностью оттолкнут. Как и боевка – она пошаговая, причем герой сражается плечом к плечу с теми, кого удалось завербовать или создать. Магия и спецприемы расходуют очки маны (в прошлых играх они отбирали здоровье), в сражениях необходимо использовать предметы и менять союзников. Причем если демонический товарищ пал, сменить его сможет только сам Нахобино. В случае, когда убивают главного героя – игра заканчивается, даже если все остальные бойцы полностью здоровы. И никаких автосохранений – начнете там, где засэйвились последний раз. Такой вот олдскул.
Были демоны – мы этого не отрицаем (с) Юрий «Жорж» Милославский
Крафтить демонов дают не сразу – сперва прогуляйтесь, завербуйте пяток в боях. Далее откроется новая возможность, но и там все постепенно. Низкоуровневый герой не сможет создать продвинутых существ – сперва накопите опыт и деньги, изловите исходный материал. Зато результат может приятно удивить. Демонический Мичурин, создающий новую жизнь по нажатию клавиш готического клавесина – в этом и есть очарование японского геймдева. Если результат не по нраву или просто нужны исходные материалы, то сложных демонов можно разобрать на составляющие. Тоже за деньги. Местную валюту, кстати, получают в боях, за дополнительные квесты, переговоры с демонами или за продажу найденного зеленокожему ростовщику Густаву. Он же выдает награды за собранных большеголовых мимэнов – странных и очень грустных существ, которые прячутся в тихих закутках на карте. За мимэнов дают еще и очки славы. Они пригодятся для обретения героем новых умений и способностей. А с получением нового уровня можно прокачать основные параметры персонажа: силу, ловкость, удачу и т.д. Ваши демоны (даже те, что не сражались) тоже будут получать опыт (только если выживут после боя), наращивая в автоматическом режиме свои параметры и скиллы. Оттого процесс сращивания двух бывалых демонов – всегда дилемма. Стоит ли менять двух прокаченных бойцов на одного мощного, но все же новичка? Тут выбор посерьезнее, чем у Гамлета.
Мой Демон – близ меня (с) Шарль Бодлер
Сражения пошаговые и это стандарт серии. Поочередный обмен ударами, где врага можно лупить статусными заклинаниями, к которым он особенно уязвим. Сперва, конечно, нужно проанализировать его и узнать все слабые места. Бывает, что в вашем отряде никто не может ничего сделать с противником – тогда либо меняем состав, либо убегаем и прокачиваемся. Либо любой ценой вербуем такого вражеского терминатора в свои ряды. Враги очень разнообразны, демонов не одна сотня и сражения будут частыми. Плюс враги имеют свойство возрождаться на местности, стоит вам немного убежать вперед. Так что, где счастлив был – туда не возвращайся. Конечно, только если не надо как следуют прокачаться к битве с боссом. Их тут достаточно, все довольно мощные, а некоторые и вовсе кажутся непобедимыми. Но несколько часов упорных тренировок, грамотный подбор команды демонов, и вот уже огромная туша дает вам лут и опыт. А для надоедливых мелких врагов можно включить автобой. Тонкой настройки тут не предусмотрено: ваши бойцы будут лупить самыми простыми атаками. Зато вы в это время можете попить чаек или подучить английский.
Коль черти в душе гнездились, значит, ангелы жили в ней (с) С. Есенин
Дизайн и визуальная часть – то, в чем игра особенно хороша. И если графика просто радует и удивляет, то дизайн персонажей просто сносит башню. Демоны напоминают, наверное, обо всех существующих мифах и сказках народов мира. Тут и русалки (весьма сексуальные), и кот в сапогах, и феи, и японские духи, и корень мандрагоры, и кого только нет. Даже фаллического вида инкуб, оживший унитаз и... Впрочем, лучше один раз увидеть самостоятельно. Конечно, видны недостатки откровенно слабого железа – то тени странные, то лесенки, то мыльцо, но в основном все очень красиво и практически не тормозит. Редкие падения производительности случаются лишь на очень больших пространствах при плотном скоплении персонажей. Эх, скорей бы Switch Pro – там вся эта красота впечатлит пуще прежнего.
Отдельно хочется добавить, что ранее номерные части, да и многие ответвления сперва выходили на родине, в Японии, и лишь затем – на Западе. Пятая часть впервые запустилась во всем мире единовременно, да еще и получила отличную английскую озвучку. Жаль только, что нельзя выбрать японский и сравнить голоса. Зато интернациональный язык музыки тут понятен без всяких переводов и просто великолепен. Мощные оркестровые темы, резкие проблески вокала – давненько постапок не звучал так величественно. Саундтрек можно как слушать отдельно от игры, так и исполнять в консерватории полным составом Лондонского симфонического оркестра. Браво, маэстро.
От некоторых демонов не сбежать (с) Джонатан Блэйз
Если вас не пугают прокачка и невозможность сохранить прогресс час или больше, если любите пошаговую боевку и есть 50-100 часов на прохождение, если у вас имеется Nintendo Switch, наконец – пожалуйста, не пропустите Shin Megami Tensei V. Сюжетная завязка и основные игровые принципы здесь не менялись с 1987 года, но именно верность традициям стала залогом успеха игры. Мощно, красиво, стильно, очень затягивает. Да, могут поднадоесть сражения, но тогда просто сделайте перерыв, чтобы через некоторое время снова вернуться в этот чарующий и странный мир лучшей JRPG этого года.