Оглушительный успех Hearthstone породил множество подражателей, и вполне ожидаемо, что подавляющее их большинство обосновалось в фэнтези-сеттинге, незначительные же отклонения от этой нормы – в сеттинге научно-фантастическом. И это при том, что существует значительная прослойка людей, которая драконов и эльфов (даже на космическом корабле) не признает ни в какую. Но теперь и она может приобщиться к коллекционным карточным играм.
Чем крепче тыл, тем крепче фронт
Когда историческая тема поднимается в формате игры, обязательно встает вопрос достоверности. KARDS всецело опирается на эстетику Второй мировой, но не пытается переложить ее реалии в игровой формат. Одним из самых неочевидных допущений, пожалуй, является то, что колода может включать карты противоборствующих сторон. Поэтому американо-фашистские захватчики здесь являются такой же реалией, как и то, что пехота без проблем сбивает истребители.
Бесспорно, часть игровых механик пытается передать некоторые «стереотипные» особенности армий и государств. Так, к примеру, японские карты имеют свойство причинять неприятности посмертно, но в этом, конечно, угадывается механика «предсмертного хрипа» из Hearthstone, а в самих японцах угадывается стандартная «агрота» с множеством дешевых и быстрых карт. И если вы играли хоть в один Hearthstone-клон, то быстро разберетесь во всех обозначениях и правилах.
Главное отличие KARDS заключается в «линии фронта» – нейтральном поле, проходящем через центр стола, на которое карте нужно передвинуться, прежде чем получить возможность атаковать штаб противника. Пехота может совершать по одному действию за ход: либо занять фронт, либо атаковать; танки же способны выполнить оба этих действия сразу. Конечно, если хватит кредитов (запас которых пополняется в начале хода), ведь требуется оплачивать не только выставление карт на поле, но и их действия, ввиду чего игрок вынужден находить баланс между выкладыванием карт, их перемещением и непосредственным боевым столкновением.
Что странно, ожидаемая эффективность одних родов войск против других практически не играет роли, если не считать того, что истребители вынуждают бомбардировщики атаковать себя, тем самым защищая прочие карты на линии. В остальном же все сугубо индивидуально, вместо одних общих правил – множество ситуативных: британская 57-мм пушка наносит двойной урон танкам, советская 45-мм – дополнительный, а 37-мм японская не имеет никаких противотанковых бонусов. С определением типа карт также наблюдаются странности: конница считается то пехотой, то танками, а характеристики схожих подразделений могут различаться в разы. Такая абстракция, конечно, вредит старательно создаваемой атмосфере.
Искусство в массы
Все изображения в KARDS либо взяты из архивных материалов, либо лицензированы у художников, посвятивших свое творчество теме Второй мировой. В первом случае это придает игре желаемой аутентичности, но старые плакаты и открытки далеко не всегда подходят по тематике. К примеру, с карты «Кровавый серп» (наносит одну единицу урона отряду противника и одну единицу собственному штабу, возьмите карту) нам неуверенно улыбается солдат с плаката «Слава воину-победителю». Очень странно, что карта с изображением Родины-матери (заполняет линию поддержки отрядами легкой пехоты) названа «Ни шагу назад» (в английской версии – No Surrender), хотя тематически ее действие вполне соответствует изначальному посылу о всеобщей мобилизации, а для приказа 227 есть отдельная карта (которую наши переводчики также назвали «Ни шагу назад»). Собственно же карта под названием «Родина-мать» использует в качестве иллюстрации плакат 1926-го года «Раскрепощенная женщина - строй социализм».
Есть к чему придраться и в случае других колод: изображение японской карты «Национальная оборона» взято с открытки, прославляющей 7 июля 1937, дату начала полномасштабной японской агрессии против Китая – ничего себе оборона. К слову, Китай пока в игре никак не представлен, но уже обещано, что набор играбельных наций будет пополняться. На сегодняшний день таковых пять: СССР, США, Великобритания, Япония и Германия. Италия и Франция отдельных колод не имеют, но своими картами могут усиливать остальные.
Может показаться, что подбор иллюстраций – это мелочи, но 1939 Games делает ставку именно на исторический сеттинг, и это то главное, что отличает KARDS от прочих карточных игр. Учитывая, что разработчики явно неравнодушны к истории этого крупнейшего мирового конфликта, о чем свидетельствует хотя бы само название студии, такие ляпы можно пытаться списать только на отсутствие подходящих иллюстраций (мы связались с разработчиками, и они пояснили, что действительно не так-то просто найти подходящие изображения для той или иной карты – прим.ред.). Когда же дело касается лицензированного арта, то он зачастую крайне невыразителен, и чтобы отличить один серый самолет (или броневик) от другого, приходится прикладывать дополнительные усилия.
На момент подготовки материала в KARDS наличествует три игровых режима: тренировка с компьютером, сражение со случайным противником и драфт. В этом году также планируется введение одиночной кампании, но каких-либо подробностей о ней неизвестно. Зимой ожидается первый чемпионат мира.
В целом игра видится еще не до конца сформировавшейся: не хватает таких простых вещей, как обозначение карт, израсходовавших свои действия, и сортировки коллекции по стоимости или редкости. Но, как говорится, все еще впереди – своя аудитория у KARDS несомненно имеется. Что неудивительно, в общем и целом она смотрится вполне конкурентоспособной на фоне множества других карточных игр. А если уж вам важен сеттинг, то выбора у вас просто нет.