Иногда они возвращаются – те, кто попал в производственный ад. Чаще всего в печальном состоянии: шаг нетвердый, глаз мутный, перспективы туманные, и кажется, что уж лучше бы совсем не, чем так. Наоборот бывает куда реже, но все же бывает. Первый Halo нового поколения, получивший подзаголовок Infinite, тоже из этих – из возвращенцев.
Он шел к нам длинным и очень трудным путем. Тут и производство нового движка под еще не до конца утвержденное железо Xbox Series (на тот момент только готовящейся к выпуску), и спешная разработка игры, которая должна была войти в ее стартовую линейку, и исход гуськом творческих директоров. В итоге Infinite пришлось выпустить фактически по кускам: вначале на правах отдельной условно-бесплатной игры вышел мультиплеер, теперь в продаже появилась сюжетная кампания, а кооператив, наоборот, подвезут когда-нибудь попозже. И тем не менее, результат того стоил – это лучшая Halo, которую когда-либо делала 343 Industries. Хотя ее фирменные проблемы тут тоже на месте.
Зыс ис спартан!
Главная из них – сюжет. Человеку, который не посвящен в перипетии двадцатилетней истории (или хотя бы арки, начатой 343 industries после ухода Bungie) будет решительно непонятно, кого утопила Аннушка, зачем Муму разлила масло и кого, в конце концов, бросили под поезд. Вот мы – известный мужчина в зеленой броне и с нездоровой тягой к голографическим искусственно-интеллектуальным девочкам. Куда мы летим? Почему на нас нападают натуральные космические орки? А вот этот чернявый мужик со смешным акцентом кто? И что вообще, черт возьми, происходит?
Создается ощущение, что нечто важное было пропущено «в предыдущих сериях». И что характерно, правда было: чтобы относительно ровно въехать в происходящее, не лишним будет употребить Halo 5: Guardians, – который на ПК, среди всех переизданных в последние годы игр серии, парадоксальным образом так и не заглянул. А также (и даже особенно!) рекомендуется ознакомиться с Halo Wars 2, которая вообще самая что ни на есть RTS. Заставить проходить RTS, чтобы приобщиться к задорному шутану – это, конечно, сильно. И это при том, что Halo Infinte должна привлечь в серию кучу новичков: ведь это первая игры франшизы в новом поколении Xbox, а также первая Halo, одновременно вышедшая и на родной консоли, и на ПК.
Но даже если не брать в расчет беспощадное к новичкам начало, сюжет – не самая сильная сторона новой игры. В отличие от Bungie, которая из фантастики с нелепыми пищащими инопланетянами как-то умудрялась выжимать и космооперу, и военную драму, и правильный пафос, 343 лепит детсадовское космическое фэнтези с космическими орками, космическими богами и космической магией. Злодеи тут уровня диснеевских мультиков, а драма – из сериалов Netflix.
Хорош только сам Чиф, способный даже в самой дикой ситуации ограничиться буквально парой метких слов, букв на семь в общей сложности. А вот спутников 117-го: болтливую ИИ-помощницу и трусливого нытика-пилота – хочется просто задушить. До релиза нам обещали, что сюжет станет более личным и героев, дескать, раскроют с более человечных сторон. Вот эти двое, видимо, за «человеческое» и отвечают, но получается у них так себе.
Далекий крик Чифа
К счастью, за исключением сюжета, особых проблем у Infinite нет. Когда стало известно, что в игре будет что-то вроде открытого мира, это вызвало опасения – честно говоря, замучили уже этими опенворлдами с крепостями и вышками. Однако слухи об открытом мире оказались преувеличенными: простора действительно стало заметно больше, но это все еще направленная песочница, где мы движемся из точки А в точку БП с целью этот самый БП предотвратить. Правда, теперь можно свернуть с дороги ради разных опциональных активностей. Тут можно освободить пленников, которые немедленно кинутся на врагов, там – подобрать аудио дневник (неуд за оригинальность), что-нибудь из косметики для мультиплеера, или самое ценное – модули для апгрейда боевых гаджетов. Даже какие-никакие крепости тоже есть, как и устранение вражеских вождей.
Другое дело, что таких занятий подкидывают не особенно много, и выполняются они как бы между делом (или не выполняются вообще). Действительно влияют на прохождение разве что вышеупомянутые модули для апгрейда; все остальное только расширяет ассортимент оружия и техники, которые можно заказать на специальных блокпостах. Но пушки тут приходится менять каждые две минуты, технику проще отжать у врага, а боты особой погоды не делают, так что развлечение по зачистке карты – это действительно бонус для желающих дополнительно пострелять.
Кручу верчу – жить хочу
А пострелять захочется. Halo как шутер по-прежнему великолепен и ни на что, по большому счету, не похож. Конечно, за двадцать лет жанр сильно вырос, поэтому большими локациями и наличием разнообразной боевой техники сейчас уже никого не удивишь (хотя и то, и другое тут прекрасно работает на геймплей, а не присутствует для галочки).
Зато в Halo есть огромное количество разных, преимущественно неглупых врагов, которые не стесняются использовать энергощиты, окружать Чифа, кидать в него гранаты, и непрерывно щемить запредельной огневой мощью. И вот такое в шутерах по-прежнему редкость. Казалось бы, смешные мультяшные чудики, какие-то пиу-пиу бластеры, все вроде ярко и веселенько, а на деле такой накал, что даст прикурить любому серьезному шутеру. Вертеться приходится как уж на сковородке, постоянно меняя оружие, используя особенности ландшафта, подручные средства, боевую технику и полезные гаджеты.
Кстати про гаджеты. Их у Чифа несколько штук разной степени полезности: локатор, подсвечивающий невидимых врагов, стационарный барьер, скоростной рывок и крюк-кошка. Последняя – вообще шедевр: мало того, что она позволяет летать как Спайдермен, карабкаться на скалы и заходить на снайперские позиции, так ее еще можно использовать и как гарпун, подтягивая бесхозные пушки к себе или же себя к противнику, чтобы было удобней стрелять из дробовика. А если поискать по округе модули для апгрейда, то можно сделать так, что пущенный гарпун будет бодрить жертву живительной силой электричества, а потом и создавать ударную волну. Возможность всяческой модернизации есть и у остальных гаджетов.
Красоту спасет Чиф
Задержаться в игре подольше хочется не только ради перестрелок с космическими орками, но и просто из-за раскинувшейся вокруг инопланетной пасторали. Местом действия Infinite является старейшее из колец – Installation 07, оно же Zeta Halo. Так вот, кольцо это – натуральный национальный парк, в котором разве что пары лагерей бойскаутов не хватает. Сплошь живописные хвойные рощи, чистые блестящие на солнце речушки, высоченные скалы, эпичные инопланетные постройки, да стайки пестрой живности. И все это, заметим, висит прямо в космосе – красотища неземная.
Это кажется почти невероятным, но у 343 Industries с третьего раза наконец-то получился настоящий Halo, который уже не стыдно поставить рядышком с тремя последними частями от Bungie. Да, с сюжетом не задалось, богатых роликов тоже не много, но суть сериала совсем не в них, а в особом драйве перестрелок, и с этим тут все в полном порядке. Да и чуть более открытый мир пошел игре только на пользу, а не как это обычно бывает. Отличная игра – ни убавить, ни прибавить.