Это может показаться странным, но Frostpunk 2 не является сиквелом Frostpunk. Во всяком случае, в жанровом смысле. Первая часть была очень камерной выживалкой в антураже крошечного поселка, где все друг друга знают, и потому каждое решение старосты общины сопровождается нелегким моральным выбором. Все остальное, включая строительство зданий и управление ресурсами, проходило фоном к трагизму решения, кого оставить умирать от голода: сиротку Магду или дедушку Бернара.
К началу же Frostpunk 2 по местной хронологии прошло 30 лет: Нью-Лондон вырос до размеров приличного городка с населением в несколько тысяч человек; растерянность, страх и отчаяние отступили, и на первый план снова вышли обычные человеческие страсти – алчность, жажда власти и одержимость разными идеями, по большей части безумными. Все это в сумме преобразило игровой процесс Frostpunk 2 до неузнаваемости.
Зима близко! (С)
Она, собственно говоря, не близко, а уже началась. Непродолжительные оттепели с минус тридцать в полдень сменяются многомесячными буранами под минус двести круглосуточно. В моменты затишья нужно успеть содрать с земли ледяной пласт и отстроить городской район с подходящей к местным ресурсам специализацией, а также успеть пополнить запасы топлива и продовольствия перед следующим похолоданием. С приходом настоящих холодов лихорадочный сбор пищи и стройматериалов следует прекратить, а добычу топлива, наоборот, кратно увеличить. Это значит, надо вручную переназначить рабочих по районам, где-то прикрутить производительность, а где-то ввести внеурочные смены. И так всякий раз, когда меняется погода.
Ресурсы, кстати, со временем кончаются, так что приходится сносить старые районы, чтоб не тратили попусту тепло и рабочую силу, и строить новые. Параллельно нужно вести исследовательскую работу, обследовать пустоши вокруг Нью-Лондона на предмет нахождения ресурсов и выживших поселенцев. Со временем у Нью-Лондона появятся города-спутники, в которых нужно делать все то же самое, плюс наладить обмен недостающими ресурсами, вовремя перемещать рабочую силу между городами, и так до бесконечности.
Выражаясь геймдизайнерским языком, в игре очень много микроменеджмента, причем ручного и непродуктивного в том смысле, что умелое управление городом не ускоряет достижение поставленных целей, а просто отодвигает во времени экран «Game over», чтобы неспешный ход событий успел достичь следующей главы. Так что будни наместника Нью-Лондона полны скорби: ведь трудно радоваться жизни, когда суть пряника заключается в том, что тебя не бьют кнутом.
Впрочем, все эти неприятности теряются на фоне того, что начинается после строительства здания Городского Совета.
Игра престола
Со временем горожане начинают сбиваться в группы, объединенные некой идеей. Из этих групп и формируются фракции, представленные в городском законодательном собрании. Всего в конкретной игре может появиться не более пяти партий, но разработчиками их заготовлено много больше, поэтому заранее знать, насколько невменяемый парламент вам выдадут, невозможно.
Среди распространенных в Нью-Лондоне городских сумасшедших представлены: генераторопоклонники, холодофилы, борцы за всеобщее равенство, банальные анархисты и еще с дюжину разновидностей неформалов. Есть, правда, и вполне вменяемые группы, поддерживающие более-менее разумный подход к выживанию. Счастье, если их в парламенте большинство; иначе каждый шаг на пути к победе окажется мучительным и долгим.
Законопроекты бывают двух видов: просто правила и собственно законы. Правила принимаются простым большинством и регулируют жизнь города. Их проводить проще простого, если только городская Дума не забита мелкими группками сумасшедших. Законы же регулируют полномочия градоначальника, и для их принятия большинство нужно квалифицированное, то есть две трети, а не просто пятьдесят плюс один голос. Тут уж приходится попотеть, вертясь ужом между интересами фракций и покупая нужные голоса обещаниями поддержать определенные идеи в будущем. Обещания, кстати, лучше выполнять, поскольку поссорившись с крупной партией, можно запросто схлопотать вотум недоверия. Недовольных же приходится объявлять экстремистами и прессовать, отвлекая совсем не лишние ресурсы на содержание силовиков.
Дракарис!
Таким образом, стратегия про выживание остатков человечества внезапно превращается в политический симулятор выживания отдельно взятого чиновника. И с этим можно было бы смириться, если бы не одно обстоятельство: вести последовательную политику и растить партию власти, которая могла бы стать настоящей опорой мэра, невозможно из-за отсутствия обратной связи между принимаемыми решениями и численностью той или иной фракции.
Иными словами, как бы вы ни поддерживали повестку определенной политической партии, это не повлияет на количество ее голосов в парламенте. Отношения с ней, конечно, улучшатся, но пользы с этого чуть: данная партия просто будет охотнее голосовать за предлагаемые вами законопроекты. При этом численность депутатов во фракциях меняется постоянно и хаотично. Выборов в парламент, в ходе которых можно было бы задействовать административный ресурс и сформировать нужный расклад голосов, не проводится. Спрашивается, какой смысл поддерживать чью бы то ни было идеологию, если сегодняшние фавориты завтра могут оказаться в меньшинстве?
Единственный способ наладить устойчивую вертикаль власти, чтобы развивать город и окрестности по собственному разумению – это всеми правдами и неправдами выторговать себе диктаторские полномочия, а потом жестко репрессировать всех несогласных. Надо только помнить, что диктатура – штука дорогостоящая, а в контексте постоянно тающих запасов это существенный фактор.
Несмотря на ряд безоговорочных достоинств, в числе которых оригинальный сеттинг и хороший графический стиль, играется Frostpunk 2… скажем так – неубедительно. Попытка развить базовые механики и придать игровому процессу больший масштаб привели к полной перекройке игрового опыта, оторвав сиквел от той почвы, на которой расцвел успех первой части.
Откровенно говоря, порядковый номер в названии Frostpunk 2 скорее мешает, чем является подспорьем. Возможно, было бы разумнее перенести действие в какую-нибудь другую часть света, – скажем, в замерзший Париж или Нью-Йорк, – и начать историю с чистого листа. Тогда поклонникам Frostpunk было бы проще принять изменившиеся правила игры, а новичкам – легче вникнуть в особенности сеттинга.