У поколения, чье детство и юность опрометчиво пришлись на девяностые, был свой Dark Souls. Там не было мрачной атмосферы, жутких монстров и путаных миров, нет – там были смешные ворчливые маски, забавные враги и слегка придурковатый бандикут, одержимый яблоками что ваш хипстер в месяц выхода нового айфона.
Всякий, кто велся на мультяшную и очень сочную по тем временам картинку, предвкушая легкую, веселую забаву, получал столько хардкора, сколько вряд ли мог унести. Конечно, тогда это не бросалось в глаза, но вышедший пару лет назад ремастер оригинальной трилогии живо напомнил ностальгирующим почем фунт лиха и три мешка «ново-пассита» в таблетках.
Мультяшный ад
Ностальгирующих при этом оказалось столько, что новую, первую аж за двадцать два года номерную часть, решили делать полностью в духе классической трилогии. То есть, это все тот же дикий забег по линейным уровням, забитым ловушками, ямами и врагами в совершенно немилосердных конфигурациях. Вдобавок, костлявая с косой тут имеет обыкновение приходить после единственного соприкосновения с чем угодно из перечисленного. Даже чтобы просто добраться до финиша, придется проявлять чудеса ловкости и самообладания.
В нагрузку к зверской акробатике идут разнообразные фокусы, доступные локально на определенных участках уровней: возможность замедлять время, менять направление гравитации, парить над землей волчком, а также делать невидимыми одну часть предметов и видимыми другую одновременно. Увлекательно, но уничтожение нервных клеток в таких эпизодах идет вдвойне бойко.
К сожалению, нужно признать, что, как и в оригинальных играх, ощутимый вклад в сложность делает управление: герои не особенно послушно реагируют на манипуляции стиком, любят бег на месте, а уж классические недопрыги с перепрыгами тут в порядке вещей. Это та часть «старой школы», которую стоило бы оставить в прошлом.
Но разработчики все же отдавали себе отчет в том, какой год на дворе, а потому предусмотрели два разных режима игры. В первом, «ретро», название говорит само за себя: никаких поблажек и три жизни на уровень. Второй – «современный» и куда более милосердный. Количество жизней тут не ограничено, а в случае большого количества смертей между стандартными чек-пойнтами выписывают еще один, внеочередной, и дают дополнительную маску, спасающую от вражеского пинка. Да тут даже зона под героем отмечается специальным кружком для более легкого наведения во время прыжков.
То есть авторы довольно удачно разделили четвертую часть как бы на две игры: одну – для ультрахардкорных фанатов, вторую – для всех остальных. При этом сказать, что процесс во втором режиме становится прям сильно легче нельзя, так как игра все равно не начинает прыгать за вас сама, а бесконечные жизни не переносят к финишу – проходить все придется хоть и по облегченной программе, но самому.
Блеск красота
И честно говоря, делать это хочется, и не только из любви к превозмоганию, но и по другим причинам. Например потому, что Crash Bandicoot 4 просто шикарно выглядит. Сказочной красоты уровни разбросаны по самым разнообразным зонам: классический тропический остров, пиратское прошлое, футурамаобразное будущее, болота, снега, космос и постапокалипсис – чего тут только нет. К тому же в играбельных героях ходят, бегают и прыгают не только Крэш с подружкой, но и несколько других персонажей, не всех из которых засветили в трейлерах, так что и мы спойлерить не будем. Геймплейно они заметно отличаются от парочки бандикутов и либо имеют собственные уровни, либо попадают под наше управление на отдельных участках уровней основных персонажей. Благодаря этому, кампания заметно прибавляет и в разнообразии, и в продолжительности, но вдобавок, каждый этап еще можно пробежать в обратную сторону или на время, а нахождение спрятанных видеокассет открывает кучу дополнительных ретро-локаций. В общем, при желании в Crash Bandicoot 4 можно легко оставить десяток вечеров напряженной игры, и все равно что-нибудь будет не пройдено или не открыто. Самый красивый из хардкорных и самый хардкорный из красивых платформеров вернулся и сделал это с размахом.