Вам случалось возвращаться в хорошо знакомые места после перерыва лет так в десять? Когда идешь и радостно думаешь: если взять поправку на время, то все то же, все знакомое! Когда-то молодые саженцы превратились в нормальные деревья, на месте старой спортплощадки воткнули новую, асфальт сменили, но он уже просел в тех же местах. А потом доходишь до арки, через которую всегда срезал путь - а она бац, и намертво заварена.
Вот точно такие же ощущения вызывает ремейк «Мафии». Главный герой - все тот же Томми, работяга-таксист из Лост Хэвена, к которому в одну судьбоносную ночь 1930 года подсаживаются Поли и Сэм - гангстеры дона Сальери, драпающие от гангстеров дона Морелло. Даем по газам, готовимся к затяжной погоне по безлюдным улицам - а вот и нет, уже за поворотом преследователи по скрипту разбиваются, стоит лишь проехать через участок дорожных работ. Зато вскоре на хвост садятся еще несколько машин, с которыми придется повторить ровно тот же маневр. Зачем это? Тем более что в будущем трюк с дорожными работами больше никогда не будет прямо критично важен. Но ладно, спишем на веяния времени.
Тем более что после этого все идет, как в 2002-м: Томми довозит бандитов до бара Сальери, получает пухлый конверт с деньгами и клянется себе, что больше никогда не полезет в мафиозные дела. Но вернуться к будням обычного таксиста не получается: его выслеживают парни Морелло, лишь чудом нашему подопечному удается сбежать, и вот Томми опять в баре Сальери.
В голове уже всплывает монолог из 2002-го о том, что Томми пошел в мафию от безысходности, потому что никто не наймет таксиста, на которого охотятся бандиты. Ан нет, новый Томми ничего такого не говорит. У него кипит кровь, он рвется в драку и просит Сальери дать ему шанс расквитаться с уродами, разбившими его тачку.
Фрэнк, посмотри на этого парня!
Это не первый и далеко не последний момент, где сценаристы Hangar 13 сильно изменили контекст происходящего. Вроде задачи те же самые, идут в том же порядке, а ощущение оставляют кардинально иное. Например, пресловутая миссия, где Томми нужно выиграть автогонки. В 2002-м игроку после заезда давали по полной насладиться победой, а в 2020 даже церемонию награждения не покажут, сразу нарежут новую задачу: найди Поли и отвези его домой, пока он спьяну не натворил фигни. Ну а по дороге наш приятель окончательно сломается и начнет плакаться, что жизнь гангстера - это не шикарные костюмы, дорогие машины и уважение окружающих, а кровь, грязь, подлость и лицемерие. На чем, собственно, миссия и завершается.
Разумеется, такая перемена - это не случайность, это очень сознательный ход. История оригинальной игры однозначно прославляла мафию: там Семья - это действительно семья, где ты можешь положиться на каждого, а дон Сальери хоть и суров, но справедлив, и заботится не только о своих людях, но даже о вдовах и сиротах своих врагов. А Hangar 13 взяла эту историю и подала совсем под другим углом, гораздо ближе к Mafia 2, где Семья - это сборище эгоистов, лжецов и предателей.
Причем обошлось без совсем уж карикатурных передергиваний; Сальери не начнет, сатанински хохоча, гоняться за маленькими девочками с бензопилой или по кусочку скармливать должников свиньям. Все приземленнее, хотя и весьма прямолинейно. Например, Томми приезжает в булочную забирать деньги за «крышу» - и между делом может заметить письмо из банка, что булочник крупно задолжал по кредитам, и скоро у него отберут и бизнес, и квартиру.
Надо отдать сценаристам должное: следить за происходящим интересно и как за самостоятельной историей, и как за альтернативным прочтением той самой «Мафии». А вот к маркетинговому отделу есть серьезная претензия: зачем игра подается как ремейк Mafia 2002, почему на обложке стоят слова Mafia: Definitive Edition? Ведь совершенно очевидно, что никто не пытался воссоздать старую игру на новом техническом уровне, вы делали новый проект на той же сюжетной основе - так будьте честны, напишите об этом прямым текстом. Опять же, претензий со стороны ортодоксальных фанатов меньше будет.
