Антон Бондаренко, 10 декабря 2020

Выхода Cyberpunk 2077 ждали так, как не ждали даже Witcher 3. С «Дикой охотой» все было понятно: готов сеттинг, готовы основные герои, даже геймплей уже проверен прошлой частью. Нужно было только подтянуть графику, нарисовать огромную территорию, придумать сюжет, – то есть работы полно, но хотя бы виден вектор и понятно, что в итоге получится хорошо.

Хотя Cyberpunk 2020 – отправная точка новой вселенной, некоторые события финала все-таки переписали

С Cyberpunk 2077 ситуация принципиально иная. Готовый мир вроде есть, но сеттинг киберпанка никогда не пользовался такой популярностью, как фэнтези. К тому же сама франшиза тут гораздо сильнее пахнет нафталином: последняя редакция настолки, пользовавшаяся популярностью у фанатов – Cyberpunk 2020 – дебютировала в далеком 1990 году и окончательно была закрыта в 1997-м, когда вышло дополнение Shockwave, завершившее основную сюжетную арку.

Апокалипсис сегодня

Мир Cyberpunk 2077 – по сути постапокалипсис, поскольку сюжет Cyberpunk 2020 завершился полномасштабной войной. Самые могущественные корпорации мочили друг друга артиллерией и авиацией по всему глобусу, а с орбиты на Землю даже уронили несколько астероидов. Разрушения были такие, что большая часть животного и растительного мира вымерла, а солнечный свет еще долго имел красный оттенок от висящей в воздухе пыли.

Найт-Сити – традиционное место действия кампаний в Cyberpunk – в ходе войны вообще практически стерли с лица земли, для верности рванув небольшую атомную бомбу. Но поскольку Найт-Сити – место для франшизы все-таки культовое, вопреки всему его отстроили, и в Cyberpunk 2077 действие опять происходит именно здесь.

Впоследствии у франшизы Cyberpunk, конечно, были релизы, но основателя и главного идеолога серии явно качнуло куда-то не туда. То он делал ответвление про приключения подростков, то писал про киберпанковский мир после апокалипсиса (устроенного в вышеупомянутом Shockwave) – но вместо неона, корпораций и имплантов делал акцент на вопросах культуры. Народной любви такой подход не снискал.

Итак, Cyberpunk как франшиза мягко говоря уступает в раскрученности «Ведьмаку». Студия поконсервативней в такой ситуации наверняка вначале провела бы пробу пера – скажем, сделала тактическую стратегию по правилам и реалиям Cyberpunk 2020. Собственно, судя по всему, CD Projekt RED изначально так и планировала, но потом ставки стали расти. И жанр сменился на Action/RPG с открытым миром. И на одну из главных ролей наняли Киану Ривза. И музыку захотелось атмосферную – поэтому, помимо лицензирования треков, компания подрядила музыкантов специально для игры сочинить новые песни. Ну, а там и в маркетинг пришлось вложиться уже совсем на другом уровне. Короче говоря, Cyberpunk 2077 внезапно превратился в ставку ва-банк: провалится игра – и крест можно ставить на самой CD Projekt, со всеми ее заслугами и четвертьвековой историей.

Капитализм – счастье

Чтобы этого не произошло, студия подтянула самого Майка Пондсмита: он объявил все редакции, что вышли после Cyberpunk 2020, неканоном, и вместе с поляками переделал историю так, чтобы в 2077 все было так же, как в любимом фанатами 2020-м. То есть вроде и апокалипсис произошел, и несколько десятилетий технологических и экономических перемен, и так далее, а расклад все тот же. Несколько крупных транснациональных корпораций активно пилят и перепиливают между собой планету. Ультрабогатые ведут шикарную жизнь, их непосредственные приближенные – тоже (но у этих все могут отнять в любую минуту), а большинство людей натурально нищенствует. Разгул преступности, черные рынки, насквозь коррумпированная полиция – в комплекте.

Пушки в Найт-Сити продают совершенно открыто

Облачный Киберпанк

Cyberpunk 2077 вышел не только «по классике» на ПК и консолях, но и стал доступен в облачном сервисе GFN.RU со дня релиза. И в целом для такого формата игра выглядит вполне подходящей: она достаточно неторопливая, чтобы пинг не имел критического значения, а красоты поляки и в самом деле нарисовали знатные.

