«Пираньи», «Пираньи» никогда не меняются. Уже больше двадцати лет прошло с выхода первой «Готики», а немцы так и продолжают лепить ее подражания, свято веря в чудодейственность найденного когда-то давным-давно рецепта успеха.
Вот только мир не стоит на месте. И то, что двадцать лет назад казалось интересным и новым, сейчас воспринимается… Да вообще уже никак не воспринимается. Упертое штампование «Готики» давно превратилось из классики жанра в его клинику. И ELEX 2 – живейший тому пример.
Инопланетяне против бомжа
Ни одна игра Piranha Bytes после Gothic 2 не выделялась качественным сюжетом. Первый ELEX трепыхнулся было, но это был всплеск только на общем, крайне невысоком уровне. История ELEX 2 вернулась на свое привычное место – к плинтусу. Иными словами, на сюжет игры без слез не взглянешь.
События во второй части происходят через шесть лет после окончания первого ELEX. Мы снова выступаем в роли Джакса – бывшего командира суперрасы альбов, спасителя мира, и т.д., и т.п.
Но, конечно, наш герой после своей громогласной победы скромно ушел в лес жить один. И его, как повествует нам вступление, «все забыли».
А когда небеса разверзлись, чтобы выплюнуть на Магалан новое инопланетное вторжение, наш Джакс решил снова выйти к людям. И да, за шесть лет он позабыл все свои умения, потерял все свое снаряжение, и, в довершение, его укусила инопланетная тварь. Поэтому мы снова играем неумелым дохлым бомжарой первого уровня.
Думаете, более избитого и банального клише не может быть? Сценаристы «Пираньи» просят подержать их пиво. В первый же момент к нашему покусанному бомжу Джаксу подкатывает прятавшийся рядом (это не фигура речи – прям вот рядом сидел в хижине и караулил) ученый и, по совместительству, главзлодей из первой части Адам Дженкинс. Он сходу назначает нашего альтер эго главой какой-то «Шестой силы». Дескать, только Шестая сила способна победить инопланетян, и ты ее глава. Как говорится, ты теперь Чозен ван, звездуй за водяным чипом.
На этом месте нелепость ситуации вызывает уже чистый испанский стыд. Который за время прохождения становится нашим верным спутником. Возникает стойкое ощущение, что сценарий для игры писал какой-то школьник-графоман, – настолько бредово и бессвязно подаются порой сюжетные повороты.
Ни к селу, ни к городу
Вместо трех фракций, которые стабильно встречаются в любой игре от Piranha Bytes, в ELEX 2 воткнули целых пять. Вот только две из них – как бы добавочные, и присоединиться к ним можно, предварительно присоединившись к одной из (и снова здравствуйте) трех основных. То есть вроде как нововведение, но на самом деле нет.
Сами фракции отчасти знакомы по первой части, но ситуация от этого лучше не становится. В попытке совместить постапокалипсис, фантастику и фэнтези разработчики снова потерпели полный крах. Ни одна из фракций не выглядит естественно и правдоподобно в рамках заданного мира, и сопереживать им, а уж тем более вставать на чью-либо сторону, не тянет абсолютно.
К тому же всякие особые способности, к которым мы получаем доступ, если к кому-то присоединяемся, по факту гроша ломаного не стоят и для местной (на редкость убогой) боевки не нужны.
Топорно
Одним из улучшений второй части разработчики упоминали доработку механики боя.
Так вот.
Они не сделали ни-че-го. 2022 год на дворе, а наш герой все так же бегает и поворачивает как паровоз по рельсам, и враги все так же дергано нападают, наплевав на законы логики, физики и здравого смысла.
Рукопашка всегда была у Piranha Bytes слабой стороной, но тут они превзошли себя. Самым эффективным приемом в бою являются обычные быстрые удары левым кликом мыши. Поскольку все остальные – мощные, с разбега и всякие добивающие – выжирают в три раза больше выносливости и такие медленные, что за это время можно сделать три простых удара и отойти.
Доходит до откровенного идиотизма: если разогнаться и ударить врага с разбега, он, конечно упадет. Но встанет и начнет атаковать быстрее, чем закончится анимация нашего удара. Мы еще с корточек не поднялись, а упавшая зверюга уже вскакивает и отвешивает ответную оплеуху.
И так сойдет
Кривокосость боевки органично дополняет и примитивно-идиотская система прокачки персонажа. Все «фирменные» грабли на месте. Тут и бредовое распределение очков атрибутов, когда ты бегаешь первые уровни с кочергой наперевес, потому что любой меч банально не можешь взять в руку. И пачка абсолютно бесполезных умений, – в то время как, например, умение стрелять из луков, дробовиков и лазерных автоматов абсолютно наплевательски объединено в один скилл дистанционного боя.
Вот разработчики добавили фишку с апгрейдом нашего ракетного ранца. Отлично. Но почему улучшение железяки требует очки навыков, будто это умение махать мечом или взламывать замки? Логика хлопает дверью и покидает чат.
И конечно, на месте остался классический «готиковский» прием, когда в начале игры надо оббежать три четверти карты, чтобы познакомиться с фракциями. Сама карта при этом огромна и напичкана монстрами, любой из которых может вынести нашего низкоуровневого героя с пары ударов. То есть начало игры – сплошные боль и страдания, помноженные на откровенную нереалистичность происходящего. Ведь если в жизни взять в руку даже просто метровый кусок обычной железной трубы и заехать кому-то по мордасам, мало этому «кому-то» точно не покажется. А в игре этот урон сравним с тычком зубочистки.
И наоборот, прокачав полтора десятка уровней, уже мы начинаем ронять вражин замертво с единственного мимолетного пинка.
Потому что можем
Но даже не тотальное отсутствие баланса раздражает в ELEX 2 больше всего. А полнейшее отсутствие вкуса у разработчиков.
Можно сколько угодно ругать игровые миры от Ubisoft за однообразие и вездесущие вышки, но в них, черт побери, все же есть внутренняя логика и какое-никакое чувство стиля, целостности. А вот у «Пираний» геймдизайн строится по принципу «потому что можем».
У нас 200 лет как постапокалипсис, но везде лежит хлеб из магазина? Почему бы и нет. Понапихаем на карте средневековые замки промеж небоскребов? Отличная идея. Сделаем бредовое подземное царство садомазохистов? Гулять так гулять, готово. У нас не Земля, а другая планета, совершенно иной мир? Да плевать вообще, запихнем в него концерт с рок-песней коряво отмоделенного старикана Билли Айдола.
Подобная нелепая безвкусица попадается на каждом шагу и быстро отбивает последние остатки желания изучать местные достопримечательности.
«Пираньи» в очередной раз доказали, что умеют делать только «Готику». Загвоздка в том, что ELEX 2 – не «Готика». Да и можно ли вообще ждать что-то хорошее, если в который раз уже пытаться натянуть геймплей двадцатилетней давности на безобразно проработанный картонный игровой мир? Ответ очевиден.
Так что, ради бога, не ведитесь на красивый киношный трейлер игры, гуляющий по Сети. Он – самое лучшее, что есть в ELEX 2. Если, конечно, вы не относитесь к той маленькой группке ярых фанатов «Готики», готовой играть в нее годами. Тогда да, «фирменное» «качество» «Пираний» присутствует здесь во всей красе. Наслаждайтесь.