Как пелось в одной известной песне: «Хорошо в деревне летом, пристает навоз к штиблетам». И если у вас после этих слов внезапно всколыхнулась тяга к бесхитростной деревенской романтике, то Medieval Dynasty именно то, что вам нужно.
Игра в полной мере дает прочувствовать, так сказать, зайти по колено, вдохнуть полной грудью и практически ощутить на языке богатый привкус многогранного сельского быта.
И навоза. Куда уж без него.
На деревню к дедушке
За прошедший год с небольшим с момента выхода игры в ранний доступ, серьезных изменений ни в сюжете, ни в геймплее не появилось. Мы – все тот же молодой паренек Расимир, который перебирается на ПМЖ в гостеприимную средневековую долину. Местный кастелян в ближайшей деревушке встречает нас, дает добро строить дом и хозяйство где вздумается, и попутно начинает скармливать нам приключенческие байки про нашего успошего дядюшку.
В этом смысле MD выгодно отличается от прочих «симуляторов жизнедеятельности». Нам не просто даются задания из разряда «вырастить дерево» или «посадить сына», как в Lumberjack’s Dynasty и прочих «династиях». Разработчики попытались облечь все в некую сюжетную форму. Мол, я тебе расскажу, как мы с твоим дядей зажигали в юности, но чего-то мне есть охота, а притащи-ка мне сначала 20 моркови, 20 свеклы и 20 капусты. То есть дается прямой намек заняться огородом на нашей фазенде.
Конечно, можно и просто купить необходимое у местных торговцев, занимаясь охотой, собирательством или еще бог знает чем. Выбор занятий тут весьма широк: и земледелие, и садоводство-животноводство, и охота, и добыча ресурсов. А также, конечно, строительство и крафт.
На все руки мастер
Вообще, MD можно условно поделить на две части. Первые несколько часов игры, за которые проходят год-два по внутриигровому календарю, – это такой не особо сложный симулятор одиночного выживания. Мы бегаем по долине, строим первые здания нашего поселения, качаем навыки, изучаем окрестности и знакомимся с населением окрестных деревень.
И по мере вхождения в игровые механики нас понемногу начинают подталкивать к идее, что в одиночку со всем не справиться. Банально не хватает времени: игровые дни пролетают быстро, только поле вскопаешь да засеешь – уже вечер. А через три дня – наступает следующий сезон года. Чем больше занятий открываешь, тем меньше остается свободного времени.
И вот тут в какой-то момент наступает вторая стадия игры. Административная. В деревнях есть свободный люд, который можно приглашать к себе в качестве поселенцев. Жаль, правда, отношения с ними складываются не нормальные средневековые «сюзерен-вассал», как хотелось бы, а строго общинно-коммунистические. То есть от каждого по способности, каждому по потребности.
Жителей надо обеспечивать жильем, едой, водой и деревом для обогрева, – и взамен они начинают выполнять указанную им работу. Для менеджмента поселения используется весьма продвинутый детализированный интерфейс, навевающий воспоминания об экономических симуляторах. Например, можно даже указывать, какую сельхозкультуру высаживать в каждой отдельной ячейке полей.
Попутно с ростом нашей общины выползает на свет и налоговый вопрос. Пока мы выживаем соло, платить казне приходится копейки. Но как только под нашим началом образуется коллектив, для сбора подати уже приходится кумекать и сбывать ненужные излишки деревенского производства. Благо хоть экономика в игре фиксированная, можно продавать одно и то же пачками без падения закупочных цен у торговцев.
Неживое общение
И все же, при массе таких явно положительных сторон, Medieval Dynasty чуток не дотягивает до лавров законодательницы жанра. У Render Cube получился очень неплохой сплав выживалки и экономики со слоем сюжета, историчности (несмотря на массу игровых условностей, средневековый антураж здесь воссоздан очень и очень реалистично) и социалки. Только вот именно эта последняя, но очень важная личностная составляющая как раз, что называется, «провисает».
Игры типа Stardew Valley показали, что настоящий смак начинается, когда ты не просто знаешь всех своих жителей по именам, но и как-то с ними общаешься, воспринимаешь их как личностей. А тут, увы, общение не несет никакой смысловой нагрузки.
Да, с поселенцами можно перекидываться парой ничего не значащих фраз. У них могут рождаться дети, и в целом ходить по собственноручно созданной деревне, в которой кипит жизнь и каждый чем-то занят, довольно прикольно. Но все равно, у селян нет характера, нет чего-то, что хоть немного приблизило бы их к уровню взаимодействия как в The Sims.
Возможно, это появится с модами или в Medieval Dynasty 2, если разработчики продолжат двигаться в этом направлении. Ну, а пока – все равно получилось гораздо лучше, чем любая из предыдущих игр-«династий». Отличное развлечение для всех желающих потешить свою деревенскую жилку.