Александр Артемов, 10 июля 2020

Deadly Premonition 2 – это не AAA-проект, эксклюзив с огромным бюджетом, многолетним производством, скандалами и гениальными идеями. Это артхаус чистой воды, причем той самой эпохи, когда консоли выходили в онлайн с опаской, ЛГБТ-персонажи встречались разве что в комедийных амплуа, да и то – у японских игроделов. Это не инди – разработчикам помогала Nintendo, но максимально близкий к нему проект с характерным подчерком дизайнера и сценариста Хидетако Суехиры, более известного как Swery(65). Если вы играли в Extermination, Spy fiction, D4 или первую часть Deadly Premonition и вам они понравились – дальше можете не читать, а смело брать игру. Там есть все то, за что вы любите творения этого, безусловно, талантливого, но очень своеобразного японца.

Первая часть Deadly Premonition вышла 10 лет назад сперва эксклюзивно для Xbox 360, но через несколько месяцев дотянулась и до PS3, а потом и до Steam. История агента ФБР Фрэнсиса Йорка Моргана – причудливого, но при этом весьма остроумного и проницательного – напоминала, а вернее, практически цитировала культовый сериал «Твин Пикс». Что уже странно, ведь пик популярности сериала пришелся на благословенные 90-е. А выход спорного третьего сезона тогда даже не планировался.

Загадочное убийство, разговаривающий сам с собой детектив, странные жители маленького городка, потусторонние создания и отличный, сатирический сюжет – все это плюсы оригинала, которые, немного изменившись, переехали и в продолжение. Кривая боевая система, слабая графика, дерганая анимация и многочисленные глюки – минусы игры, которые, к сожалению, тоже укатили в сиквел, причем к ним добавились и новые проблемы.

Но сперва о хорошем. Swery включил в Deadly Premonition 2 множество заготовок для невышедших продолжений другого своего детища – эпизодического сериала D4: Dark Dreams Don’t Die. Это, в первую очередь причудливые, запоминающиеся персонажи. Вроде старушки – заядлого игрока в боулинг, шерифа полиции – афроамериканца, разговаривающего цитатами из трейлеров к голливудским блокбастерам или, например, шеф-повара с множественным расстройством личности. То, как они выглядят и говорят, что делают и как взаимодействуют друг с другом, напоминает одновременно и фильмы Гая Ричи, и сериалы «Настоящий Детектив» и «Твин Пикс», и даже игры серии Metal Gear и Silent Hill. Но пусть вас не обманывает внешний вид героев и место действия – маленький городок в штате Луизиана. Это в первую очередь – умная и тонкая сатира, и только потом уже – детектив и даже в какой-то (очень маленькой) степени survival horror.

Никто не безупречен

Сюжет сиквела про расследование таинственного убийства – это одновременно и самая большая удача, и самый сложный трюк разработчиков. Для понимания всех нюансов происходящего надо не только ознакомиться с первой частью, но и обязательно быть в курсе сериалов-первоисточников. Кроме того, надо разбираться в культурном пласте времени действия игры (2005 год) и быть знакомым со множеством фильмов, игр, музыки и событий, которые повлияли, видимо, лично на Swery. Потому что, когда идут диалоги (а по факту – монологи) с участием главного героя о том, что лучшая роль Малькольма Макдауэлла вовсе не в «Заводном апельсине», а в фильме «Кошки» с Настасьей Кински и в «Голубом громе», что фильм «Остров» Майкла Бея дал начало целому жанру фильмов-обманок, а Шварценеггер в «Шестом дне» слишком накачанный для простого пилота – тут зритель в теме радостно цокает языком и смакует сцены. А тот, кто хотел смесь GTA и Resident Evil – обваливает рейтинг игры на сайте Metacritic.

Важной частью игры являются поиски улик на месте преступления – тут порой можно вспомнить Detroit Become Human и эпизодическую игру про Бэтмена от TellTale. Но, опять же – без изысков и с завышенными требования к культурному багажу игрока. Там, где опытный глаз заметит цитаты и обыгрывания знакомых ситуаций, заскучавший любитель экшена просто пожмет плечами.

Также хочется особо отметить саундтрек – отличный джаз никогда не надоест, но только тем, кто любит джаз. Да и то – часто бывают моменты, когда музыка неожиданно пропадает. И тогда герой действует в пугающей тишине. А еще есть какая-то проблема в уровне звуков – шум шагов и езда по асфальту звучат, словно парад военной техники на Красной площади.

Время никого не щадит

А теперь – о плохом. Первое – и самое очевидное – графика. Она, по меркам времени действия игры (2005 год) вполне неплоха, есть отражения и кое-какое сглаживание. Даже дальность прорисовки не скрывается за туманом. Но на дворе 2020-й, на Switch вышел красивый Luigi Mansion 3 и сборник Borderlands в похожей стилистике – а там все выглядит гораздо лучше. При этом Deadly Premonition 2 позволяет себе заметно притормаживать во время перемещения агента ФБР по городу на скейтборде вместо машины (как это произошло – великолепно объясняет очередной искрометный диалог). Причем сам Swery, похоже, был в курсе ситуации с тормозами и, тем не менее, дал добро на выпуск игры. Есть мнение, что скейт добавили именно потому, что сам город не сильно большой, а тормоза при перемещениях на автомобиле были бы еще жестче. И это в стационарном режиме консоли, в портативе все еще хуже.

В городе довольно много зданий, куда можно заглянуть, но не всегда это можно сделать по вашему желанию: в игре есть смена времени суток, а у горожан – какой-никакой график. Хотя все это большие условности, и заметить одиноко гуляющую старушку глубокой ночью тут обычное дело. По ночам, кстати, активизируются враги – так называемые красные тени, и вот сражения с ними реализованы из рук вон плохо. Стрелять неудобно даже по неподвижным мишеням, а переход в рукопашную зачастую лишь усугубляет ситуацию: противник внезапно может оказаться прямо за вашей спиной. Дополнительные квесты – это тоже пережиток дремучей эпохи геймдизайна, они зациклены на сборе всяческих компонентов для уникальной кухни, магических артефактов и прочей не сильно полезной мишуры.

Тот, кого называют пессимистом

Кто-то считает, что кривая боевка, баги и тормоза – это следствия лени, слабого железа Switch и ограниченных сроков разработки. Другие уверены, что Swery умышленно проигнорировал эти проблемы, подчеркивая пародийность проекта. Но если вы сможете воспринимать Deadly Premonition 2 как сезон детективного ситкома с мистическим сюжетом или визуальную новеллу с отличными персонажами и сюжетом, то останетесь довольны и захотите продолжения. Если вас интересует именно геймплей, а культурный багаж и языковые знания пристегнуты на детском сиденье, то вы назовете эту игру худшей пародией на GTA.

Скорее всего, как это было с первой частью, игра потеряет эксклюзивность на Switch и через некоторое время выйдет на других платформах, где, может быть (но не факт), кое-что подправят. В любом случае это все равно будет талантливый артхаус от самобытного разработчика, обреченный на культовый статус и скромные продажи. Правда, Кодзима?

Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 5
  • Звук и музыка 8
  • Дизайн 7
  • Ценность для жанра 6
Оценка редакции
7.4
Оценка пользователей
7.4

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!