Сергей Плетнев, 24 января 2022

В очередной раз приходит на ум, что самые интересные игры – те, которые совершенно не ждешь. Вот признайтесь, кто ждал, что следующая часть довольно нишевой тактической серии Expeditions станет хитом? Тут даже мало кто про саму серию в курсе. А вот поди ж ты. Expeditions: Rome вышла и сразу задала тон всему жанру тактических RPG на 2022 год.

Причем без всяких там скидок «для инди это круто», «графика не главное», «зато тут персонажи интересные» и т.д. Творение студии Logic Artists вышло в самую высокую лигу и, несмотря на полное отсутствие фэнтези-составляющей, смело бросило вызов Baldur’s Gate 3 и прочим ролевкам высокого полета.

Вместо крутых киновставок диалоги подаются по старинке, с обычными, но отлично прорисованными портретами персонажей

Рим плюс, Гай минус

Чисто исторический подход к сюжету без эльфийских принцесс и магии – изюминка всей серии. Что в Expeditions: Conquistador, что в Expeditions: Viking мы играли за псевдоисторических персонажей и отправлялись со своими соратниками в какое-то грандиозное путешествие. Expeditions: Rome традицию портить не стала. Более того, по ходу истории нас отправят в путешествие целых три раза.

Исторический период для игры был выбран самый знакомый, то есть избитый и заезженный: первое столетие до нашей эры, эпоха поздней римской Республики. Ну, вы в курсе, Цезарь там, Цицерон, галлы, Клеопатра и прочие и-ты-бруты. Однако разработчики решили, что просто пересказывать исторические события будет слишком банально и скучно (трудно плести сюжетные интриги, если из любой книжки по истории сразу известно, что убийца – садовник).

Не обошлось и без знаковых исторических персонажей. Да, это Клеопатра. И да, ее можно романсить

Поэтому Logic Artists проделали два финта ушами. Во-первых, нам сразу дают понять, что история Рима слегка альтернативная: например, молодого Гая Юлия Цезаря, который проскакивает в сюжете в самом начале, внезапно убивают, давая дальнейший простор для фантазии в развитии событий.

А во-вторых, исторические реалии и хитросплетения римской политики подаются на очень упрощенном уровне – где-то между передачами канала «Дискавери» и фильмом «Гладиатор».

Что, на самом деле, не так уж и плохо, поскольку дает отличную основу для крепкого исторического боевика без ухода в малопонятные кому-либо кроме специалистов-историков тонкости.

Небоевые городские локации в игре настолько обширны, что порой хочется открыть миникарту, которой, увы, нет

Историческая личность

В результате у нас имеется история о молодом потомке рода римских патрициев, отца которого убивает его политический оппонент. Самого юношу, – или девушку, – мать спешно высылает в армию к патрону семьи Луцию Лицинию Лукуллу (реальное историческое лицо), чтобы тот пристроил дитя, что называется, «писарем в штабе».

Только по прибытию нас вместо этого зачисляют в отряд «спекулаториев», этакой элитной боевой разведки. Легион Лукулла как раз высаживается в Малой Азии (нынешняя Турция), чтобы навалять восставшему царю Митридату. И нам начинают выдавать всякие шпионско-диверсионные задания, подготавливающие крупные войсковые операции.

Некоторые ключевые миссии имеют жесткое ограничение по времени и заставляют напрячь извилины

Очень скоро нас заодно делают легатом и выдают в личное управление собственный легион. Что тут же придает игре целый пласт «верхней стратегии» и заставляет действовать сразу на двух уровнях. С одной стороны, мы с нашим отрядом скачем мелкой фишкой по глобальной карте региона, заходим в поселения, общаемся с персонажами, берем задания и участвуем в тактических боях. И в то же время можем двигать по этой карте наш легион, атаковать с его помощью новые области и даже захватывать всякие каменоломни с лесопилками, как в каких-то «Героях меча и магии».

Игра разбита на несколько актов, каждый из которых является военной кампанией в каком-то уголке света. После Турции мы попадаем в Египет, а следом разбираемся и с непокорными галлами. В промежутках между войнами нам выпадает даже немного чисто сюжетных вставок в Риме, где надо разбираться с торговыми делами семьи и вести политические словесные баталии в Сенате.

Стратегическая карта напичкана как стратегическими объектами, так и всякими мелкими сундуками, ждущими, когда их подберут и откроют

Сюжетная кампания занимает много игровых лет, по сути демонстрируя нам всю жизнь главного героя или героини.

Всего и много

Вообще, на Expeditions: Rome сложно налепить жанровый ярлык. Тут вам, как уже говорилось, и тактические боевые вылазки с походовыми боями, и немного глобальной стратегии со сражениями легиона, и менеджмент походного лагеря, и сбор ресурсов/крафт экипировки, и ролевое общение с выбором фраз в диалогах, и хорошо прописанные напарники, которые с этим выбором могут не соглашаться.

В общем, занятий столько, что вроде бы только Цезарю и под силу ими жонглировать. Но все так органично вплетено в геймплей, что воспринимается легко, как само собой разумеющееся.

