Наверное, изначально на бумаге предложение бельгийской студии Appeal Games выглядело очень даже неплохо. Взять хит 1999 года Outcast и сделать не очередной римейк, а полноценный сиквел. И таким вот образом оформить возвращение в тот самый мир, который почти четверть века назад наполучал всяких наград за инновации и нестандартный геймплей.
Но это на бумаге. В реальности же, при ознакомлении с получившимся, одна из бровей постоянно норовит противоестественно выгнуться в немой знак вопроса: зачем? Зачем они это сделали?
Из глубины времен
Оригинальный Outcast был про приключения морского пехотинца Каттера Слейда на планете Адельфа. Отважный морпех бегал по цветастым джунглям и полям, разыскивал членов земной экспедиции и попутно помогал местным туземцам во всяких их туземных начинаниях.
Outcast: A New Beginning в точности повторяет эту самую концепцию, за исключением одного: поисков экспедиции. Главным мотивом постаревшего Каттера является простое желание вернуться домой к дочери, которую он едва помнит.
Избитый сюжетный прием с амнезией главгероя в данном случае подходит как нельзя лучше: многие из нынешних игроков еще даже не родились, когда вышла предыдущая часть, а те, кто в нее играли, уже как раз подгребают к возрасту старческого маразма.
Старикам здесь не место
И вот, казалось бы, начинается второе пришествие культового хита. Двадцать с лишним лет спустя наш бравый морпех снова заходит в (сильно похорошевшие, надо отдать им должное) джунгли Адельфы, начинает общаться с туземцами и…
Чудо заканчивается, не успев начаться.
Потому что разработчики решили быть честными и сделали Каттера Слейда именно таким, каким становится мужик за сорок. А именно – помятым. С морщинами. С жесткой неопрятной щетиной и проседью в волосах. С хрипловатым голосом и большим черным провалом там, где раньше была жажда приключений.
Здесь еще нужно небольшое уточнение: мир туземцев-таланов Адельфы создан с закосом под сказочность. Тут есть серьезная сюжетная линия (вторжение злобных инопланетян, которые уничтожили часть поселений), но она сильно разбавляется почти комедийными вставками. Нас просят то приготовить партию пива, то загнать стадо мохнатых овцебыков в стойло, а то и вовсе помочь с организацией праздника, на котором принято делать детей.
Так вот. Как только ты видишь с одной стороны мультяшных туземцев с их мультяшными проблемами, а с другой – постаревшего Каттера Слейда, сразу понимаешь: сказка не работает.
Потому что помятого мужика за 40 уже не купить баснями про спасение планеты. Ему его колени важнее, чем судьба какой-то там деревни. Для помятого мужика за 40 подвиг – это первая колоноскопия, а не зачистка вражеской базы. Помятому мужику за 40 не хочется лавров героя, ему хочется только одного: чтобы от него отстали.
Самое удивительное, что намеки на такое отношение к происходящему заметны не только во внешности, но и в поведении главгероя. Часто создается впечатление, что Каттер Слейд только изображает интерес к проблемам местного населения, а на деле у него внутри только один вопрос: что я тут вообще делаю?
Словно постаревшие разработчики сами с трудом стали верить в сказочный мир, который когда-то придумали. А в Appeal Games, на минуту, работают как раз создатели оригинального Outcast, которые больше всех топили за возрождение сеттинга.
Путь без цели
Хорошо, если сюжет не цепляет, то, может, возвращение легенды вытягивает чисто геймплеем? Ведь первый Outcast запомнился многим именно своим новаторским подходом.
Увы, новаторский подход оригинальной игры заключался в наличии открытого мира. Что сегодня есть в примерно каждой второй поделке в Steam. Поэтому, чтобы выделиться на фоне остальных игр, разработчики должны были придумать нечто из ряда вон выходящее.
И, скажем честно, у них не получилось.
Чисто внешне мир Адельфы сделан неплохо. Песчаные пляжи, непролазные джунгли, затопленные храмы и прочие элементы ландшафта запредельных красот не предлагают, но смотрятся вполне в диапазоне «симпатично».
