Антон Бондаренко, 31 августа 2020

Несмотря на свою принадлежность к жанру гранд-стратегий, Crusader Kings всегда была этакими симсами в средневековье. Только вместо заурядных обывателей под контроль игрока попадают графы, короли, а если повезет – то и императоры. Ну и проблемы у них соответствующие: пока обыватель волнуется насчет сломавшегося туалета или плохих оценок ребенка, лорд думает, как захватить побольше земли, кого из претендентов на королевский трон поддержать и какую религию принять. 

Так выглядит генеалогическое древо не самого важного рода всего через пару веков

Хотя оценки детей для лордов тоже важны – когда многоуважаемый землевладелец скопытится, играть мы продолжим за одного из его отпрысков, и если остолоп дурно воспитан – жди проблем. Всего в игре пять базовых характеристик: дипломатия, военное дело, экономика, интриги да ученость; и большой плюс Crusader Kings 3 заключается в том, что ни одна из них не является лишней.

Высокая дипломатия автоматически улучшает отношения со всеми окружающими, плюс позволяет целенаправленно с кем-то задружиться, а друзья в непростой политической обстановке – это очень важно. Во-первых, друг вряд ли поддержит заговорщиков, которые решили отравить нас, более того – он еще и донести на них может. Во-вторых, друг с куда большей вероятностью поддержит наши собственные авантюры. Одним словом, дружить  с сильными мира сего – выгодно, особенно если это твой прямой сеньор.

Альянс заключается уже с момента помолвки, поэтому если страна трещит по швам – семейное счастье отпрысков устраиваешь, даже когда они говорить-то толком еще не научились

Интриганство позволяет прийти к тем же результатам диаметрально противоположными методами. Например, чтобы выгодно жениться, не обязательно налаживать отношения с отцом невесты – можно просто собрать на него компромат. Даже если он чист как стеклышко – всегда есть вариант потратить известную сумму и просто сфабриковать дело. А чтобы получить вожделенное наследство побыстрее, можно просто по-тихому грохнуть любимого тестя вскоре после свадьбы. Только нужно помнить, что в отличие от Crusader Kings 2, в третьей части игра тщательно запоминает все совершенные преступления, и если за подопечного когда-нибудь возьмется более умелый интриган, совершенное десять лет назад убийство может внезапно выйти боком.

Навык экономики скучен, прямолинеен, но от того не менее важен, поскольку деньги позволяют заткнуть любую дыру. Кто-то не хочет дружить? Отправь дорогой подарок! Сомневается, участвовать ли в заговоре? Деньги станут решающим аргументом! Король собирается отправить на плаху за попытку убийства? К черту короля, разобьем его войска при помощи наемников и выйдем из-под его власти, а то и сами займем престол! Кроме того, экономические навыки определяют максимальный размер домена, то есть сколько провинций может находиться под непосредственным управлением нашего подопечного. Остальное придется раздать вассалам – а значит, с этих территорий и налогов, и войск будет сильно меньше, да и любой вассал – это потенциальный предатель.

Высокие характеристики открывают дополнительные варианты поведения во время случайных событий

Ученость ежемесячно приносит некоторое количество набожности – это такой же ресурс, как и деньги, но для отношений в духовной сфере. На первый взгляд – ненужная фигня, но в Средние века церковь играла важнейшую роль, и к третьей части Crusader Kings наконец стала это адекватно отражать. Именно догматами веры определяется, что грешно. Например, у католиков внебрачные связи для мужчин считаются просто позорными – то есть просто негативно влияют на репутацию. А вот для женщин это преступление, за такое можно и в темницу угодить (если, конечно, вовремя не купить индульгенцию). Также религиозные течения отличаются тем, какие бонусы они дают, и насколько они суровы к инакомыслящим. Самым крепким, конечно, является унитарное государство, где все люди обращены в одну веру и культуру, но как правило, достичь этого непросто. Поэтому иногда гибкая и толерантная вера оказывается полезнее, чем догматичная.

Последним навыком у каждого персонажа идет военное дело и личные навыки в рукопашной. Честно говоря, это всегда был далеко не самый важный навык для правителя, и CK3 не стала исключением. Толковых полководцев всегда можно набрать из своего ближайшего окружения, причем от них даже не требуется преданность господину – в игре не предусмотрен вариант, чтобы враждебно настроенный маршал плюнул на приказы и развернул вверенную армию обратно на столицу. Зато, если ты вассал и у тебя талант к военному делу – у тебя неплохие шансы стать военным советником короля, а это не только престижно, но и дает возможность непосредственно влиять на большую политику.

Деревья прокачки не очень ветвистые, но и новый перк получаешь лишь раз в 2-3 года

Характер скверный. Не женат

Помимо базовых характеристик, каждый персонаж обладает тремя доминирующими чертами характера: амбициозный, жадный, прожорливый, щедрый, терпеливый, злопамятный и так далее. Каждая из черт дает свои пенальти и бонусы, а также во многом определяет стиль поведения – причем это касается не только персонажей под управлением ИИ, но и непосредственно игрока.