Собственно, играть предстоит за одного из профессиональных преступников – наемника по имени Ви. Ви может быть парнем, девушкой, трансгендером – в мире будущего это вообще мало кого волнует. Его прошлое – тоже. На старте можно сделать Ви кочевником, членом эдакого цыганского мототабора, который решил заняться сольной карьерой. Или наоборот – не кочевником, а корпоративной акулой, важным человеком в службе безопасности, которого в одночасье слили на социальное дно Найт-Сити. Третий и последний вариант – «Дитя улиц»; в этом случае Ви на социальном дне жил с самого рождения. Но какой старт ни выбери – после первой же миссии все три дорожки сойдутся воедино.

Вообще, в основном сюжете Киберпанка на удивление много мест, где игрока гонят по рельсам. То есть определенный выбор есть, и местами – весьма существенный, но ряд ключевых моментов обязаны произойти, и их невозможно предотвратить, даже если надвигающуюся катастрофу видишь сильно загодя. Обидно. Зато поставлен сюжет хорошо, и обязательный вид от первого лица тут не портит малину, а наоборот. В общем, режиссеры CD Projekt RED отработали на твердую пятерку.

Рукопашная в игре сделана так себе

Город-мечта

Зато за пределами сюжетки свободы хоть отбавляй. Левел-дизайнерам Cyberpunk 2077 впору ставить памятник за самоотверженность и маниакальную преданность работе, потому что ничего сопоставимого с Найт-Сити в индустрии сейчас нет и не предвидится. По размерам он похож на Лос-Сантос из GTA5, но Лос-Сантос делали с прицелом на то, что игрок будет по нему носиться на машинах на максимальной скорости. А Найт-Сити – наоборот, рассчитан на вид от первого лица и неторопливое исследование.

То есть ездить тут тоже можно, и никто не заставляет исследовать каждую подворотню – но вдруг игроку захочется? Поэтому везде есть следы попоек, груды мусора, лежбища бомжей и так далее. И все это расставлено не абы как, и не напоказ, а настолько ненавязчиво и органично, что в город веришь. Самое близкое, с чем можно сравнить Cyberpunk 2077 в плане красоты уровней – это Dishonored и Deus Ex: Human Revolution, только в них каждый раз давали погулять по паре кварталов, а здесь перед нами весь город. И, кстати, тут не то что каждый микрорайон со своей тематикой – иногда от улицы к улице настроение скачет очень сильно. То есть здесь, например, улица с небоскребами и ночными клубами, а поднимешься по лестнице на параллельную пешеходную улицу – там уже блошиный рынок с видом на пляж, усеянный самодельными трущобами.

Все это – полностью интерактивно. Если хватит навыка – можно забраться на любую крышу и на любой балкон

Трущобы, кстати, заслуживают отдельного упоминания, поскольку это одна из немногих локаций, где зайти можно практически во все дома. И да, в каждом будет свой интерьер, и будет понятно, что вот в этом доме жили несколько нищих, здесь бандиты хранили свой арсенал, а что происходило в этой постройке – вообще лучше не представлять. Плюс, в трущобах впервые осознаешь, насколько же игра вертикальная: чтобы пройти к доктору или торговцу оружием, придется петлять, где-то подниматься на этаж выше, где-то спускаться. Зато потом, освоившись с топографией, можно будет нагло срезать: где-то пройти через чужой дом, где-то подтянуться, где-то прыгнуть через перила. Или пробежать от точки к точке не по улицам, а по крышам – местами ощущения от Cyberpunk 2077 очень напоминают Mirror's Edge, разве что по стенам бегать нельзя.

Бурная жизнь

Пожалуй, единственное, чего не хватает Найт-Сити – это интерактивности. Если Ви хочется пострелять – не вопрос, неуязвимы только дети и сюжетные персонажи. А вот со всем остальным возникают некоторые проблемы. Например, в ночной клуб зайти можно, а вот потанцевать или заказать интим-услуги в отдельную кабинку – нет. Можно услышать интересный спор, но подойти и высказать свое ценное мнение не получится. Даже поторговать можно только с теми лоточниками, кто подсвечен на глобальной карте, все остальные будут выдавать пару стандартных фраз.

