Сергей Косин, 29 апреля 2020

Вселенная Gears of War, ныне по непонятным причинам ущемленная в названии просто до Gears, со всей своей кровищей, пафосом, гротеском, цепными подствольными пилами и бесконечной войной всех со всеми, подходит для жанра стратегий не меньше, чем Warhammer 40K.

– Чуешь? Ты чуешь это?

– Что?

– Напалм, сынок. Этот запах ни с чем не спутаешь.

Поэтому, когда на пятнадцатом году жизни сериала, его хозяевам вдруг пришло в голову, что не экшенами едиными можно пополнять казну и расширять вселенную, выбор стал очевиден. В былые времена из Gears наверняка бы сделали классическую RTS с резиновой рамкой и пехотой ростом с танковый завод, но после более чем успешного переизобретения Firaxis культовой XCOM, в моде куда больше стратегии тактические.

Дали палку и крутись как хочешь

Невеселые события Gears Tactics происходят за двенадцать лет до печальных событий оригинала. Emergency Day (это когда саранча неожиданно повыковыривалась из-под земли и провела шустрый, тотальный геноцид населения планеты Сера) уже отгремел, человечество разбито, кто-то прячется по норам, кто-то ведет жалкое сопротивление саранче, везде тлен и разруха.

Gear Tactics умеет быть атмосферной сверх всякой меры

В столь тяжелый момент, бывалая «шестеренка» Гейб Диаз, герой «Маятниковых войн», саморазжалованный в сержанты инженерных войск, получает от руководства приказ – выследить и убить большую шишку саранчи, некоего Юккона. Просто и понятно, только вот по доброй традиции Коалиции ни человеческого, ни технического ресурса к приказу не прилагалось, если не считать одноглазого, при пышных усах, одной ногой пенсионера Сида Редберна. Так что задачу устранить Юккона отводят на второй план дела насущные: разжиться конкурентной снарягой и рекрутировать все выжившее боеспособное население, до которого удастся дотянуться.

История вышла как всегда простой и честной: немного солдатской драмы, немного портянок, немного мыльной оперы и много превозмогания – все, чего мы ждем от Gears. Но что примечательно, обставлен нехитрый сюжет с неожиданным размахом: длинные, зрелищные заставки обрамляют с обоих концов почти каждую миссию.

Gears верна «мыльным» традициям – Гейб отец Кейт, главной героини Gears 5

Те, кто в танке

Учитывая происходящий в мире игры военный апокалипсис, а также вероятное нежелание полностью копировать XCOM, никакого менеджмента базы тут нет, как, впрочем, и самой базы: подгоняемые командованием и суровыми обстоятельствами бойцы передвигаются и располагаются исключительно на могучем бронетранспортере. Разработчики убрали все навесное, и в этом смысле игра ближе к допотопным японским походовым стратегиям – минимум лишних движений, только прямая сюжетная кампания, с редкими побочными заданиями, на которых дают подразжиться опытом и экипировкой.

Сами локации вышли очень компактными и разнообразными настолько, насколько это возможно в мире, по которому прошлась разрушительная война. Ручная проработка ощущается весьма, а некоторые места запоминаются надолго, что для тактической стратегии, прямо скажем, редкость. Жаль только на дизайн миссий это не распространяется: что-то любопытное поручают редко. Хорошо еще, когда требуется простая зачистка территории, а вот задачи на удержание пары точек с припасами или освобождение из пыточных камер пленников за ограниченное количество ходов, немного утомляют – тем более, что подсовывают их куда чаще, чем хотелось бы.

Боссы тоже есть, но впечатляют не слишком, что мы, например, брумака не видели?

Компенсацией, правда, служит вывозимый мешками с таких заданий лут. Система экипировки на удивление богатая: разнообразные шлемы, кирасы, штаны (с лампасами) разной степени редкости, с бонусами и без, на любой вкус. То же самое и с оружием: прицелы, дула, приклады, магазины и т.д. Причем подход к апгрейдам тут разный. Если модификации оружия почти всегда повышают те или иные его характеристики, то броня скорее тасует бонусы: тут плюс к уклонению, там минус к здоровью и все в таком духе.

Впрочем, как известно, не форма красит человека, а человек форму. Поэтому прокачка бойцов – есть важная обязанность командира. Каждая цельночугуниевая заготовка будущего воина поступает с заранее решенным классом и соответствующим ему вооружением, но далее способна развиваться в двух разных ветках одного дерева навыков. Возня с бойцами, раздача ценных трофеев любимчикам и скрупулезный выбор наиболее необходимых умений – штука чрезвычайно увлекательная, хотя тут мы немного пнем игру за громоздкий и поразительно неудобный межмиссионный интерфейс.

У сюжетных героев можно кастомизировать только броню и оружие, рандомных бойцов разрешают настраивать полностью

Многоходовочка

Рассказ о боевой системе мы оставили на самый конец, потому что это – и самое главное в тактической стратегии, и самое лучшее, что есть в Gears Tactics. Главный повод открыть шампанское – отсутствие, мягко говоря, небесспорной двухфазовой системы из не раз уже помянутой XCOM от Firaxis. У бойцов тут не два, а целых три экшен-пойнта, и – хвала кровавым богам – их можно использовать на действия в любой последовательности, что существенно расширяет возможности. Но и это не самое главное: как известно, одна из знаковых особенностей Gears of War – это кровавые расправы над врагами при помощи подствольных бензопил (штыков у старых лансеров) и не менее жестокие добивания раненых. Так вот, эту особенность перенесли в Tactics, плотно уложив в процесс: всяческие расправы, а также использование определенных навыков бойцов добавляют еще по одному очку действия каждому члену отряда кроме исполнителя. То есть, толково разыгрывая тактические схемы так, чтобы одни бойцы постоянно ранили врагов, другие добивали, а третьи подбадривали все это уникальными умениями, можно растягивать свои ходы в два-три раза, устраивая порой весьма эффектные раши с ловушками, тактическим расчленением и героическим забиванием раненых локустов прикладом снайперской винтовки.

Затягивает построение таких многоходовочек невероятно, и главное, они всегда срабатывают, потому что тут, например, невозможно промахнуться в упор из-за того, что так посчитала шизофреническая рандом-машина, а провалить план можно только если сам упустишь из виду что-то важное.

Богатый зверинец Gears of War перекочевал в тактический спин-офф в полном составе

И даже к ходу противника разрешается как следует подготовиться благодаря толковому «овервотчу», который в отличие от большинства игр занимает иконку на экране совсем не для галочки. Удачно выбрав сектора обстрела, вполне можно уполовинить численность нападающей стороны еще на подступах. Впрочем, саранча тоже любит вместо бестолковых атак на хорошо окопавшихся «шестеренок» перекрывать все пути к передвижению и ждать, пока те высунут головы. Вся тактическая часть, в общем, тут работает просто отлично, не убавить, не прибавить.

Вероятно, лучшая жанровая игра в этом году пришла откуда не ждали – из племени спиномозговых, кровавых шутеров. Красивая, захватывающая тактика с отличной, простите за тавтологию, но это важно еще раз отметить, непосредственно тактической частью. Задел для роста, конечно, есть, но база вышла основательной, как парадные доспехи «шестеренок».
 

Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 9
  • Звук и музыка 8
  • Оригинальность 8
  • Ценность для жанра 8
Оценка редакции
8.6
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!