Антон Бондаренко, 1 марта 2025

Не верьте тому, кто скажет, что Kingdom Come – игра с открытым миром. Игра с открытым миром – это GTA, где есть все, чтобы игрок развлекал себя сам: грабь, убивай, собирай арсенал, угоняй танки, устраивай бойню, зарабатывай миллионы – все к твоим услугам.

А Kingdom Come Deliverance – он про другое. Про медитативное погружение в Чехию образца 1403 года. Там, с одной стороны, все очень плохо: законный король Вацлав сидит в заточении, его брат бесчинствует по всей стране, а паны от мала до велика грызутся между собой, стараясь урвать кусок пожирнее. Ну и всякие обычные напасти типа бандитов, разумеется, тоже никуда не делись.

Приятных мелочей вроде пьющего из бадьи барбоса в игре, без преувеличения, сотни

Но при этом жизнь продолжает течь своим неторопливым средневековым чередом. Крестьяне работают в поле, задают корм скотине, таскают воду и делают еще тысячу мелких дел. Вечером – культурно пьют, а некоторые даже некультурно нажираются и устраивают мордобой. После чего плетутся по своим домам (землянкам, хижинам, чердакам – кому как повезло), чтобы наутро повторить все заново.

Встал, поработал, уснул

До сих пор эталоном проработки повседневной жизни NPC был Red Dead Redemption 2. Теперь пальма первенства перешла к творению Warhorse. Вот насколько мир RDR был приземленным по сравнению с разухабистой GTA – настолько же KCD2 степенней, чем RDR.

Скажем, в RDR еще можно было застрелить владельца магазина, выгрести все из кассы, потом положить местного шерифа и ускакать в закат. А через неделю – заплатить штраф, вернуться и спокойно торговать с воскресшим торговцем, а ожившему шерифу кинуть добродушное “Howdy”. В KCD2 же так не получится, все жертвы нашего разгула останутся мертвы. Исключение составляют только некоторые персонажи, критически важные для основного сюжета – их или вовсе нельзя атаковать, или после «гибели» они вскоре встают как ни в чем не бывало.

Боевка со времен первой игры почти не изменилась, разве что зон для атаки стало меньше

Но это ладно, сюжетную броню можно простить. Что действительно странно – это наличие на карте лагерей бандитов, где эти самые бандиты исправно респавнятся каждые пару дней. Это откровенно игровой элемент, который выбивается из общей картины. А главное – непонятно, зачем их вообще добавили? Чтобы игрок качал на них боевые навыки? Так ролевая система KCD2 базируется на принципе «что используешь – то и качается». Поэтому, чем бегать за бандитами по лесам – проще пройти к ближайшему ристалищу и договориться о спарринге.

Если же бандитов добавили, чтобы гриндить деньги – то это совсем глупо. Грабить бандитов – унылый фэнтезийный штамп, чтобы главный герой мог заработать денег, при этом оставаясь «хорошим». И прибегают к этому штампу в том числе потому, чтобы не пришлось программировать другие способы заработка. Читай: честную работу.

Некоторая побочка не заносится в журнал. Запомнили из разговора, что банщицу обидел дезертир? Можно его убить и она будет благодарна

А создатели KCD эти честные способы заработка вполне себе запрограммировали. Хочешь – куй всякое разное на продажу, хочешь – собирай траву и сдавай ее алхимику, а хочешь – вари зелья сам и продавай. Квесты – сюжетные и не очень – тоже дают возможность  неплохо заработать. Да и мародерство никто не отменял, равно как и самый прямолинейный метод: купить пару отмычек, а потом ночью наведаться в этот же магазин, чтобы вернуть свои деньги, а заодно забрать весь основной товар.

Короче, KCD2 – игра не про превозмогательство и достигание. С правильными перками и зельями можно отправиться в бой в одном нижнем белье, и все равно без проблем рубить латников. Да что там – даже в одиночку вырезать укрепленный лагерь Сигизмунда. Но делать этого не хочется по одной простой причине: неатмосферно.

Групповые драки по-прежнему сводятся к череде поединков один на один, но с возможностью огрести откуда-то из-за кадра

Негативное пространство

Атмосфера – главный козырь Kingdom Come. Если смотреть на мир игры геймерскими, хищническими, потребительскими глазами, то он пустой. В разбросанных тут и там деревеньках герою могут предложить разве что мешок капусты. А если крестьян вырезать, то у них – сюрприз! – ничего, кроме этой самой капусты, и не найдется. Никаких артефактов, оставшихся от двоюродного дедушки. И в лесах да полях никакого засилья утопцев да кикимор не наблюдается – разве что заяц или кабан встретится. Ну, или грибов насобирать можно. В общем, все как в реальной жизни.

И тем не менее, гулять по просторам не скучно, потому что даже лес Warhorse оживила, как это вообще возможно. Тут ручеек, к которому приходят на водопой лоси, там – древние, поросшие мхом развалины, а вот и чья-то могилка, которую можно раскопать и поживиться. Или просто схрон с добром. Ну и случайные события вносят свою лепту: то крестьянина спасти от волка, то в кулачных боях поучаствовать, то просто послушать истории каменщиков, идущих с одного объекта на другой.

