Если бы для нашей жизни было предусмотрено музыкальное сопровождение, то ремейк Resident Evil 4 должен был бы выходить под барабанную дробь. На кону стояла репутация Capcom, ведь после феноменально качественного ремейка RE2 вышла откровенно плохая переделка «Немезиды», которую делали будто впопыхах. То есть потеряли и локации, и куски сюжета, и даже самого Немезиду, который из неутомимого охотника стал простым боссом, вылезающим по скрипту.
Словом, ремейку Resident Evil 4 предстояло расставить точки над i и показать публике, что успех с RE2 был не случаен.
В ЖЕЛТОЙ ЖАРКОЙ ИСПАНИИ
Для тех, кто не играл в первоисточник, краткая суть происходящего. После событий в Раккун-сити Леон Кеннеди пошел на повышение, и из обычного постового превратился в спецназовца. Участвовал в нелегальных операциях в Латинской Америке, получил еще одно повышение – теперь уже до сотрудника Секретной службы США, где должен был охранять семью президента. Но вот незадача: буквально накануне его вступления в должность, неизвестные умыкнули дочь президента. К счастью, вездесущая американская разведка дала наводку: девушку прячет в испанском захолустье некая группа зомбированных культистов. И вот уже Леон в сопровождении двух местных полицейских едет проверять информацию и вызволять заложницу, имея в распоряжении богатейший арсенал: пистолет на десять патронов, спрей первой помощи, ножик и рацию.
Все как в оригинале, за мелкими изменениями: например, раньше один из полицейских останавливал машину, чтобы отлить, потом возвращался и гоп-компания ехала дальше. Теперь он в ходе своей биовылазки замечает что-то подозрительное, идет проверять, не предупредив своих товарищей, и приключение начинается прямо здесь. Далее: по пути к первому дому Леон раньше не встречал ничего интересного, а теперь видит растерзанный труп оленя и проползает под колючей проволокой.
Короче, изменения есть, и местами довольно заметные – например, больше нет поездки на фуникулере, – но в целом вопросов они не вызывают. Происходящее и само по себе смотрится логично (ну, в рамках специфической логики Resident Evil, где на спасение президентской дочки отправляется одинокий Леон, а не отряд спецназовцев с вертолетами), и на светлых чувствах к оригиналу играет успешно. Какие локации мы посещаем, в каком порядке, сколько мы там проводим – все это очень близко к первоисточнику; а что знакомые сцены появляются не там, где ожидаешь (например, волка из капкана предстоит спасти не в прологе, а в третьей главе) – так это даже интересно.
Другой вопрос, что некоторые культовые сцены ждешь, а они так и не появляются. Например, лазерный коридор, где Леон показывал чудеса акробатики, из игры вырезали целиком. А гигантская статуя Рамона Салазара, которая в оригинале оживала и гналась за главным героем, в ремейке деградировала до стационарного огнемета, который уничтожается одним выстрелом. Да и сам Салазар резко изменился: в оригинале это был тощий коротышка с комплексом (и треуголкой) Наполеона, яркий и запоминающийся. А здесь из него сделали пухленького напомаженного французского аристократа, который не то что проигрывает первоисточнику в харизме – он просто ее, харизмы, не имеет, в сюжете не участвует и забывается сразу после своей смерти.
ЗАЛОЖНИК, СПАСИ СЕБЯ САМ
Говоря о персонажах, нельзя не упомянуть об Эшли. В оригинале президентская дочурка была постоянным источником головной боли: понимала только команды «сидеть» и «ко мне», причем обе выполняла максимально прямолинейно. В ремейке команду «сидеть» она забыла; ее поведение варьируется между «ходить за Леоном хвостиком» и «ходить за Леоном на отдалении в пару метров». Зато у нее появился какой-никакой инстинкт самосохранения: если зомби тянет к ней свои загребущие лапы – она и в сторону отойти может! Правда, чаще замирает на месте и позволяет себя схватить.
Но и это не так страшно, как в оригинале: раньше, чтобы Эшли считалась похищенной (а задание, соответственно, проваленным), врагам нужно было донести ее до ближайшей двери. Но это потому, что раньше вся игра была разбита на небольшие локации, подгружающиеся отдельно; теперь же мир бесшовный, и чтобы умыкнуть Эшли, зомби должны унести ее на солидное расстояние от Леона. Причем частенько получается так, что единственный вариант это сделать – пронести девушку мимо Леона в сторону уже зачищенных локаций. Короче, крик «Леон, помоги мне» после ремейка вряд ли будет вызывать вьетнамские флешбеки.
