Гнэл Унанян, 30 октября 2024

Это может показаться странным, но Frostpunk 2 не является сиквелом Frostpunk. Во всяком случае, в жанровом смысле. Первая часть была очень камерной выживалкой в антураже крошечного поселка, где все друг друга знают, и потому каждое решение старосты общины сопровождается нелегким моральным выбором. Все остальное, включая строительство зданий и управление ресурсами, проходило фоном к трагизму решения, кого оставить умирать от голода: сиротку Магду или дедушку Бернара. 

К началу же Frostpunk 2 по местной хронологии прошло 30 лет: Нью-Лондон вырос до размеров приличного городка с населением в несколько тысяч человек; растерянность, страх и отчаяние отступили, и на первый план снова вышли обычные человеческие страсти – алчность, жажда власти и одержимость разными идеями, по большей части безумными. Все это в сумме преобразило игровой процесс Frostpunk 2 до неузнаваемости.

А где у вас тут Темза?

Зима близко! (С)

Она, собственно говоря, не близко, а уже началась. Непродолжительные оттепели с минус тридцать в полдень сменяются многомесячными буранами под минус двести круглосуточно. В моменты затишья нужно успеть содрать с земли ледяной пласт и отстроить городской район с подходящей к местным ресурсам специализацией, а также успеть пополнить запасы топлива и продовольствия перед следующим похолоданием. С приходом настоящих холодов лихорадочный сбор пищи и стройматериалов следует прекратить, а добычу топлива, наоборот, кратно увеличить. Это значит, надо вручную переназначить рабочих по районам, где-то прикрутить производительность, а где-то ввести внеурочные смены. И так всякий раз, когда меняется погода.

Ресурсы, кстати, со временем кончаются, так что приходится сносить старые районы, чтоб не тратили попусту тепло и рабочую силу, и строить новые. Параллельно нужно вести исследовательскую работу, обследовать пустоши вокруг Нью-Лондона на предмет нахождения ресурсов и выживших поселенцев. Со временем у Нью-Лондона появятся города-спутники, в которых нужно делать все то же самое, плюс наладить обмен недостающими ресурсами, вовремя перемещать рабочую силу между городами, и так до бесконечности.

А вот и первая колония. Все как встарь!

Выражаясь геймдизайнерским языком, в игре очень много микроменеджмента, причем ручного и непродуктивного в том смысле, что умелое управление городом не ускоряет достижение поставленных целей, а просто отодвигает во времени экран «Game over», чтобы неспешный ход событий успел достичь следующей главы. Так что будни наместника Нью-Лондона полны скорби: ведь трудно радоваться жизни, когда суть пряника заключается в том, что тебя не бьют кнутом.

Впрочем, все эти неприятности теряются на фоне того, что начинается после строительства здания Городского Совета.

Игра престола

Со временем горожане начинают сбиваться в группы, объединенные некой идеей. Из этих групп и формируются фракции, представленные в городском законодательном собрании. Всего в конкретной игре может появиться не более пяти партий, но разработчиками их заготовлено много больше, поэтому заранее знать, насколько невменяемый парламент вам выдадут, невозможно.

Иногда до нас доносится глас народа

Среди распространенных в Нью-Лондоне городских сумасшедших представлены: генераторопоклонники, холодофилы, борцы за всеобщее равенство, банальные анархисты и еще с дюжину разновидностей неформалов. Есть, правда, и вполне вменяемые группы, поддерживающие более-менее разумный подход к выживанию. Счастье, если их в парламенте большинство; иначе каждый шаг на пути к победе окажется мучительным и долгим.

Законопроекты бывают двух видов: просто правила и собственно законы. Правила принимаются простым большинством и регулируют жизнь города. Их проводить проще простого, если только городская Дума не забита мелкими группками сумасшедших. Законы же регулируют полномочия градоначальника, и для их принятия большинство нужно квалифицированное, то есть две трети, а не просто пятьдесят плюс один голос. Тут уж приходится попотеть, вертясь ужом между интересами фракций и покупая нужные голоса обещаниями поддержать определенные идеи в будущем. Обещания, кстати, лучше выполнять, поскольку поссорившись с крупной партией, можно запросто схлопотать вотум недоверия. Недовольных же приходится объявлять экстремистами и прессовать, отвлекая совсем не лишние ресурсы на содержание силовиков.

В сюжетном режиме Городской Совет регулярно подкидывает задачи, невыполнение которых карается безусловной отставкой

Дракарис!

Таким образом, стратегия про выживание остатков человечества внезапно превращается в политический симулятор выживания отдельно взятого чиновника. И с этим можно было бы смириться, если бы не одно обстоятельство: вести последовательную политику и растить партию власти, которая могла бы стать настоящей опорой мэра, невозможно из-за отсутствия обратной связи между принимаемыми решениями и численностью той или иной фракции.

Иными словами, как бы вы ни поддерживали повестку определенной политической партии, это не повлияет на количество ее голосов в парламенте. Отношения с ней, конечно, улучшатся, но пользы с этого чуть: данная партия просто будет охотнее голосовать за предлагаемые вами законопроекты. При этом численность депутатов во фракциях меняется постоянно и хаотично. Выборов в парламент, в ходе которых можно было бы задействовать административный ресурс и сформировать нужный расклад голосов, не проводится. Спрашивается, какой смысл поддерживать чью бы то ни было идеологию, если сегодняшние фавориты завтра могут оказаться в меньшинстве?

Единственный способ наладить устойчивую вертикаль власти, чтобы развивать город и окрестности по собственному разумению – это всеми правдами и неправдами выторговать себе диктаторские полномочия, а потом жестко репрессировать всех несогласных. Надо только помнить, что диктатура – штука дорогостоящая, а в контексте постоянно тающих запасов это существенный фактор.

Вместо Биг Бена буржуйка, но архитектурный стиль узнаваем

Несмотря на ряд безоговорочных достоинств, в числе которых оригинальный сеттинг и хороший графический стиль, играется Frostpunk 2… скажем так – неубедительно. Попытка развить базовые механики и придать игровому процессу больший масштаб привели к полной перекройке игрового опыта, оторвав сиквел от той почвы, на которой расцвел успех первой части.

Откровенно говоря, порядковый номер в названии Frostpunk 2 скорее мешает, чем является подспорьем. Возможно, было бы разумнее перенести действие в какую-нибудь другую часть света, – скажем, в замерзший Париж или Нью-Йорк, – и начать историю с чистого листа. Тогда поклонникам Frostpunk было бы проще принять изменившиеся правила игры, а новичкам – легче вникнуть в особенности сеттинга.

Вердикт
  • Игровой интерес 8
  • Графика 8
  • Звук и музыка 8
  • Оригинальность 7
  • Ценность для жанра 7
Оценка редакции
7.7
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!