Desperados принадлежит к той редкой категории игр, которые, будучи изначально стопроцентными клонами, по популярности оказались вполне сопоставимы со своими идейными прародителями. Звезда легендарной Commandos вспыхнула в конце 90-х и затухла в середине нулевых. Дебютировавшая в 2001 году дико-западная серия Desperados вела борьбу за существование с большим успехом. Да, был провальный экшен-сиквел в 2006-м, но на смену ему, год спустя, пришло пусть и не номерное, однако каноничное по сути продолжение Helldorado. А в 2018-м состоялся анонс Desperados 3.
Проект доверили студии с на редкость несерьезным названием Mimimi и с крайне дотошным подходом к работе, который ее сотрудники продемонстрировали при создании другого клона «коммандосов» – Shadow Tactics. Лучших кандидатов в авторы тактического вестерна подыскать было трудно.
Однажды на Диком Западе
Хотя для подобного рода игр сюжет не обязателен, но у Desperados 3 он имеется. Со сценарной точки зрения перед нами стопроцентный приквел, причем с претензией на полноценный перезапуск франшизы. Нас обстоятельно знакомят с героями, которые за редким исключением даже не подозревали о существовании друг друга до начала игровых событий. В целом сценаристы вполне логично рассказывают, что объединило на редкость разношерстных индивидуалистов в единый коллектив и почему они так сильно не любят одного железнодорожного магната.
Далеко не все персонажи знакомы нам по прошлым частям. Таковых тут всего три: мастер ножа и револьвера Джон Купер, снайпер и отравитель Док Маккой и роковая ирландка Кэйт О’Хара. Место мексиканца Пабло Санчеса занял другой латинос – Гектор. Он не приманивает противников халявными флягами с виски, но удалым посвистом заманивает в гигантский медвежий капкан. У которого даже есть имя – Бьянка.
В Desperados 3 за кадром неполиткорректно остались чернокожий Сэм Уильямс, китаянка Ми Юнь (из первой части), и индеец Ястребиный Глаз (из Helldorado). Сменила их уроженка луизианских болот Изабель, и вот с ней немцы, увы, немного дали маху. По роду деятельности мадам у нас ярко-выраженная колдунья, что добавило в игру четко различимые ноты мистицизма, без которых вполне можно было бы обойтись. Кроме того, персонаж получился странно сбалансированным. Изабель может объединять судьбы двух противников по принципу «что случится с первым, случится и со вторым», крайне шустро бегает, а тела убитых или оглушенных ведьма таскает даже быстрее, чем Джон Купер. Но особо напрягает ее умение брать врагов под контроль.
В этом случае вы начинаете управлять «жертвой», которая может не только, скажем, стырить ключи и выпустить на волю пленника, но и пристрелить кого-нибудь по вашему выбору. После чего «подопечный» на какое-то время теряет сознание, а очнувшись, даже не вспомнит, что с ним случилось. Если у инцидента были свидетели, то невольного стрелка убьют, но тревогу не поднимут и подкрепление не вызовут. Дескать, ну, поехала крыша – с кем не бывает. Этот имбовый способ зачистки карт, конечно, пытались сбалансировать. Количество использований навыка ограниченно, плюс стреляет ваш «подконтрольный» не сразу, а сперва целится секунд пять, и если его заметят в этот момент, то убьют. Кроме того, каждое использование этого навыка расходует часть здоровья Изабель, что компенсируется бесконечной хилкой ведьмы с откатом в 10 секунд.
По факту получается, что лучший способ не испортить себе удовольствие от прохождения Desperados 3 – это по возможности отказаться от использования «игр разума». Главное достоинство Изабель – появляется она только в середине игры.
