Сергей Косин, 27 августа 2021

Боевым фэнтези в наше время удивить сложно. Что очень усредненно-европейским, что азиатским, что восточным, а в последние годы даже и нещадно ранее дискриминируемым скандинавским. А вот славянскому фольклору в силу понятных причин внимания уделяется куда меньше.

Водяные, домовые, лешие, русалки, черти и прочий сброд в сильно усредненном, опять же, западноевропейском виде встречаются разве что в каком-нибудь «Ведьмаке». Серьезно вглубь копнуть эту тему – на такое мало кто решится. В небольшой независимой студии Morteshka вот решились. Причем пошли еще дальше: отстранившись по возможности от откровенной лубочности, они подготовили целый экскурс в темный, суровый и довольно зловещий фольклор русского севера.

Рисованный арт в игре хорош, а вот 3D страшное как обдериха ночью. Благо его прикрывают крайне удачные ракурсы и свет

Ой люли-люли и все такое

В самой что ни на есть уральской глубинке позапрошлого века, в Чердынском уезде жила-была девочка Василиса. Имевшая, помимо русской косы и своенравного характера, еще и деда сурового, да не простого, а самого настоящего колдунского. Ну и как полагается, внучке тот ремесло свое изо всех сил старался передать, да только она не очень-то и брала. Не хочу, говорит, учиться, а хочу жениться, и все тут. Но так оно было только до тех пор, пока жених ейный не убился о березу удушением.

Вот тут и дед понадобился, и фокусы его потусторонние. Потому что вознамерилась девка суженого своего вернуть с того света. Тут уж через «не хочу» пришлось перенимать ремесло, а заодно подозрительной мощи книгу. Черную. А, ну и чертей еще, без них никакой знатке (ведьме, по-нашему) обойтись нельзя.

У Василисы есть и компаньоны. Весьма характерные, надо сказать. Правда взять с собой в поход можно только одного и частенько выбор ограничен сюжетно

Так начинается продолжительный трип через северный коми-пермяцкий фольклор: сказания, придания, поверья да приметы, тесно и противоестественно замешанные с православием. Нам придется поучаствовать в куче обрядов: от изгнания бесов и выкупа ворованных у банной чертовщины детей, до свадьбы и упокоения злых колдунов, попутно узнавая кучу любопытных фактов, баек и старинных слов благодаря встроенной энциклопедии.

Тут же надо сказать, что написана игра для такой непростой темы на удивление хорошо, со специфическим колоритом сценаристы не перегибают и до откровенной карикатурщины не доводят. Да, глубинный народ общается попроще, через слово вставляя что-то, современному человеку если и знакомое, то очень отдаленно и не в исконном виде, зато редкий ученый или тем более городской люд, звучит куда более привычно.

Сказанное и сделанное игра периодически припоминает, но какой-то особой нелинейности тут нет

Бей чертей – спасай Россию

Так как Black Book – это визуальная новелла с ролевыми элементами и карточными битвами, то по большей части, время проходит в разговорах, решении задачек на сообразительность и чтении энциклопедии. Промеж разговоров, мы путешествуем по карте, перемещаясь от точки к точке, в каждой из которых может ждать что угодно: пара чертей, которые не могут поделить пойманного грешника, подвыпивший селянин, бандиты, клад с подвохом, торговцы, чародеи и прочая нежить или жить, что порою еще хуже.

Геймплейно все это оборачивается либо боем, либо диалогом, либо коротким текстовым квестом, иногда даже с разными концовками. От основной сюжетной дорожки всегда бывает пара ответвлений, где можно подцепить побочное задание или разжиться лутом да неприятностями.

Иногда по локациям дают походить прям ногами, но приятного в этом из-за неудобной фиксированной камеры, неудобного управления, и страшненькой графики мало

Еще у Василисы есть показатель грешности. Грехи щедро копятся от дурных дел и с трудом отмываются делами добрыми. Сглазили кого или сгубили – получите пару фиолетовых гробов на счет. Вылечили от хвори, а то и вовсе спасли от смерти неразумного крестьянина или постыдились обносить голытьбу – нате вам плюсик в карму.