Еще Эшли намного реже умирает. Хотя культистам она нужна живой, в оригинале враги почему-то регулярно ее атаковали колюще-режущим, и Леону приходилось тратить на нее свой запас лечилок. Теперь же Эшли ранят разве что случайно, причем лечилки тратить все равно не придется, достаточно подойти и помочь подняться на ноги.
Даже в мелочах фактор Эшли постарались пригладить: в оригинале ее постоянно приходилось ловить при спуске с лестниц и всяких уступов; здесь же она прекрасно спускается сама. Более того, Эшли даже сделали полезной: Леон периодически подсаживает ее, чтобы она спустила пожарную лестницу или пролезла в пролом в стене и открыла засов на очередной калитке. Вручить ей пистолет – и была бы почти что Элли из Last of Us.
ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ
К слову о пистолетах. Именно оригинальная Resident Evil 4 ввела в жанр хорроров товарно-денежные отношения, и ремейк бережно чтит эту традицию. Мы вытряхиваем наличность из зомбаков, находим деньги в ящиках, воруем и тянем в ломбард золотишко, антиквариат и драгоценные камни. Да что там – даже гадюк и окуней можно настрелять и тоже сбыть торговцу. Ну а тот взамен и пушки сделает убойнее, и объем инвентаря увеличит, и новые стволы подгонит, и схемы для крафта.
Да, крафта. В оригинале Леон умел только травки смешивать: красную с зеленой, чтобы вылечиться полностью, а если найдешь – то добавляешь желтую, чтобы максимальный запас здоровья увеличить. В ремейке перечень материалов немного пополнился: теперь есть порох и мешки с металлоломом, из которых можно бодяжить патроны любого калибра, мины-липучки и светошумовые гранаты. Только нужно заплатить торговцу, чтобы он показал, как.
Но не все можно купить за деньги. В оригинале торговец давал мини-задания уровня «сломай несколько синих медальонов, и в продаже появится новый ствол». В ремейке он превратился в центр занятости для фрилансеров, выдавая поручения направо и налево. То ему нужны три гадюки, то здоровенный окунь, то золотое яйцо. То нужно убить крыс, то сломать медальоны, то грохнуть опционального мини-босса, появившегося на зачищенной локации. За все это Леону платят не деньгами, а шпинелями, которые у того же торговца можно обменять на пару уникальных пушек, несколько апгрейдов, или все те же сокровища, которые мы незамедлительно продаем обратно нашему барыге. Зачем было сыр-бор мутить – решительно непонятно, ни в геймплейном, ни тем более в сюжетном плане эти побочные задания ничего игре не дают.
ЛЕОН СНЕЙК КЕННЕДИ
Что касается непосредственно экшена, то тут все привычно. Стреляй зомби в голову, и он умрет. Или не умрет, а переродится в нечто щупальцастое – но несколько пуль в область бывшей головы решат и эту проблему. ИИ зорко смотрит за ресурсами игрока и держит в напряжении, но на плаву: если мы играем хорошо – патроны и аптечки падают реже, если плохо – чаще; причем это справедливо для любого уровня сложности.
Единственное, что заслуживает упоминания – эксперименты с ножом. Если не считать всяких челленджей, в оригинале он был нужен только для того, чтобы разбивать ящики с лутом, обезвреживать капканы и отбивать летящие в Леона топоры. Теперь защитный функционал ножа резко расширился: Леон умеет отбивать не только какие-то там топоры – он может ножом заблокировать бензопилу! И всякие резкие и мощные удары щупальцами! Конечно, нож при этом изнашивается – но торговец его всегда готов починить за скромную мзду.
Еще время от времени позволяют скосплить Солид Снейка: подбираемся на корточках к зомбаку, вонзаем ему нож в горло – все, этот больше не встанет. Ну и всякие там добивания лежащих, освобождения от захвата – это все тоже с помощью ножа удастся провернуть. И в отличие от побочки с шпинелью, смотрятся такие нововведения вполне уместно. Вот если бы Леон еще научился стрелять из положения сидя – цены бы ему не было.
В общем, обновленным Resident Evil 4 Capcom доказала – случайностью был именно Nemesis; компания может и хочет делать крепкие ремейки. Так что в ее недрах наверняка уже куется не только дополнение Separate Ways (где рассказывается, чем во время RE4 занималась шпионка Ада Вонг), но и обновленные версии других хитов минувших лет – хоть той же Code Veronica. Или, чем черт не шутит, оригинальной «Обители зла». Хотя сможет ли Capcom вытянуть былой уровень лихости – большой вопрос; в плане угара ремейк Resident Evil 4 все-таки заметно проигрывает оригиналу. Да и какого-то движения вперед во франшизе не видно.