На счет «три»
Наличие огнестрела в Desperados 3 позволяет решать часть проблем не с помощью скрытных убийств, но весьма шумным и в ряде ситуаций крайне эффективным методом свинцовой терапии. У Джона Купера – пара револьверов, у Дока – снайперка, имеется дамский пистолет и у Кейт, а дробовик Гектора бьет по площадям. С помощью режима планирования, который во время паузы позволяет прописать по действию для каждого члена отряда, а потом синхронно все это исполнить, можно за считанные секунды вынести 6-7 противников. Герои, как и положено по канонам жанра, бьют без промаха и всегда кладут цель с одной пули. В прошлых частях это позволяло с помощью грубой силы разрубать особо запутанные тактические узлы. Поднимаешь тревогу, заманиваешь противников в какое-нибудь узкое место и шпигуешь свинцом до готовности. В Desperados 3 подобный подход не сработает: на огнестрел после каждого выстрела вешается приличный кулдаун. А значит – только четкое планирование, только хардкор.
Рояли и кусты
В Desperados 3 ожидаемо переселились те придумки разработчиков, что были не без успеха опробованы ими в Shadow Tactics. С поправкой на сеттинг, конечно. Если японские диверсанты могли всполошить стражу, оставляя следы в снегу, то ныне его аналогом выступает размокшая после дождя земля или песок на мексиканских просторах. Имеются и ночные миссии, в которых дальность зрения противников существенно ограничена, если, конечно, держаться подальше от костров и прочих источников света. Вообще, заметно, что авторы старались максимально разнообразить начальные условия: постоянно тасуется набор доступных персонажей, а где-то обстоятельства могут сложиться и так, что зачищать немалых размеров карту придется фактически голыми руками.
Desperados 3 отличает от прочих игр жанра резко повысившаяся интерактивность локаций. Уже в третьей миссии вам ставят задачу устранить четыре цели, причем в каждом случае проблему можно решить в «хитмановском» стиле. Например, сбросить на голову плохо подвешенный церковный колокол или подлить яд в виски. Догадаться до подобных комбинаций вполне реально самому, но можно и подслушать разговоры мирных горожан. Фрагменты некоторых локаций в Desperados 3 сделали нейтральными. По ним (например, по главной улице в городе) вы можете спокойно ходить без риска получить пулю промеж глаз.
Может показаться, что интерактивные вставки выглядят слишком неуклюже. Скажем, если вы видите подсвеченную стену дома, то сразу понятно, что ее можно обвалить и похоронить под ней пару-тройку противников. Если патрульный наступил в масляную лужу, то значит, самое время бросить туда факел: бедолага сгорит буквально за секунду. А если часовой подошел сзади к лошади, то метко брошенная в животину монета гарантированно инициирует смертельный удар копытом в висок.
Но надо понимать, что Desperados 3 – это не игра про реализм, это игра про решение головоломок. Для успешного планирования надо четко осознавать, к какому результату приведет то или иное действие. И это правило разработчики соблюдают неукоснительно. Например, при первом взгляде на противника вы сразу понимаете, насколько он опасен. Этого вот недотепу Кэйт О'Хара, призывно махнув украденной заранее юбочкой, может завести в подворотню, где того оглушат или прирежут. Другого максимум можно развести на задушевную беседу и заставить не смотреть в ту сторону, где остальная банда занята беспределом. К третьему же лучше вообще не приближаться, поскольку он сразу выведет Кейт на чистую воду. Подобные условности на 100% оправданы, поскольку позволяют сосредоточиться на решение тех задач, что ставит перед вами игра. А их в Desperados 3 заготовлено немало. Почти в каждой миссии вам придется зачищать огромные карты, по которым, как кажется, даже мышь не сможет проскользнуть незамеченной.
Если у хороших пошаговых стратегий есть всем знакомый эффект «еще один ход и спать», который растягивает партии до рассвета, то в Desperados 3 создается иная иллюзия. Что вы, конечно, выключите игру, но только сперва нейтрализуете «еще одного часового». А потом еще одного и еще – и опять до рассвета. Но именно за это мы такие тактические головоломки и любим.