Магия цифр

И если говорить про самую основу игры, то это, конечно, тактические бои. Собственно, они были основой и в предыдущих частях серии, но именно в Expeditions: Rome их механика приобрела по-настоящему отполированный товарный вид.

Построена боевка на все тех же гексах-шестиугольниках и возможности походить/атаковать на одном ходу. Но по сравнению с E:V пропали, например, атрибуты у персонажей и ворох вторичных умений, мешавших четко и грамотно планировать раскачку.

Интерфейс боя выполнен на отлично. Все коэффициенты и вероятности тут же высчитываются, и сразу понятно, кого и как сильно получится ранить

В E:R все стало в разы прозрачней и удобней. Остались лишь 4 класса бойцов: тяжелая пехота, легкая, лекарь/баффер и лучник. У каждого из них есть 3 ветки развития класса, которые открывают доступ ко всяким тактическим приемам. При этом здоровье с каждым уровнем повышается лишь на единицу, а наносимый урон и защита и вовсе не растут сами по себе. Задаются они почти одной только надеваемой экипировкой.

То есть боец 10 уровня не бьет в 10 раз сильнее бойца первого уровня, он просто обладает набором пассивных и активных навыков, полезных в сражении. Например, сделать два выстрела из лука вместо одного, или пробежать марафонскую дистанцию за один ход с одного края карты до другого.

Это здорово сразу по двум причинам. Во-первых, создается эффект, что персонажи под твоим командованием становятся именно опытными ветеранами, а не полубогами. Они просто чуть более живучи и знают больше приемов, позволяющих выжить в бою.

А во-вторых, не происходит дикой эскалации циферок, как обычно бывает в RPG, когда ты сначала бьешь на 1-2 урона, а потом на стотыщпятсот миллионов. Здесь такого нет, и все числа колеблются в пределах от 1 до 25, что очень облегчает просчет в уме всей игровой механики.

По изяществу, красоте и в то же время продвинутости боевая механика в Expeditions: Rome вполне сопоставима с D&D. А субъективно – даже лучше ее, потому что базовая основа ее проще.

С полным боекомплектом

Сами бои обычно включают шесть персонажей с нашей стороны и десяток-полтора – с вражеской. Есть сюжетные задания, где надо уничтожить вражеские катапульты или командира, захватить важного персонажа в плен или просто дойти до определенной позиции. Есть и просто случайные боевые стычки, где требуется выкосить врагов до нуля.

Карты для тактических боев очень живописные, многоуровневые в высоту (читай: всегда полезно найти возвышенность и посадить туда лучника) и часто обладают укрытиями и баррикадами, которые можно разрушать. Кроме всяких приемов в бою активно применяются разные тактические предметы: метательные копья-пилумы (ломать щиты и броню), замедляющие колючки, факелы, кувшины с водой, крепкие напитки, повышающие показатели, а также дымовые, ядовитые и огненные бомбы. То есть хотя магии в игре нет, тактических хитростей и без нее набирается столько, что ни один бой не выходит похожим на другие.

Стратегический негений

Отдельно хочется упомянуть про глобальные сражения, в которых участвует наш легион. Они изображаются схематично, наподобие тех самых картинок с прямоугольниками войск и стрелочками их движений из школьных учебников по истории. Только здесь все происходит в динамике: квадратики сходятся на поле боя и из них вылетают циферки потерь под звон мечей, крики и топот.

Бой легиона. Синие начинают и выигрывают

Управлять войсками напрямую мы не можем, но на разных этапах сражения нам дают выбрать один из стратегических приемов, как-то усиливающих наши войска. Скажем, построиться клином, провести конную атаку или сделать залп из баллист.

На бумаге звучит здорово, но фактическая реализация немного страдает непредсказуемостью и общей невнятностью боевой системы. В одном и том же бою с одним и тем же набором приемов можно потерять как 300, так и 600 человек – просто потому что так сработал рандом. Поэтому подобные бои часто приходится проходить не на тактическом мастерстве, а на перезагрузках.

Впрочем, каждый любитель тактических стратегий, где есть элемент случайности, с подобной практикой хорошо знаком.

Об Expeditions: Rome можно рассказывать еще долго и со вкусом. Об интересных спутниках нашего героя, об отличных диалогах, где есть как лекции греческих философов о происхождении материи, так и легионерские байки про чистку нужника. Про интересный крафт вещей, где особые именные предметы можно сколько угодно раз расплавлять на составные части и потом ковать заново, чтобы добиться лучших показателей урона. А иногда даже вплавлять их в обычные предметы, чтобы придавать им легендарные особенности.

Но чтобы сократить вам время, просто скажем: берите, не пожалеете. Это одна из тех редких многосоставных игр, куда можно закопаться с головой и запросто утопить не один десяток часов, не замечая, как летит время.

Ave, Caesar, идущие на квест приветствуют тебя!

Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 8
  • Звук и музыка 8
  • Сбалансированность 8
  • Ценность для жанра 9
Оценка редакции
8.5
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!