Джонни – тот еще циник

Но ощущение пустоватости мира возникает, лишь если тщательно искать его швы, потому что игра свои слабые места хорошо маскирует. На мобильный Ви регулярно сыпятся звонки и сообщения от друзей, знакомых и деловых партнеров, а после определенного момента в его голове селится Джонни Сильверхенд – тот самый, в исполнении Киану Ривза. Только Ви способен видеть Джонни, чем тот пользуется, регулярно материализуясь перед нашим взором и выдавая едкие комментарии. Одиночества тут не чувствуешь.

Структура побочных миссий тоже играет атмосфере на руку. Вместо того, чтобы выдавать их скопом или отправлять игрока к доске объявлений, Cyberpunk 2077 их подбрасывает, когда игрок находится совсем рядом с точкой выполнения. Ви получает звонок от местного фиксера: «есть такая-то работа» – и можно прямо сразу ее выполнять. Причем миссии бывают прямолинейные – например, грохнуть вымогателя и его братву. Бывают с дополнительными условиями –скажем, поставить жучок на машину в порту, не спалившись. И даже с моральным выбором: например, отвезти ни в чем не повинного человека бандитам, или плюнуть на награду и освободить?

Рандомные эвенты на улицах бывают всякие – то полиция осматривает тело, то кто-то кого-то грабит, а иногда – народ просто тусит

Ты какого уровня будешь?

Самое слабое место «Киберпанка» – это система прокачки, которая во многом унаследована от «Ведьмака». Основной параметр Ви – это уровень, который качается в основном квестами, и лишь немного – уничтожением врагов. От уровня зависит, какую экипировку может использовать Ви, и прогрессия тут линейная: пистолет второго уровня бьет сильнее пистолета первого, ну а пистолет двадцатого по сравнению с ними – вообще небо и земля. Поэтому нет смысла привыкать к определенным пушкам или броне – даже если они легендарные и превосходят всех конкурентов на голову – через несколько уровней они устареют и будут уступать даже «синьке» или «зеленке». С другой стороны, особых проблем с деньгами в игре нет, поэтому можно периодически навещать торговцев и закупать актуальную по уровню экипировку.

Разумеется, акцент на уровне повлек все сопутствующие проблемы с боевкой: если Ви сильно выше своих врагов по уровню – можно не париться с укрытиями и тактикой, а нагло переть на амбразуру. И наоборот – тех, до кого Ви не дотягивает по прокачке, просто поцарапать уже будет сложно. И даже с равными противниками боевка понравится не всем, потому что враги тут жирные – на каждого нужно как минимум пол-магазина.

Со временем в инвентаре скапливаются просто горы барахла

Еще удручает техническая сторона. Если выкрутить всю графику на максимум – картинка будет сногсшибательной, а народа на улицах будет не меньше, чем во время самой первой демонстрации геймплея. Но играть с нормальной частотой кадров в таком режиме не получится даже на самых топовых ПК. А на GTX 1080 с процессором Ryzen 7 1700 – не самой слабой сборке – даже на средне-высоких настройках в FullHD игра местами просаживается ниже 30 кадров в секунду. Ну и баги, куда же без них. Хотя нельзя не отметить, что даже на минималках картинка все равно выглядит очень прилично.

Как ни крути, с Cyberpunk 2077 студия обожглась. Еще один перенос не простили бы инвесторы, а релиз «в срок» теперь запомнят игроки, поскольку игра все равно ощущается сыроватой. Это не мешает ей быть крутой, иммерсивной и захватывающей, а Найт-Сити – однозначно самый детализированный и проработанный город, который вообще есть в индустрии. Но у игры не получилось вызвать единодушный восторг и шквал десяток, на который студия явно надеялась. Надеемся, что CD Projekt RED это не надломит, ведь студия эта на редкость талантливая.

Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 9
  • Звук и музыка 9
  • Дизайн 10
  • Ценность для жанра 10
Оценка редакции
0
Оценка пользователей
9.9

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!