Настоящий фанат Dragon Age точно знает, что любой Dragon Age, кроме первого – это неправильный Dragon Age. Второй не котируется, потому что сделали его на коленке за год, с другим героем и тотальным реюзом локаций. Третий наспех был переделан из MMO в гриндилку с открытым миром и другим героем. Новый же на поверку оказался линейным экшеном и, да, с другим героем. Для серии, которая по мнению истинного фаната умерла после первой части, у нее как-то слишком много продолжений, не правда ли?
Соевая братва. Сага. Начало
Как хорошо знает любой не пожалевший десять лет назад отдать чуть меньше тысячи рублей за DLC «Чужак» для Inquisition, наш боевой товарищ Солас оказался не отцом, а собакой сутулою, то есть «Ужасным Волком», могущественным бессмертным магом, который в далеком прошлом наворотил таких дел, что мир расхлебывает до сих пор.
Правда, кое-чем хорошим он все-таки тоже отметился. Например, отправил на магические нары двух полностью отбитых богов. Когда же настала необходимость этих самых богов перепрятать понадежнее, вмешался главный герой под деятельным, но не шибко умным руководством Варрика, и все пошло не по плану. Прямо как в анекдоте: «одного сломали, другого потеряли». Варрик получил от Соласа тычок ножиком куда-то в область шрамов от сисек, а сам «Ужасный Волк», словив кирпич в голову, отъехал за Вуаль, откуда теперь вещает главному герою. А вот ему как раз, то есть нам, и предстоит теперь разбираться с теми самыми злыми божествами, которые, воспользовавшись всеобщей сумятицей, благополучно слиняли из мест лишения свободы.
В нелегком деле очередного спасения мира нашему подопечному будет помогать команда, будто бы полным составом сбежавшая с кафедры «расового разнообразия и инклюзивности» какого-нибудь продвинутого американского университета. У нас есть азиатская эльфийка с СДВГ, чернокожая женщина-инвалид, афроэльфийский Серый страж, арабоподобный представитель антиванских воронов, небинарный теленок кунари, манерный южный некромант и гномиха с переизбытком веснушек на лице.
Как так получается, что разнообразия и инклюзивности не хватает на простых белых мужиков – это лучше спросить у соевых снежинок, которые просто не в курсе, что расизм и шовинизм могут приводить к угнетению не только черных и женщин в пользу белых мужчин, но и ровно наоборот. И когда в вашей игре все хорошие обязательно должны быть темноглазыми и сильно загорелыми, а все белые мужики – исключительно гады, то это тоже тот самый расизм и шовинизм.
Twitterspawn
Впрочем, черт с ней, с повесткой, куда важнее полная профнепригодность здешних сценаристов, которые, похоже, кроме твиттера ничего в своей жизни не читали. Иначе как объяснить тотальное игнорирование контекста, в который помещены герои и события. Плевать, что пусть уже и не темное, но все-таки фэнтези на дворе – персонажи общаются так, словно сидят в кафешке с чашкой тыквенного латте. И темы для разговоров у них соответствующие: кофе, гендерное неравенство, сохранение культурного наследия долийских эльфов.
И все это посредством выхолощенного, просто до зубовного скрежета пресного текста. «Калифорнийское фэнтези», где все друг другу подушка для девичьих слезок и никого нельзя обидеть грубым словом. Все приравнены к общему беззубому знаменателю – и некромант, и наемный убийца.
Из-за этого привычное колесо с условно добрым, шутливым и резким вариантом ответа в диалогах выглядит просто издевательством. Выбрав привычную «маску», вы ни разу за всю игру не услышите остроумную шутку или даже просто хоть что-то забавное. Аналогичным образом и резкие ответы могут показаться резкими разве что в детсадовской группе для гиперчувствительных детей.
Очевидно, что и романтические линии разочаруют тех, кому они по каким-то причинам вообще нужны в RPG. В подкатах двенадцатилетних учеников церковно-приходской школы, вероятно, больше остроты, чем во флирте двух взрослых людей в Veilguard.
Плюс у всего этого нарративного кладбища только один – диалоги не раздражают ничем кроме своей бесхребетности. В прошлых играх BioWare регулярно присутствовал наигранный конфликт с некоторыми компаньонами, которые посреди творящегося апокалипсиса, игнорируя все твои заслуги, находили повод поскандалить, ставя под сомнение авторитет героя. Тут, к счастью, такого нет.
Шик, блеск, темнота
Нельзя не отметить и удручающий визуальный дизайн персонажей, как будто сбежавших из разных вселенных: кто из Fable, кто из Fortnite, а кто из диснеевского мультфильма. Этот пестрый, слегка придурковатый внешний вид команды однозначно не вяжется с удивительно атмосферными локациями. За исключением буквально пары мест мир игры предстает весьма угрюмым местом. Чумные деревни и гиблые болота, горные хребты и руины древних замков, уходящие в небесную тьму гигантские цепи некрополя и монументальные гномьи залы – все это смотрится невероятно эпично.