Например, жадность – это не только +10% к сбору налогов, но и доза стресса каждый раз, когда приходится расставаться со значительной суммой денег. Раздал милостыню, чтобы понравиться духовенству – стресс. Подкупил начальника королевской стражи, чтобы легче было подсылать убийц – опять стресс. А стресс – это прямой удар по здоровью; если переборщить, то и в ящик сыграть можно. К счастью, кое-какие вещи радуют и скупердяя: например, когда удалось собрать больше налогов, чем планировалось, ему сразу отпускает. Кроме того, разрядиться можно и общедоступными средствами – например, отправившись на охоту или устроив пьянку.

Черты характера, как правило, сохраняются от совершеннолетия до смерти, но если заморочиться – их можно потерять или приобрести новые

Портрет героя завершают перки. Они разделены на пятнадцать веток, по три на каждую характеристику, но зарабатываются отдельно – в основном с возрастом. Что приятно, перки – это не только бонусы уровня «+3 к интриге», зачастую они открывают новые геймплейные возможности. Например, вымогать за собранный компромат деньги, заключать союзы, не подкрепленные брачными узами, или принять целибат.

Последнее особенно важно, поскольку изобилие наследников может оказаться настоящим проклятьем. Ведь начинается партия либо в IX, либо в XI веке, а примогенитура становится доступна хорошо если в XIII (оканчивается игра, как всегда, в 1453 году). То есть большую часть партии после смерти монарха все его земли и титулы распределяются между наследниками, и с большой вероятностью может начаться гражданская война – если не между братьями, то между вассалами и едва взошедшим на престол монархом.

Если доведется играть малолетним ребенком, по достижении десятилетнего возраста игра позволит самостоятельно определить его сексуальную ориентацию

С другой стороны, близкие родственники – это еще и ценный ресурс. Отдав дочь или сестру в жены какому-нибудь герцогу, королю или принцу, мы автоматически заключаем с ним союз (правда, их дети будут иметь определенные права на наш престол, что может обернуться головной болью в будущем). Кроме того, чем больше в роду людей и чем выше у них статус – тем выше престиж самого рода. А это опять-таки трансформируется во вполне осязаемые бонусы –  от увеличенной популярности среди простого народа до замедленного старения.

Бесконечность переменных

В Crusader Kings 3 есть еще много механик. Например, евгеника: можно подбирать супругу не по статусу, а по физическим характеристикам: чтобы была здоровая, умная или красивая; тогда есть хорошие шансы, что эти черты передадутся и детям. Есть индивидуальные феодальные контракты: можно установить, что вот этот феодал будет платить больше налогов, а вот этот – поставлять больше рекрутов (или задрать обе планки, но тогда восстание будет вопросом времени). Есть возможность задать индивидуальные правила наследования для каждого титула: например, английская и уэльская корона переходят прямому наследнику Британской империи, а вот шотландцы своего нового короля выберут сами.

Военное дело тоже сильно реформировали: с провинций отныне собирается лишь абстрагированное ополчение, а всяких лучников и копейщиков теперь можно набирать только как отдельные отряды, причем в очень ограниченном количестве. Например, у графа может быть всего три отряда, у императора – шесть. Поэтому сами по себе они войну не выиграют, но дать критическое преимущество в бою способны: например, лучники хорошо выбивают ополчение, конница – лучников, конницу стопорят копейщики, копейщиков режут тяжелые пехотинцы, пехотинцев – застрельщики, а застрельщиков, опять же, лучники. Такой вот круговорот. Также на их эффективность влияет местность, где происходит сражение, а также построенные в королевских провинциях здания. Поэтому просто взять по одному отряду каждого типа нельзя, приходится именно что планировать предстоящую кампанию.

Отдельно нужно сказать про научно-технический прогресс. Раньше он был индивидуальным для каждой провинции и в целом работал странно. Теперь прогрессирует отдельная культура в целом (французы, англо-саксы, итальянцы и т.д.), а вектор развития задает самый видный феодал, относящийся к ней. Все открытия разбиты на четыре эпохи: племенной строй, раннее Средневековье, высокое Средневековье и позднее Средневековье. И спринтом добежать до какой-то поздней технологии (например, примогенитуры) не удастся.

Традиционная византийская забава – ослепление или кастрация пленников – в Crusader Kings 3 по-прежнему доступна

Из вождей в императоры

Самое большое достижение разработчиков Crusader Kings 3 заключается в том, что все имеющиеся механики друг с другом взаимосвязаны, и дают пусть не стопроцентно исторически достоверную, но правдоподобную и интересную картину. Например, если стартовать в IX веке, то в Европе полноценный феодализм будет только на территории Римской империи. А у ирландцев, шотландцев, скандинавов, славян и так далее еще вполне себе племенной строй.

