От Call of Duty: Black Ops с подзаголовком «Холодная война» ждешь развесистейшей клюквы. Серия и так не отличается исторической точностью или беспристрастностью, а тут еще такое поле для творчества!
И Treyarch не подвела: вышло забористо и русофобски. С заброшенными секретными базами в Сибири, спецназом, тренирующимся нападать на мирные американские города, и почти трезвым КГБшником на боевом вертолете, предающим Родину за бейсболку. Особое восхищение вызывает миссия, где доведется погулять по зданию КГБ, и там на каждом углу – железный бюстик Ленина. Глупцы, они не знают, что железный – только Феликс Эдмундович!
Кстати, КГБ – единственное место в игре, где стелсить именно заставляют. В других случаях вместо выданного пистолета с глушителем можно взять трофейный «калаш» и устроить кровавую бойню, а здесь – будь добр, действуй скрытно. Души советских солдат, прячь тела в шкафах, не оставляй свидетелей. И все это – ради того, чтобы добыть уникальный ключ, без которого нельзя спуститься в сверхсекретный бункер. Правда, когда в этот бункер спускаешься – выясняется, что там тусит с полсотни солдат в полной боевой готовности. Потому что сюжет сюжетом, а игрок играет в шутер – значит, должен стрелять.
Жженый порох – запах победы
Стрелять придется много. Даже если события разворачиваются в Амстердаме, где нужно быстро и жестко взять языка на конспиративной квартире – закончится миссия пробежкой по крышам и отстрелом десятков неизвестно откуда взявшихся арабских боевиков. Во вьетнамских флешбеках, на Кубе, в Берлине – везде на нас будут выбегать толпы болванчиков, весь смысл жизни которых – получить хедшот и умереть. Угрозу они представляют, только если пытаться пройти миссию побыстрее; если же спокойно перебегать от укрытия к укрытию и прятаться на регенерацию после каждого ранения – кампания проходится просто на автомате.
Еще Cold War впервые позволяет создать кастомного протагониста, но по сути мы выбираем только цвет кожи и два перка, потому что обращаться к нам в любом случае будут просто Белл. И даже если в графе «пол» вместо «м» или «ж» поставить «альтернативный» – это ни у кого не вызовет вопросов ни во Вьетнаме, ни во время тайной миссии в Москве.
По сути, единственное, за что можно похвалить кампанию (кроме смеха при виде очередной порции клюквы) – это вариативность. Да, по большей части она реализована примитивно: например, в опасности двое, спасти можно только одного, решай. Или, скажем, если пощадить предателя – потом он совершенно случайно окажется на нашем пути еще пару раз. Но при этом Treyarch сделала альтернативные концовки. Прямо совсем альтернативные. Причем одна из них – самая русофильская в современной истории серии (именно «современной», потому что самая правильная концовка вообще была в Call of Duty 2003 года, когда от лица советского солдата нужно было штурмовать Берлин и водружать красное знамя над Рейхстагом).
Горячая холодная война
Как ни относись к сюжетной кампании, вот уже который год ее нельзя воспринимать иначе, как разминку перед многопользовательскими зарубами. А этих у новой «Колды» полный комплект – тут вам и классический мультиплеер, и порожденный много лет назад той же самой Treyarch режим «Зомби», и даже вышедший в середине года боевой рояль Warzone, куда Cold War успешно интегрировалась.
При всем уважении к «Варзоне» и к охоте на зомбей, наибольший интерес на старте вызвал именно классический мультиплеер. В общем и целом разработчики тут не подкачали; правда, пара очень коварных «но» все равно притаилась в геймплейных подворотнях.
Начнем с хорошего. Карты в Cold War уж точно получились лучше, чем в прошлогодней Modern Warfare. Почти все они – это классические для «колды» компактные локации, без переизбытка мест для кемперства, но с кучей проходов, переходов и прочих элементов лабиринта. Явно лучше Treyarch поработала и со звуковыми эффектами. Например, стал четко различим звук шагов, который в Modern Warfare заглушали выстрелы и взрывы. Теперь же, если за стенкой кто-то куда-то несется сломя голову, вы это точно услышите. В плюсы можно занести и явные заимствования у предшественницы – например, продвинутую систему апгрейда стволов «Оружейник» или возможность перезаряжаться, не выходя из режима прицеливания.
В каких-то аспектах Treyarch решила поэкспериментировать, и зачастую получилось очень удачно. Например, килстрики теперь не сбрасываются после смерти. Такой подход гарантирует, что возможность жахнуть какой-нибудь ядреной ракетой хотя бы раз за раунд получат все игроки, а не только самые сильные в конкретном раунде.
Call of SBMM
К сожалению, есть у Cold War и минусы, и они довольно серьезные. Причем если косяки с оптимизацией, вылетами и видимостью персонажей (на некоторых картах некоторые оперативники буквально сливаются с окружением) еще могут быть решены патчами, то есть одна проблема, шансы на исправление которой стремятся к нулю. Речь о SBMM, он же Skill-Based Matchmaking. Эта система подбирает игроков, исходя из их статистики ваших последних 10 матчей, что сразу после релиза привело к каким-то невообразимым качелям. Провели эти бои успешно? Будьте готовы, что вас кинут к более скилловым бойцам, которые тут же понизят вашу самооценку. Слили матчи в ноль? Получите шанс отыграться на тех, кто заведомо слабее.
Один из главных минусов SBMM заключается в том, что такой подход убивает весь смысл статистики соотношения убийств и смертей, которая раньше была своего рода аналогом геймплейной прогрессии. Чем больше вы играли, чем больше росло это соотношение, что было наглядным показателем роста вашего навыка. Сейчас в Cold War этот параметр может скакать от 0.5 до 2-3. Да, через какое-то время все более-менее устаканится, и вас начнет раз за разом кидать в матчи с противниками реально равного вам уровня. Что с одной стороны вроде бы и справедливо, а с другой – очень и очень скучно, ведь таким образом игра лишается одного из главных элементов рандома. И ладно бы эта система работала только в ранговых матчах, как в Overwatch. Там-то вы четко представляете, за что сражаетесь, в какой лиге находитесь и к чему стремитесь. Ничего похожего в Call of Duty нет.
SBMM ругали еще в прошлой Modern Warfare, но отказываться от этой системы Activision не намерена. Делается же это для того, чтобы новички или те, кто играет от случая к случаю, как можно реже сталкивались с ветеранами. Чтобы не фрустрировали и не забрасывали «колду» совсем, но оплачивали бэтлпас, на котором тут строится вся система пострелизных сезонов с допконтентом. Первый такой стартует 10 декабря. Добавлять будут новые стволы, косметику, оперативников и карты, первой из которых стала Nuketown, легенда для серии Black Ops, сравнимая по популярности и мясистости разве что с Shipment для Modern Warfare и с Metro для серии Battlefield.
Благодаря этим сезонам, Cold War будет жить до выхода следующей части, за разработку которой отвечает Sledgehammer Games. И вот этот релиз будет очень и очень любопытным. Если Modern Warfare и новый Black Ops отчасти выезжают за счет ностальгии, то вот у Sledgehammer такой раскрученной серии в загашнике нет, придется брать чисто геймплеем.