Гнэл Унанян, 16 декабря 2021

Так уж получается, что чем больше перед релизом пафоса и шумихи, тем выше вероятность, что вместо достойного перерождения классической серии из могилы выкарабкается зомби. В этом смысле практически бесшумное появление Disciples: Liberation должно было бы внушать надежду; но в данном случае дело осложняется тем, что Disciples не совсем серия и уж точно не классическая.

Немного Warhammer должно быть в каждой игре

Если очень коротко, то Disciples – это Heroes of Might and Magic, рассказанные на Хэллоуин. История мира игры – Невендаара – состоит из заговоров, предательств, планов мести, тайных орденов и запрещенных культов. Между собой давным-давно передрались не только все местные расы, но и фракции внутри этих рас. При этом изначальные причины разногласий давно забыты, а война всех против всех продолжается просто по привычке или по ничтожным поводам.

Небожители, впрочем, не лучше.  Боги и богини разного калибра, руководствуясь личными амбициями, предрассудками, а то и просто дурным характером, наломали немало дров, что прямо отразилось на уже созданных ими расах, а также привело к появлению демонов и нежити. Поэтому к началу Liberation смертные жаждут избавиться от покровительства богов, тем более что местный Олимп изрядно поредел. Одни боги переродились, другие заточены в ядре планеты, гномский бог Вотан и вовсе валяется поперек материка с пробитой головой, истекая маной. Верховному божеству все обрыдло и оно самоустранилось от управления Невендааром. Одним словом, самое время усугубить и без того немыслимый бардак в отношениях рас и фракций. Естественно, объявив это освободительной борьбой.

Был богом, а стал источником маны

Страшно, аж жуть

Ввиду особенностей сеттинга, художественный стиль Disciples всегда был нарочито мрачным. Даже самые «светлые» расы Невендаара – люди и высшие эльфы – выглядят как готы-металлисты и друиды сатанистского толка соответственно. Чего уж говорить о всяких последователях богини смерти Мортис или озверевшего в заключении Бетрезена.

Апогей графической чернухи в серии пришелся на Disciples III: Renaissance, где перепутать паладина с рыцарем смерти было как два пальца оборвать. В Liberation с этим попроще; на некоторых картах даже начинает казаться, что Невендаар остался где-то позади, а впереди раскинулись поля и леса Эрафии. Но это до первого перекрестка с повешенным прямо на дорожном знаке крестьянине, или авангардистской инсталляции «Группа эльфов, насаженных на колья». Общий художественный стиль живо напоминает творения Иеронима Босха – множество мелких фигурок причудливых чудовищ и постоянное липкое ощущение греха. Это ощущение отлично стыкуется с основной сюжетной линией, повествующей об отсутствии каких-либо моральных принципов, циничном расчете и полной неразборчивости протагонистки как в личных, так и в политических связях.

Сначала это был перформанс, а теперь – инсталляция

Вишенка от яблони...

Помимо сеттинга, игры серии Disciples в общем-то ничего не связывает. Формально они считались стратегиями с пошаговыми боями, но стратегического в них было не больше, чем в Diablo. Строиться давали только в одном городе – столице фракции. Источники ресурсов захватывались посредством преобразования земель в свойственный фракции ландшафт. В армию к герою можно было набирать сначала пять, потом аж целых семь юнитов. Причем именно юнитов, а не стеков. Если сказано «лучник», значит это один лучник, а не сотня.

Устоявшейся боевой системы в серии тоже нет. В первых двух Disciples юниты, как в старых JRPG, просто стояли на местах и обменивались ударами. К третьей части им разрешили ходить и пользоваться магией, а на поле боя появились бонусные гексы и много такого, о чем в предыдущих частях нельзя было и мечтать.

Хозяйство у нас небольшое, но ухоженное

Ну а в Liberation разработчики решили окончательно плюнуть на стратегическую составляющую и пуститься вплавь по бурным ролевым волнам. Столицу единственной играбельной фракции убрали с общей карты в отдельное измерение, чтобы на нее никто не мог напасть. Ресурсный голод ликвидировали огромным количеством разбросанных по всем картам шахт, лесопилок и алхимических лабораторий. На которые тоже никто не нападает после того, как вы их захватите. Стоимость найма и содержания армии понизили едва ли не до нуля, а экипировку для главного персонажа и его особых спутников выдают почти в каждом бою, плюс продают за гроши на рынке в столице. Одним  словом, сделано все возможное, чтобы игрок не отвлекался на экономику, а шел себе по сюжету и сопутствующим квестам, попутно выжигая каленым железом всех встречных.