Ты с какого континента?
Уже с первых показов геймплей Definitive Edition сравнивали с Mafia 3 - и вполне заслуженно. Поскольку действие происходит в тридцатых годах XX века, в оригинальной Mafia машины ощущались очень своеобразно: они медленно разгонялись, вальяжно входили в поворот и очень неспешно тормозили. Так что правила дорожного движения игрок соблюдал не только чтобы избежать навязчивого внимания полиции (хотя и это тоже), но и просто чтобы приехать к цели на нормальном автомобиле, а не на мятом ведре.
Hangar 13 этот момент совершенно упустила. Даже Bolt Ace - откровенная рухлядь, которая с трудом выжимает 40 миль в час - без проблем ныряет из ряда в ряд и поворачивает хоть на 180 градусов; ну а модели получше и вовсе рулятся, как в какой-нибудь GTA. Поэтому тут нет былого очарования медленной, неторопливой езды по городу.
Да и сам город со времен оригинальной Mafia похорошел визуально, но не по наполнению. Тут нет побочных заданий, процедурных историй, даже реалистичного поведения неписей. То есть если люди заспавнились кучкой - они так кучкой стоять и будут, но никакого диалога между ними можно не ждать. В общем, город сам по себе интереса не представляет. Разработчики даже предусмотрели кнопку «пропустить поездку»: нажимаешь, и Томми вместе с автомобилем телепортируется к следующей сюжетной точке.
Экшен стал гораздо более компактным и линейным. Например, в оригинале порт - это гигантская локация, где совершенно непонятно, куда идти и что делать. Тут склады, там склады, тут какие-то цистерны, там открытые пространства. И кругом - враги. При первом прохождении на этот уровень можно легко можно было угробить несколько часов, причем проходить его нужно было без чекпоинтов и сохранений, запоролся - начинай с самого начала. Так вот, в Definitive Edition этот порт сжался до нескольких арен, на каждой из которых враги выбегают строго спереди.
Такое тут сплошь и рядом, и, опять-таки, не случайно. В локациях, где все-таки осталось пространство для маневра, становится очевидно, что ИИ просто не умеет выбирать позицию, и атака во фланг вводит его в ступор. Потолок тактических возможностей врага - это кинуть «Молотов», если Томми слишком долго прячется за одним укрытием. Впрочем, несмотря на это, перестрелки в Definitive Edition все равно ощущаются брутальными, где судьбу всего дела может решить одна умело выпущенная пуля. Так что нельзя сказать, чтобы Hangar 13 стрельбу запорола. Она просто не настолько увлекательная, чтобы тянуть на себе игру.
Раньше было
Тянет игру, как обычно, сюжет. То есть ответ на вопрос «брать или нет?» по сути сводится к единственному неизвестному: насколько вы любите оригинальную «Мафию»? Если вы помните диалоги до последней запятой, и от ремейка ждете тщательного соблюдения заветов - забудьте. Hangar 13 превратили Поли в криповую помесь из Шрека и его осла, извратили образ Сальери и вообще из истории о мужской дружбе сделали непонятно что.
Во всех остальных случаях Definitive Edition наверняка зайдет. Это не такое откровение, каким была в свое время оригинальная Mafia, но ее вообще превзойти сложно. У Hangar 13 получилось хотя бы сделать толковую самостоятельную вариацию на тему - а это уже немало. Особенно учитывая их предыдущий опыт в лице Mafia 3, где от лица афроветерана Вьетнама нужно было резать мафиози целыми батальонами. Теперь за тот позор разработчики оправдались и доказали, что способны работать с мафиозной темой. Так, глядишь, и достойную четвертую «Мафию» рано или поздно увидим.