При быстром перемещении рандомные события тоже происходят

Страсти по Индро

Из вышеизложенного  может сложиться впечатление, что играть в KCD2 скучно. Мол, это такой интерактивный музей, где можно только на реалистичный лес смотреть да капусту у крестьян воровать. Но тут на помощь приходит сюжет.

Действие игры происходит сразу после событий первого Kingdom Come. Поскольку она вышла аж семь лет назад, в сиквеле добавили кучу флешбеков и прочих способов напомнить, а что же там было раньше – но лучше прочитать хотя бы выжимку сюжета на фансайтах.

Если вкратце, то главный герой – кузнец Индро (он же Генри в английской озвучке). Семью Индро вырезали войска Сигизмунда, поэтому сам он крепко стоит на стороне пленного короля Вацлава. В ходе событий первого KCD Индро подружился с молодым паном Яном Птачеком, и стал его телохранителем (Птачек, разумеется, тоже за Вацлава). Ну а в начале второй игры эта парочка отправляется к пану Бергову, чтобы привлечь его на свою сторону.

Во что Индро одет в геймплее – таким он и предстает в катсценах

Дальше разворачивается нормальный такой приключенческий роман в духе Дюма-отца. С политическими интригами, любовными приключениями, осадами замков, волками в овечьих шкурах, побегом под покровом ночи, и прочая, прочая, прочая. Причем, в отличие от многих блокбастеров последних лет, это развлечение не на пару вечеров, а как минимум на неделю: только основной сюжет длится два-три десятка часов.

Главный недостаток истории в том, что она линейна, из-за пресловутой сюжетной брони и заранее прописанного характера главного героя: ну не может Индро все бросить и встать на сторону Сигизмунда. А если вам сказано бежать – бежать придется, даже если вы вырезали всех врагов и в принципе можно было бы переходить в наступление. При этом на судьбы второстепенных героев мы влиять вполне себе можем: например, сожгут или нет определенную крепость, зависит исключительно от действий Индро.

В сиквеле появился огнестрел, но попасть в кого-то можно только чудом

Поскольку основной сюжет вышел пафосно-трагическим, побочные квесты, наоборот, стараются развеять атмосферу. Например, можно упиться вдрызг с половцем, и потом  пойти сватать нового друга к приглянувшейся ему цыганке. И неважно, что он не знает чешского, а она – половецкого.

Единственное, за что квестописцев хочется поругать, так это за мешки. В первой четверти игры есть как минимум пять квестов, где Индро нужно просто таскать тяжести. Подошел к телеге, взвалил на себя мешок, потопал (медленно) к амбару, положил мешок, пошел к телеге за следующим. Атмосферно – да; но совершенно неинтересно. Непонятно, как это пропустили в релиз, поскольку другие рутинные эпизоды – например, когда Индро в составе отряда куда-то скачет – непременно разбавляются хотя бы диалогами. А здесь полная тишина и скука, просто ходишь и носишь мешки, проникаясь тяготами жизни средневекового простолюдина.

Оружие убитых приходится искать в траве буквально на ощупь

Сигма-негр

Ну и разумеется, нельзя не сказать о повесточке. При разработке первого Kingdom Come студия мужественно отбилась от требований включить в игру всяких женщин-воительниц и темнокожих самураев, и добавила лишь намеки на однополые отношения – да и то у злодея. В сиквеле же повестка пусть и не расцвела пышным цветом, но ее наличие отрицать уже невозможно.

Например, в лагере Сигизмунда тусуется натуральный негр из Мали. Причем не просто негр, а самый замечательный человек на свете. Во-первых, он очень образованный, отлично знает медицину, историю и географию, а также свободно говорит на нескольких языках. Во-вторых, он гуманист, и предпочитает не убивать людей, а лечить их, поэтому работает в госпитале. В-третьих, он толерантен к чужим культурам и верованиям, и только сокрушается, что другие люди не могут быть таким же толерантным, как он. В общем, просто святой.

Кроме того, в игре есть сразу несколько тружениц плаща и кинжала, которые могут не только весточку передать или какое-нибудь письмо утащить, но и полноценного стражника прирезать. Хорошо хоть, что при начале поножовщины обычные крестьянки не хватаются за мечи, а стремглав бегут прочь – прятаться или звать стражу.

Еще раз стоит подчеркнуть: KCD2 – не игра про открытый мир и процедурный геймплей. Тут есть и то, и другое, но суть творения Warhorse – это отыгрыш. Отыгрыш не Довакина – главы четырех гильдий и спасителя мира, – а простого кузнеца Индро, который в силу обстоятельств оказался втянут в большую политику, и теперь ему придется решать, насколько кровавым упырем он готов стать, чтобы выжить. В общем, классная приключенческая игра получилась.

Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 8
  • Звук и музыка 9
  • Дизайн 8
  • Ценность для жанра 9
Оценка редакции
8.6
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!