И мы одни придем

Партия состоит из протагониста, двух классических сопартийцев, которые рекрутируются (или нет) по ходу выполнения сюжетных квестов, и рядовых юнитов, приобретаемых за деньги. Количество последних определяется лидерством главного персонажа. В действующей партии рядовых может быть максимум двенадцать голов, или что там еще у них окажется. Таким образом, в бой можно выставить до пятнадцати юнитов, в том числе трех героев.

Не Геральт, конечно, но тоже ничего…

Кроме того, с собой можно таскать внушительный резерв как простых бойцов, так и уникальных сопартийцев. Это полезно в том числе потому, что в каждом бою, помимо непосредственных участников, имеется еще трибуна болельщиков, куда можно посадить до трех существ. Они недосягаемы для врагов, зато могут пользоваться особыми навыками, накладывая баффы, нанося прямой урон противнику или подлечивая союзников. В начале сюжетной кампании это здорово помогает, но потом, когда главная героиня и ее спутники прокачиваются до солидных уровней, рядовые юниты превращаются в пушечное мясо и теряют свою значимость.

Проще пареной репы

Боевая система в Disciples: Liberation довольно примитивна: без зон контроля, без штрафов к морали за совмещение в партии существ враждующих рас, без модификаторов магического урона по стихиям. Из более-менее продвинутых механик – только усиленный урон по окруженному юниту и разбросанные по гексам баффы/дебаффы (да и те одноразовые). В результате сражения в Disciples: Liberation трудно назвать увлекательными. А поскольку боев довольно много, порой возникает желание все бросить и поискать игру поинтересней. Спасает только возможность автоподсчета боя.

Выросла репка большая-пребольшая…

Примерно такая же ситуация с развитием отношений в партии. В ходе странствий по Невендаару можно рекрутировать весьма разношерстную публику: от священника-филантропа или пламенного борца с демонами до предельно циничного некроманта и вечно голодной эльфийской вампирши. В теории, многие из сопартийцев недолюбливают друг друга и даже отпускают в адрес визави колкие фразы. Но на практике от этих перепалкок не зависит ни состав партии, ни даже степень преданности отдельных персонажей общему делу.

Гораздо больше на настроение каждого сопартийца влияет выполнение его персональных квестов. Вот тут действительно можно наломать дров и лишиться ценного бойца. Впрочем, это довольно трудно сделать, поскольку каждая строка в диалогах заботливо снабжена значком, недвусмысленно намекающим на последствия выбора.

Обычная невендаарская история

Chill-out RPG

Облажаться в Disciples: Liberation вообще очень сложно: разработчики сделали все возможное, чтобы игроку не пришлось задействовать серое вещество.  Судите сами: носимый запас юнитов втрое больше лимита на один бой. Сопартийцы бессмертны, а простые существа стоят очень дешево. Фонтаны жизни и маны разбросаны по всей карте и не пересыхают после использования. Главная героиня после выбора класса на десятом уровне получает массу бонусов и начинает отчаянно имбовать, нанося в три-четыре раза больше урона, чем любой другой юнит на поле. Количество ресурсов, поступающих в столицу, с лихвой перекрывает ее потребности, так что развитие зданий зависит только от выполнения сюжетных квестов.

Иными словами – полная лафа и расслабуха. И это очень вредит игре, потому что примерно с середины интерес поддерживается только выборами в диалогах. Из чего вытекает вполне логичное предположение, что Disciples: Liberation адресована не стратегам, а ролевикам. Именно так ее и надо воспринимать.

Вердикт
  • Игровой интерес 7
  • Графика 8
  • Звук и музыка 9
  • Оригинальность 8
  • Ценность для жанра 8
Оценка редакции
7.7
Оценка пользователей
10

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!