Veilguard – это первая часть серии, дающая возможность потоптать босыми эльфийскими ногами места, о которых раньше доводилось только слышать от сопартийцев или читать в книгах. Тут и антиванский город Тревизо, отсылающий и названием, и антуражем к Венеции. И живописный неваррский могильник. И столица Тевинтера Минратос, представленная в основном своими самыми злачными местами. Пусть здешние города и представляют собой набор коридоров со статичной галдящей толпой, выглядят они все равно атмосферно. Да и подобием живого мира Dragon Age точно никогда не могла похвастаться. Тем не менее, локации-хабы построены таким образом, чтобы было где побродить, поискать ценный лут, повыполнять побочные миссии. Хотя разработчики обещали избавить нас от всяких почтовых поручений, сдержать они его не смогли. Задания из серии «спаси трех эльфов, убей пять монстров, лопни десять моровых наростов» тут присутствуют.
Другое дело, что это совершенно не напрягает. Игра отлично выдерживает темп. Чуть-чуть пустых разговоров, бой, награда, простенькая загадка, награда, еще чуть разговоров, бой и так по кругу. Надоели побочки? Вот сюжетный кусок в совершенно прямолинейной небольшой локации, но зато с постановкой и зрелищными заставками. Прошли? А вот тут еще сопартиец зовет птиц покормить.
Особняком стоит Перекресток – самая большая открытая локация в игре, в которой тоже припасено немало контента, включая миссии в прошлом, позволяющие чуть лучше узнать, как Солас дошел до жизни такой.
Беспартийный бес попутал
Боевая система, начиная со второй части, худела-худела да и похудела до зрелищного экшена. Последнее обстоятельство, само по себе не так уж и плохо, потому что партийные бои с активной паузой – это вообще крайне странный бастард пошаговой системы, где, если каждые пять секунд не прожимать паузу, все тут же превращается в собачью свадьбу. Другое дело, что и получившийся в Veilguard результат оказался, прямо скажем, на любителя.
Здешняя ролевая основа – это три класса, у каждого из которых имеется крайне небольшой набор активных скиллов и россыпь укрепляющих их пассивок. Кого бы вы ни выбрали, флегматично прожимать иконки и раздавать команды не выйдет, рулить бойцом нужно активно. Слабая и сильная атаки, увороты, парирования, добивания – все это в наличии.
Скиллов с собой можно взять лишь три штуки, и это, конечно, мало. Но еще по три есть у каждого из двух сопартийцев, которых вам разрешают брать с собой на задание. К сожалению, ни на что другое, кроме как быть дополнительными слотами под умения, ваши спутники не способны. Хорошо хоть урон не получают.
Да, система вышла своеобразная, но свою функцию выполняет: гонять нечисть довольно увлекательно. Процесс не душит лишними нюансами, а откатить всю прокачку и перераспределить очки можно в любой момент. Звучит все это, конечно, не очень по «эрпэгэшному», но мы же используем эпитет «ролевые» для игр с геймдизайном тридцатилетней давности, без вариативности в боевой системе, без выборов в диалогах и любого отыгрыша, просто приписывая к RPG букву J. Так почему Veilguard не RPG?
Отдельно нужно отметить крайне приятное управление: бегать, прыгать, уклоняться от драконов и парировать полет палицы в голову дико комфортно. Тут вообще нет проблем с удобством чего бы то ни было: от навигатора и карты, до прокачки и менеджмента экипировки, все настолько толково и ладно сколочено, что спичку не просунуть.
Да и вообще, за вычетом слабых диалогов (сам сюжет тут сносный) игра оставляет на удивление приятное впечатление. Красивые локации, по которым увлекательно петлять, симпатичная хоть и простенькая боевка, куча каких-то необязательных мелочей – все сделано с любовью.
Failguard?
В отличии от сценаристов BioWare, мы не можем игнорировать контекст. По состоянию на конец 2024 года Veilguard – это неплохая игра. Она красивая и простая, а весь этот SJW-мусор варварски ворвался уже даже в восхитительную Baldur`s Gate 3. С того момента, как войска Кайлана шли в атаку на порождения тьмы при Остагаре под This is The New Shit Мэнсона и до нынешнего фанфика My Little Pony во вселенной Dragon Age, прошло пятнадцать лет – целая жизнь, за которую расклад в поп-культуре поменялся основательно.
Абсурдность этого нового времени заключается в том, что оно не нравится никому, кроме маленького, но чрезвычайно крикливого и токсичного меньшинства. И вот под его гнетом приходится работать сотням талантливых людей, которые рисуют потрясающие по художественной красоте локации, дотошно делают анимации и так далее.
Если вы смогли пережить беззубый сюжет Horizon Forbidden West и пресную историю Hogwarts Legacy – то новый Dragon Age ничем не ранит ваших чувств, а вот увлекательно провести полсотни часов позволит вполне.