Антон Бондаренко, 10 сентября 2021

Вы боитесь сложных игр с кучей механик и правил? Вы не любите пафосные истории о борьбе против мирового зла? И главное – у вас нет лишних пятидесяти часов, чтобы пройти хотя бы основные квесты? Тогда на пушечный выстрел не приближайтесь к Wrath of the Righteous. Иначе ваш мир уже никогда не будет прежним.

Между прочим...

События Wrath of the Righteous разворачиваются через несколько лет после Pathfinder: Kingmaker, да и сам Саркорис находится совсем недалеко от Украденных земель. Поэтому в игре регулярно встречаются небольшие отсылки и на приключенца, построившего собственное королевство посреди диких земель, и на дальнейшую судьбу его компаньонов.

Суть происходящего вкратце такова: в одной стране под названием Саркорис сто лет назад произошел локальный апокалипсис – культисты открыли портал прямо в Ад, и оттуда, разумеется, сразу поперли демоны. Но полномасштабного вторжения в духе DOOM не получилось: демон-лордов в аду много, и пока твои легионы захватывают человеческий мир – рогатые соседи уже отжимают у тебя элитную недвижимость в родной преисподней. Короче говоря, демоны завоевали Саркорис и на этом практически успокоились, лишь иногда тревожа окружающие государства набегами. В ответ те посылают карательные экспедиции и время от времени собирают крестовые походы с целью покончить с демоническим порталом раз и навсегда. Во главе очередного похода, уже пятого по счету, и предстоит оказаться главному герою.

11 атак в ход от одного противника – суровая реальность войны с демонами

Когда герой был маленький

Впрочем, начинать придется как в предыдущей игре Owlcat, Pathfinder: Kingmaker. То есть с первого уровня и самой базовой экипировки. Но если в Kingmaker поначалу партия гоняла волков, бандитов и прочую шушеру, то здесь уже в прологе на партию лезут демоны, которых обычным мечом и поцарапать-то сложно. Причем враги не только сильные, но еще и умные: пообломав клыки об воина, нечисть может вдруг передумать и пойти грызть более мягких лучников и магов.

Встроенный туториал, конечно, пытается научить основам: что такое сопротивление урону, где его посмотреть, как его можно преодолеть – но все равно, новичку будет непросто освоиться уже как минимум из-за объема материала. Тем более что рулить предстоит не одним персонажем, а сразу партией до шести человек. И в напарники сюжет нам подкидывает не прямолинейных «воин, клирик, вор и маг», а всякую экзотику: шамана, кастующего вора, ведьмочку  со штрафом к атаке и прочую левую резьбу. Короче говоря, не стесняйтесь искать гайды или снижать сложность – в отличие от большинства современных игр, тут RPG не в виде «элементов», а по полной программе, без жалости и компромиссов.

В игре 25 классов по 6 подклассов в каждом, и 13 престиж-классов сверху. Есть из чего выбрать

Хороший, законопослушный, маньяк

Что касается собственно ролевой, а не механической части, то тут все очень круто. Даже партийная паладинша – как любой паладин, человек прямолинейный и добродушный, – имеет пару скелетов в шкафу. А уж у всех остальных заморочек столько, что и батальон психиатров не справится. А главное, всегда есть место моральной неоднозначности. Например, местный великий инквизитор – это тиран, деспот и параноик, который обожает запах жженых ведьм по утрам. Казалось бы, персонаж сугубо отрицательный. Но когда живешь бок о бок с демонами, даже такая паранойя кажется слишком легкой, и познакомившись с угнетаемыми им элементами, к инквизитору можно проникнуться искренней симпатией.

С вариативностью и последствиями принятых решений тоже все в порядке. Помогли партийному разбойнику наладить отношения с местной воровской гильдией – он сможет доставать всякое полезное. Не помогли? Ну извините. Долго шли спасать пленников? Их всех успеют перебить. Причем исход определяется самым честным способом: игровым временем. Если действовать быстро и эффективно – можно успеть помочь всем. Если же постоянно останавливаться на отдых, бегать на базу продать лут и просто транжирить время – результат будет плачевным.

