Нет, это не еще одна выживалка. Хотя здесь надо собирать прорву ресурсов и готовить еду. Нет, это не хоррор, хотя тут есть зомби. Нет, это не сэндбокс, хотя в наличии открытый мир. Да, это экшен, хотя по большей части мы сражаемся не с монстрами, а с предметами обстановки и бытовой утварью.
Это – Dysmantle. Мир, который можно (и нужно) разрушить.
Ломать – не строить
Главная идея игры прекрасна в своей простоте и гениальности. Наш бородатый выживальщик вылезает из своего бункера через несколько лет после случившегося апокалипсиса. Но никаких радиоактивных пустошей нет, лишь давней следы паники, брошенные дома, все пришло в запустение и поросло травой. Ну и, конечно, по округе шастают разного рода зомби.
Наш верный ломик – и оружие, и главный инструмент исследования окружающего мира. О, можно сломать заборчик. Выпадает ресурс – дерево. Можно сломать мусорный бак – выпадает железный хлам. А вот диван в ближнем домике не ломается. Нужен инструмент помощнее. Апгрейдим фомку с помощью набранных ресурсов – ага, теперь столы и стулья нам больше не страшны! Но что это, унитаз все равно слишком крепкий? Еще апгрейд! Ванна крепче унитаза? Набираем ресурсы на еще одно улучшение… Потом еще… И еще…
И понимаем, что практически весь мир Dysmantle выполнен так, что его можно сломать. Вплоть до несущих стен у домов, машин и огромных стальных контейнеров. А наше приключение – долгий путь поиска новых инструментов разрушения, а также сбор и переработка гор всяких ресурсов для апгрейда экипировки. Зато в конце мы сами начинаем напоминать нечто вроде апокалипсиса, оставляющего за собой просто ровную как стол поверхность, снося и круша все на своем пути.
Кстати, за разламывание всего и вся начисляется опыт. Опыт дает уровни, а уровни – новые перки и чертежи всяких полезных устройств. Получается этакая «Дьябла», только с комодами, холодильниками и фонарными столбами в качестве врагов.
Я – легенда
Но одним только ломанием предметов дело, конечно, не ограничивается. Быстро обнаруживается, что мы бродим по огромному открытому острову, исследовать который можно в почти произвольном порядке. В некоторые области не попасть без теплой одежды или противогаза (которые сначала надо найти), так что получается хорошая такая канва продвижения: не слишком свободно, чтобы не превращаться в чистую песочницу, но и не узко-коридорно. Исследуем одни области, находим ништяки для попадания в другие, и так движемся вперед.
Попутно нам скармливается легкий и отчасти сказочный сюжет про магическую энергию, попадаются гробницы с логическими загадками, мини-игры с рыбалкой, уничтожением пачек зомби на скорость, и даже неким подобием tower defence. Это когда мы строим пару-тройку турелей, включаем сирену у какого-нибудь бункера и вырезаем вылезающих оттуда монстров.
А еще тут, как в детском саду, выдают ачивки и награждают экспой за все подряд. Срубил 100 деревьев, собрал 100 грибов, даже просто поспал 100 часов – за все прилетают бонусы. Одним словом, Dysmantle всеми силами пытается разнообразить и радовать прохождение, не зацикливаясь на одном только разрушении окрестностей.
Умиротворение
Боевка с монстрами (которых тут тоже предостаточно) достаточно резвая, с перекатами, и требует некоторого аркадного навыка, но никаких чудес уровня Dark Souls. Смерть лишь отбрасывает обратно до ближайшего костра-сейва, и к трупику всегда можно вернуться, чтобы забрать выпавшие ресурсы. А к большим боям всегда можно подготовиться, изготовить броню, пополнить запас метательных ножей, гранат и т.д.
Вообще, прохождение Dysmantle обладает почти терапевтическим свойством. Трудный день? Нелюбимая работа? Начальник выбесил так, что хочется орать и бить посуду? В реальности – не надо, а вот в игре берешь бейсбольную биту и разносишь пару домов до основания. А тебя за это хвалят и плюшки всякие выдают. Сразу весь негатив проходит.
Единственный минус Dysmantle растет из его же базового геймплея. Если вы не фанат дьяблоподобного гринда, то ломать столы, стулья и стены по стотыщдвестипятьдесятпятому разу в очередном городке или избушке в лесу вам может в какой-то момент надоесть. Никто вас и не заставляет, конечно, но иначе прокачаться не выйдет. Да и ресурсы порой требуются в почти космических масштабах, так что ломать что-нибудь приходится все время.
Зато в этом есть свой, пускай нехитрый детский, даже бессмысленный, но кайф.