Хотя вот совсем без греха остаться тут трудно. Дело в том, что, как уже было сказано выше, в нагрузку к способностям ведьме достаются и черти. А черти – парни работящие, без дела сидеть не любят. Выхода два, их нужно либо отправлять на работу: портить скот, наводить болезни, неурожай и мор, а стало быть, брать на душу новые грехи в товарных количествах. Либо оставлять при себе, но тогда они начнут донимать хозяйку, то есть будут висеть весьма ощутимыми дебаффами. Свою незавидную долю можно чуть облегчить, например, открыв возможность отправлять хотя бы пару чертей на бессмысленную работу: считать иголки на елке, вить веревки из песка и так далее, но остаться совсем без греха, не выйдет даже так.

C успешно выполненной работы, черти, помимо грехов, приносят небольшие трофеи

Карты – дело тонкое

Вместо боевой системы тут карточная игра – самое спорное место Black Book. ККИ – жанр сам по себе на любителя, и как-то интересно его обставить у авторов не получилось, но хотя бы удалось органично вплести в сеттинг. Карты тут – это слова, из которых составляются заговоры на ход. Слова бывают черные – атакующие и наводящие всякие негативные эффекты; а также белые, то есть, защитные и усиливающие. Все они в свою очередь делятся на разные типы, а также по-разному сочетаются между собой, позволяя составлять комбинации, усиливающих друг друга заклинаний.

Вроде звучит интересно, но на деле выходит не очень, и в основном из-за странного баланса. Рядовые враги обычно довольно беспроблемны, в то время как боссы абсолютно рандомны по сложности: одних можно убить без всяких проблем любой колодой, в то время как бои с другими будут вымораживать либо избыточной сложностью, либо запредельной нудностью из-за толстокожести или самолечения противника. Проще всего, когда возможно, преодолевать такие моменты через игру в глухой обороне с постоянным подтравливанием врага порчей. Ну или как вариант – попытаться ближе к концу игры собрать имба-колоду. Оба пути – так себе удовольствие, а как альтернатива – только возможность пропустить бой после трех проигрышей. Но даже если не брать конкретные особо вопиющие случаи, то подбор колоды с дотошным подгоном карт и последующим задумчивым обменом магическими пинками с врагом – это в любом случае развлечение на крайнего любителя, что нужно иметь в виду, если вы вдруг не из их числа.

Чертей можно не только заболтать или побить, но и обыграть в карты. Ну где вы еще поиграете с чертями в подкидного дурака?

Помимо просто боев, тут также есть бои-головоломки. Это когда надо победить конкретного врага с определенной колодой карт и за жестко ограниченное количество ходов. Решение у таких задачек всего одно и подбирать его иногда приходится долго. Они порою раздражают, выглядят немного неуместно, но бывают достаточно интересными в отличие от обычного для игры медленного ковыряния чертей заученными последовательностями.

Чуть облегчает жизнь возможность распихать по карманам всякие артефакты (в боях-головоломках, правда, бонусы от них не учитываются) и прокачка. Василиса с трудом и медленно растет в уровнях, но драгоценные очки тут есть куда потратить. Из самого очевидного – повысить урон и защиту, но помимо этого можно расширить выбор карт, а также, например, приструнить или наоборот окончательно спустить с поводка ручных бесов.

Что в итоге? В итоге у студии Morteshka получилась довольно интересная и даже относительно самобытная игра на не самую попсовую тему, спорные моменты в боевой механике которой отчасти искупаются возможностью вообще пропустить все эти заунывные драки.

Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 6
  • Звук и музыка 8
  • Сбалансированность 6
  • Ценность для жанра 9
Оценка редакции
7.7
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!