Дебютного проекта начинающей игровой студии всегда ожидаешь с интересом. Как правило, небольшая группа энтузиастов еще не обременена долгосрочными контрактами с издателем, не избалована вниманием прессы и фанатов, не боится заработать меньше, чем обещано акционерам, а потому творит относительно свободно и смело. Правда, частенько результаты такого творчества оказываются занимательным сборником багов и недоделок, но изредка случаются исключения из правил. Дюжина финнов из студии Resistance Games со своим первенцем Company of Crime как раз и есть такое счастливое исключение.
Криминальный мир Лондона середины прошлого века – сеттинг, мягко говоря, не затертый. А между тем, лондонская преступная среда и выросшая из нее субкультура — это не только богатая почва для сюжетной кампании «копы против бандитов», но и отличная основа для пошаговой тактики с большим разнообразием игровых механик.
Независимо от того, за что вы возьметесь, выстраивать преступную империю семьи Клиауотер или наоборот, разрушать ее, жаловаться на однообразие процесса не придется. Помимо повседневного разбоя и рэкета в игре присутствует и сюжетный квест с такими же – сюжетными – миссиями.
Уровней принятия решений в Company of Crime два: стратегический и тактический. Играя за бандитов, на стратегическом уровне требуется одновременно взаимодействовать с гражданскими, полицейскими и коллегами по опасному бизнесу. Банде нужно балансировать между «мягкой» и грубой силой с тем, чтобы население вас не только боялось, но и уважало. В противном случае негде будет пересидеть облаву, пообчиститься после очередного дела, не с кого будет получать регулярные платежи за «крышу», являющиеся основным источником доходов. Параллельно надо уживаться или не уживаться с конкурирующими бандами. Тут диапазон вариантов весьма широк от кооперации в наркотрафике до жесткого отжима территорий. При этом следует, насколько это возможно, держаться вне поля зрения полиции. Задачи, как можно легко догадаться, зачастую взаимоисключающие, так что путь ваш будет усеян отнюдь не розовыми лепестками.
Чисто английская стрелка
На тактическом же уровне взаимодействовать приходится в основном с различными частями тел несговорчивых барыг, братков из конкурирующих бригад и легавых. Частый мордобой и редкие перестрелки – пожалуй, наиболее сильная часть Company of Crime. Там, где Firaxis режет по живому, усекая классические механики Джулиана Голлопа до пяти-семи типовых приемов, Resistance идет в обратном направлении, расширяя количество тактических вариантов до нескольких десятков. Боев в Company of Crime довольно мало, а вот драки случаются регулярно. Можно, конечно, выхватить из-за пазухи револьвер и навести шороха на очередной «стрелке». Но, во-первых, на стрельбу полиция реагирует гораздо быстрее и жестче, чем на мордобой и даже поножовщину. Уже через пару ходов после первого выстрела на место прибудут не только регулярные «бобби» в смешных котелках, но и бойцы из знаменитого «летучего отряда», а проще говоря, сотрудники отдела по борьбе с бандитизмом. А во-вторых, если ваших бойцов примут с огнестрелом на руках, они загремят на такой срок, что проще отчислить их из бригады, чем дождаться обратно из мест заключения.
Поэтому все вопросы лучше решать врукопашную, тем более, что арсенал приемов и подручных средств для хорошей драки в Company of Crime весьма обширен. Собственно говоря, в дело идет все, что попадется под руку: стулья, бутылки, барные стойки и столы, пивные бокалы, обрезки труб, молотки, ну и конечно классика вроде бильярдного кия. Правда, если кто-то метнул в оппонента бутылкой, а тем более приложил его стулом по горбу, то бутылку или стул, уходя, лучше прихватить с собой. Рано или поздно на место преступления прибудут детективы, снимут со всех предметов отпечатки пальцев, и ваш боец не только сам попадет в розыск, но еще и наведет полицию на всю банду.
Брат за брата
Помимо этого, лондонские гопники, в отличие от тех же оперативников XCOM, умеют взаимодействовать друг с другом. Подержать фраера, пока братан прицельно заряжает ему по роже, отвлечь матерной частушкой подонков, пинающих упавшего на пол друга, броситься в ноги убегающему от братвы терпиле – это обычное дело.
Всего в Company of Crime представлено четыре типа бандюков. Вышибала, палач, умник и контрабандист. В классических ролевых терминах это танк, дэмедж дилер, рейнджер и рог соответственно. А раз речь зашла о ролевых элементах, то надо упомянуть и прокачиваемые навыки. Их для каждого класса предусмотрено по шестнадцать штук на восьми уровнях, но получить можно только половину. При выборе умения, парный навык того же уровня блокируется. Наборы умений, естественно, разнятся от класса к классу. Вышибалы, например, склонны швырять оппонентов об стены или таранить толпу с разбега. А скажем, палач может обозначить носком ботинка вражеский пах, а может и в глаз пальцем ткнуть.
При этом следует постоянно ограничивать уровень насилия и следить за таймером до прибытия полиции. Убийство гражданских или стычка с представителями закона – это однозначно проблемы на следующем же ходу.
Исходя из всего вышесказанного, оценка Company of Crime должна находиться в диапазоне от «очень хорошо» до «великолепно», чего, увы, не случилось. Ответ на вопрос «Чего же не хватило Resistance Games для создания шедевра?» буднично скучен. Не хватило денег.
И все же не шедевр
Денег не хватило на более убедительную анимацию и графику, хотя надо признать, что картинка старательно стилизована под 60-ые годы прошлого века, а точнее под боевики, повествующие о том времени. Средств оказалось недостаточно для доведения до ума интерфейса и шлифовки управления. Согласитесь – это странно, когда при прохождении за полицию личный состав отряда квартирует в закладке «Банда», а вместо званий носит вполне криминальные клички.
К большому сожалению, не удалось выделить отдельного бюджета на тотальную озвучку. А ведь большая часть действующих лиц должна бы общаться на кокни – специфическом жаргоне лондонских подворотен. Было бы очень атмосферно послушать обмен любезностями между бандюгами из ирландской и, например, пакистанской общин. Титры этому мало помогают, ведь главный шарм кокни в особом произношении слов.
Досадно, что все новобранцы приходят в банду с абсолютно одинаковыми кондициями, не имея никакой индивидуальности. Генератор случайных чисел на экране вербовки был бы определенно не лишним.
Есть и такие вещи, которые по нынешним временам никакими деньгами не исправишь. Бойцы в банду приходят без всякой фильтрации по полу и расе, хотя всем известно, что лондонская преступность традиционно этническая и уж, конечно, не жалует любителей равенства и разнообразия. Добрая половина участников ОПГ волей-неволей оказывается женского пола, что в игре с ежеминутным мордобоем равнозначно катастрофе. Когда тощая девица хватает здоровенного амбала и швыряет его об стену, срезая при этом половину лайфбара, хочется зажмуриться и наощупь выключить монитор.
Первый блин у Resistance Games вышел определенно не комом, но и в тортики его записывать рано. Фанаты жанра, безусловно, оценят тактическую глубину и оригинальную концепцию стратегической части, но за пределами фанатской прослойки Company of Crime вряд ли приобретет широкую популярность. Чтобы это случилось, нужен совсем другой уровень финансирования и хоть немного раскрученная франшиза. И то, и другое, у 1С, безусловно, имеется. Теперь, когда Resistance Games показала, на что она способна, можно надеяться, что в следующий раз студии выдадут задачу и бюджет посерьезней.