Игромеханические различия тут кардинальные: при племенном строе можно грабить чужие провинции без объявления войны, можно объявлять войну всем подряд (просто потому, что захотелось), а огромную роль имеет личность вождя. Если вассалы его любят – они будут присылать деньги и людей. Если нет – ну, извините. Второй важный фактор – личный (именно личный, а не родовой) престиж вождя: он тратится на наем и содержание спецотрядов. Поэтому начальный период проходит весьма суетливо: все куда-то бегают, политическая карта меняется каждый год, постоянно появляются вожди, которые завоевывают крупные территории – а потом их убивают, и наследники радостно дербанят королевство на маленькие независимые княжества.

Искусственный интеллект предпочитает нападать на цели легкие, а не на жирные, поэтому Ирландии достается куда больше, чем Англии или Франции

Потом ситуация устаканивается: появляются относительно крупные королевства или хотя бы более-менее устойчивые конфедерации, все прокачивают технологию и переходят в феодализм. Теперь просто так воевать нельзя, нужен достойный повод, сиречь казус белли. Феодалы тоже больше не могут просто послать сеньора с его требованиями прислать налоги и людей – есть контракт, изволь исполнять.

Хотя контракт – это, конечно, игромеханическая условность, по факту речь все равно идет о вотчине, то есть земле, которая не выдается в обмен на службу, а принадлежит лично вассалу, со всеми вытекающими. Чтобы было понятней – допустим, герцогство Кент входит в состав Англии; но сын герцога стал королем Франции. Поэтому когда герцог отправится в мир иной – Кент без всякой войны автоматически станет французским. И такая история может приключиться с любым титулом, порождая самые причудливые унии.

Малолетние дети непопулярного короля долго не живут

Дальше технологический прогресс позволит принять законы, усиливающие королевскую власть, и феодал становится именно феодалом, то есть человеком, которому монарх выдает земли, а феодал за это обязуется служить. После этого чехарда с отходом земель за границу прекратится, зато обострится борьба самодержца с собственными феодалами, которым такие реформы, разумеется, не по душе. Чтобы утихомирить самых важных, возможно, даже придется пойти на послабления вроде снижения налогов или гарантировать им место в королевском совете. Либо перетасовать вассалов так, чтобы они постоянно грызлись между собой и не могли ополчиться на сюзерена. Либо породниться с некоторыми из них – тогда вместо открытого восстания придется бояться кинжала в спину. В общем, есть варианты.

Альтернативная история

Разумеется, не обошлось без странностей. Например, из игры вырезали флот. Собственно, морских сражений не было и в Crusader Kings 2, но там все равно нужно было целенаправленно развивать прибрежные города, чтобы когда потребуется перебросить войска по морю – было где нанять корабли в необходимом количестве. А теперь флот просто появляются из воздуха, стоит лишь заплатить скромную сумму. Это, конечно, удобно, но совершенно антиисторично (вспомните того же Вильгельма Завоевателя, для которого переброска армии через Ла-Манш стала непростым логистическим пазлом), а потому ведет к довольно бредовым ситуациям. Например, когда Рюрик по щелчку пальцев может отправить всю свою многотысячную дружину из Новгорода в Англию.

Новгороду в Шотландии делать вроде как нечего, но пойди объясни это Рюриковичам

В CK3 вошло многое из адд-онов для второй части, но все-таки не все. Например, нет тайных обществ (хотя есть возможность публично исповедовать одну религию, а втайне другую), нет передающихся по наследству реликвий, нет возможности играть за торговые республики. Да и главный недостаток, за который мы всегда ругали CK2, сохранился – она по-прежнему европоцентрична. Да, можно сыграть за славян, за хазар, за индусов, у некоторых наций есть свои собственные технологии и даже спецотряды – но кардинальных отличий в государственном устройстве как не было, так и нет.

Тем не менее, CK3 – это однозначный хит. В первую очередь потому, что это именно игра, а не полуинтерактивное кино: вместо катсцен, скриптов и условий победы в миссии разработчики сделали огромный саморазвивающийся мир, и игрок в нем волен творить, что захочет. Поэтому и истории у каждого будут свои: про то, как девятилетняя девочка-альбиноска заняла престол Коннахта, и следующие семьдесят лет не только успешно отражала нашествия викингов, но и объединила под собой Ирландию и Уэльс. Как король Франции, испугавшись растущего влияния Византии, смог пропихнуть на ее трон катара, и уже через пару лет империя распалась на отдельные королевства. Как российский император ударился в зороастризм и пытался вывести идеального наследника. Короче говоря, ни по размаху, ни по детализации равных Crusader Kings 3 просто нет.

Выбор редакции
Вердикт
  • Игровой интерес 10
  • Графика 8
  • Звук и музыка 8
  • Сбалансированность 9
  • Ценность для жанра 10
Оценка редакции
9.2
Оценка пользователей
8.5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!