А вот сам процесс путешествий по здешнему миру до скучного однообразен. Тут сорвал целебный цветочек, там прошел мини-игру, здесь зачистил очередной форпост инопланетян. Набор занятий очень ограничен, и само исследование мира (а что если попробовать залезть на во-о-он ту вершину?) почти не вознаграждается нахождением спрятанных по углам плюшек.
Помните эти шаблонные юбисофтовские открытые миры последних лет с однообразными областями, стандартным набором развлечений и почти нулевой интерактивностью? Вот очень похожие ощущения.
Летучий бельгиец
Справедливости ради, Appeal Games все же попыталась добавить немного креатива. Основным средством перемещения Каттера Слейда является реактивный ранец, который позволяет забыть про унылые упражнения в скандинавской ходьбе и носиться по Адельфе на бреющем полете, аки бешеный шмель. А после пары апгрейдов ранца освоить и высотный пилотаж.
Какое-то время эта легкость перемещений действительно спасает от скуки. Все же рассматривать землю с высоты птичьего полета и ощущать себя полностью свободным – одно из классических человеческих мечтаний. Но через час-другой подобных порханий новизна ощущений пропадает, и остаются лишь до жути однообразные аркадные мини-игры, где надо пролететь какую-нибудь полосу препятствий за отведенное время.
Абсолютное оружие
Остается последняя надежда: может, хотя бы боевка исправит ситуацию и сделает приключения интересными?
К сожалению, снова нет. Мы воюем либо с агрессивной местной фауной, либо со злобными человекоподобными инопланетянами (которые, на самом деле, и есть человеки, то есть земляне). И в обоих случаях каких-то тактических приемов не требуется, все расстреливается издалека: чем дальше, тем лучше.
Единственный более-менее любопытный момент – поиск модификаций на оружие, чтобы максимально облегчить процесс расстрела. Разработчики сделали неплохую систему, где каждый модификатор добавляет нашему модульному пистолету или автомату какое-то свойство. Например, пули становятся самонаводящимися. Или вылетают веером. Или первый выстрел мощнее остальных. Или мощь начинает расти с нагревом от непрерывной стрельбы.
Добавляем сюда возможность поставить на ствол сразу несколько таких апгрейдов, и в результате получаются любопытные сборки, от дальнобойной снайперской винтовки с разрывными боеприпасами, до пистолета-пулемета, стреляющего веером самонаводящихся пуль.
Вот только враги, как уже говорилось, не обладают какими-то способностями, чтобы для них требовались хитрые оружейные сборки. Поэтому достаточно просто обвесить пушку усиливающими мощь модулями и лопать противников издалека с первого попадания.
То есть, по итогу, геймплей в Outcast: A New Beginning совсем не выглядит чем-то инновационным. Открытый мир сделать здесь не так топорно, как, скажем, в серии ELEX, но до рокстаровских творений ему тоже как до Китая на собаках. Джетпак – неплохо, но не более. Боевка – ничего особенного. Мини-игры – унылая унылость.
Поэтому остается то, с чего начинали: сюжет, история.
И видно, что разработчики пытались вложить в нее максимум усилий. Диалогов с местными очень много, и они часто перемежаются киношными вставками. Сами персонажи хорошо анимированы, то есть над интересной подачей сюжета явно трудились, деньги вкладывали.
Вот только главный герой напрочь, полностью и абсолютно разрушает все эти усилия на корню. Саркастичный помятый жизнью сорока-с-лишним-летний мужик просто не будет участвовать во всем этом сказочном балагане, и уж тем более не мальчиком на побегушках, каким ему постоянно приходится выступать, выполняя бесчисленные нелепые поручения.
Надо было брать нового героя, честно слово. Потому что в данном возрасте Каттер Слейд уже не тянет на повзрослевшего Питера Пэна. Он тянет на Питера Пэна на пенсии, которому больше интересен не Battlefield, а Farming Simulator.