Большая часть демонических армий просто стоит на карте и дожидается наших отрядов, но иногда спавнятся и мобильные атакующие группы

Кроме того, в конце второго акта герой встает на мифический путь, один из шести на выбор: ангел, демон, азата (добрая, но очень могучая фея), аеон (фэнтезийный судья Дредд), лич и трикстер. Кто будет доступен – зависит от ранее принятых решений. А от выбранного мифика зависит дальнейшее течение сюжета: ангел прямолинейно поведет крестоносцев к победе, личу и демону придется бороться с недовольством в собственных рядах, а мотивы действий трикстера зачастую остаются загадкой даже для него самого. В общем, каждый мифик по-своему уникален, хотя их путь лежит по одним и тем же локациям.

Ну, и пространство для отыгрыша тоже остается: скажем, тот же ангел может пылающим мечом выжигать скверну, зло, культистов, им сочувствующих и даже просто недостаточно сопротивлявшихся – а может, наоборот, быть патологически добрым и пытаться перевоспитывать всех встречных маньяков и убийц.

Приятная мелочь: для героя нужно выбрать веру, и в диалогах иногда проскакивают реплики, с этой верой связанные

Поход не сразу строился

Приключения в составе партии – главная, но не единственная составляющая WotR. Как и в Kingmaker, здесь есть элементы стратегии, с менеджментом ресурсов, развитием поселений и прокачкой параметров государства.  Но в отличие от Kingmaker, все происходит максимально наглядно и практично. Прокачался параметр «военная мощь»? Это не просто еще один диалог в тронном зале, нам предстоит сделать конкретный выбор – например, как проапгрейдить лучников? Повысить живучесть, обучить владению мечом, чтобы они могли постоять за себя в ближнем бою, или просто удешевить экипировку, чтобы их можно было набрать еще больше? Само собой, дальше придется воевать именно этими новыми стрелками.

Соответственно, те же дилеммы и со строительством поселений: можно строить бараки, увеличивающие еженедельный прирост войск. Можно таверны, склады и часовни, чтобы увеличить прирост ресурсов. Есть и спецпостройки: например, телепорт, чтобы партии не нужно было идти каждый раз через всю карту. Или цитадель, которая позволит поселению дольше выдерживать осаду. А это важно, потому что по глобальной карте, помимо армий крестоносцев, бродят и армии демонов. И если их вовремя не уничтожить – они вполне могут сожрать город-другой.

Наша столица, которую предстоит застроить военными академиями, бараками, кузницами и прочими учреждениями крестоносной культуры

Ну а самое главное – выносить этих демонов предстоит не автоподсчетом, а в тактических сражениях, сильно вдохновленных «Героями меча и магии». Вот наша армия, вот вражеская. Вот чужой полководец кинул в наших файрболл, вот наш полечил раненых. Все просто, все понятно, тактика больших батальонов, как всегда, работает на ура – но при этом все весело, атмосферно и уместно. Единственное, чего не хватает – что чтобы подопечные полководцы не просто росли в уровнях, но и могли экипировать артефакты. Тем более что барахла на глобальной карте они находят много, но все это оказывается экипировка для главного героя и его партии.

Да, Wrath of the Righteous не лишена недостатков. Местами не хватает каких-то опций в диалогах, некоторые перки забагованы, да и вообще – всегда хочется большего. Но это не отменяет главного: таких комплексных, многогранных, по-хорошему олдскульных RPG сейчас не делает никто, кроме Owlcat.

Выбор редакции
Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 8
  • Звук и музыка 9
  • Дизайн 9
  • Ценность для жанра 10
Оценка редакции
8.9
Оценка пользователей
8.6

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!