Когда речь заходит о «рогалике», поневоле представляешь что-то пиксельное. Однако финская студия Housemarque сотворила из Returnal настоящий «рогалище» – эксклюзив для PS5, красивый, современный и в то же время верно следующий канонам жанра. Высокий уровень сложности, случайно генерящиеся локации и окончательная смерть персонажа – напротив каждого из этих пунктов у Returnal стоит «галочка».
Планета Атропос, где происходит действие игры, чертовски атмосферна: влияние «Прометея», «Чужих» и Гигера считываются в дизайне безошибочно. Так что полетела туда астронавт Селена Вассос, главная героиня, ожидаемо зря: любопытство сгубило кошку, а потом еще раз, и еще, и еще… Любознательная исследовательница космоса очутилась во временной петле и теперь ни выбраться из нее не может, ни умереть по-человечески. Уже всю поверхность Атропоса усеяла своими трупами, но снова и снова возрождается у разбившегося челнока. Тут-то ее и передают под чуткое руководство игрока.
Пулевой ад
То, что творится на Атропосе, не на шутку интригует. Кто отправил таинственный сигнал, побудивший Селену высадиться на планете вопреки приказам начальства? После кого остались циклопические руины? И что за таинственный астронавт преследует героиню в бредовых видениях?
Правду о происходящем придется собирать по крупицам, с боем пробиваясь через шесть местных биомов. Тут тебе и кишащие чуждой флорой и фауной джунгли, и каменистые равнины, напоминающие Марс, и другие пейзажи, одним видом вызывающие чувство одиночества и неотвратимой погибели. Бестиарий локациям соответствует и представлен десятками существ разной степени опасности: голодно урчащими хищниками с ненормальным числом конечностей, летающими инопланетными тварями, агрессивными механизмами и так далее. К слову, опыт Housemarque в создании шутемапов с высокой плотностью выстрелов на квадратный сантиметр экрана не прошел бесследно – большинство вражин в Returnal любят пострелять энергетическими шарами, что приводит к той еще адской «дискотеке».
Можно пожаловаться на недостаток боссов – их всего пять, но это компенсируют по три фазы боя на каждого и наличие мини-боссов.
В правильных руках
Housemarque не зря годами набивали руку на хардкорных играх – любители превозмогать трудности получат от Returnal удовольствие. Каждая попытка начинается с пистолетом и базовыми величинами здоровья, защиты и других атрибутов. Зато дальше все зависит от реакции игрока, его умения расставлять приоритеты и, конечно, удачи. Сама Селена очень чутко реагирует на управление, умеет ловко уклоняться и быстро перезаряжать оружие при соблюдении правильного тайминга.
Уже после нескольких забегов в голове формируется любимый «билд» персонажа: какое оружие из десятка доступных больше нравится, какие характеристики лучше подкачать на специальных девайсах, какими артефактами желательно разжиться побыстрее. Разумеется, рандом играет немалую роль, и любимая винтовка, стреляющая сквозь стены, может сразу не найтись, но импровизацию никто не отменял.
Добавляют перцу здешней системе прокачки так называемые «паразиты», местные организмы, которые можно прицепить на тело Селены. Они привносят с собой не заражение крови или мучительную смерть, как можно было бы подумать, а некий бонус (как правило, очень весомый), за который придется расплатиться просадкой другой характеристики. Например, регенерация здоровья не единожды спасет жизнь, но в комплекте с ней может идти замедленная перезарядка, урон при поднятии предметов или повышенный шанс повредить скафандр.
Тяжелее всего свыкнуться с тем, что смерть лишает Селену почти всего. Остаются только разблокированные перки для оружия, ресурс для пользования инопланетными устройствами да сюжетные предметы, открывающие доступ к новым локациям и тайникам – ключи, меч а-ля Doom Eternal, крюк-кошка и так далее. Но опять же, каноны жанра требуют, чтобы вы страдали, так что грех на это жаловаться. К тому же одно серьезное послабление для следующих прохождений все равно имеется: ранее забитых боссов заново убивать не потребуется.
Пожалуй, единственным серьезным проколом разработчиков является отсутствие автосохранения при выходе из игры. У игрока только два выхода: или терять прогресс, выключая консоль, или использовать «спящий режим». Последнее удобно, но остается риск внепланового скачка напряжения, да и сама игра иногда вылетает, хоть и делает это после всех патчей редко. В остальном Returnal демонстрирует то, что ждешь от эксклюзива PS5 – загрузки быстры, адаптивные курки контроллера DualSense используются по полной, а спецэффекты и работа с освещением радуют глаз. Возможно, все это привлечет к «рогалику» более широкую аудиторию, чем просто любителей помучаться. Однако новичкам стоит приготовиться к достаточно высокому порогу вхождения.