Сергей Плетнев, 15 октября 2021

Люди обещали, люди сделали. Всего за каких-то полгода с момента выхода в ранний доступ команда Atom Team смогла допилить и выпустить в свет продолжение своей отличной Atom RPG. Что характерно, тоже отличное. И от других игр, и по качеству. Дуплетом, так сказать.

Чтобы сразу расставить все точки над i: в прошлом году из масштабных RPG про постапокалипсис можно вспомнить разве что Wasteland 3. В этом году данную номинацию прочно отхватил себе как раз «Трудоград». Более того, с большим удовольствием спешим сообщить: по масштабу, стилю и качеству он явно сумел переплюнуть творение студии InExile.

И, конечно же, как можно в наши дни обойтись без внутренней карточной игры. Знакомьтесь: Бомбаган

Трудоград обреченный

Новое задание нашего кадета, точнее, теперь уже майора секретной организации Атом забрасывает нас в вымышленный суровый сибирский город Трудоград. Цель миссии: узнать, что стало с разрабатывавшимся на тамошнем закрытом заводе секретным сверхоружием «рельсотрон» – огромной электромагнитной пушкой. Интерес к ней совсем не праздный: таинственная звезда Чигирь, которую то и дело упоминали практически все персонажи в первой части игры, оказалась реальным астероидом, несущимся к Земле (как будто случившегося ядерного апокалипсиса ей было мало). И чтобы спастись от новой суперкатастрофы, решено было попробовать жахнуть по ней из этого самого рельсотрона.

Осталось дело за малым: найти его и попробовать включить.

Городская архитектура

По сравнению с первой частью «Трудоград» структурирован гораздо четче, если не сказать жестче. В «Атоме» можно было свободно шариться по глобальной карте и находить локации вслепую. Что, конечно, было очень интересно, но ощутимо било по связанности сюжетной линии: можно было упехать в самом начале на край карты и заниматься всякой ерундой, вообще не трогая основной сюжет.

Районы, кварталы, жилые массивы. А я мухожук, мухожук красивый!

В Трудограде же все построено довольно линейно: город разбит на локации-районы. В каждом из них есть несколько выходов, открывающих доступ к соседним. Такой подход позволил больше сфокусироваться на сюжете и подавать его осмысленно, постепенно, знакомя игрока с каждым городским районом, прежде чем дать возможность двинуться дальше, – что пошло игре только на пользу.

Но и перемещения на глобальной карте тоже остались. Бегать между уже изученными районами туда-сюда приходится постоянно, и происходит это именно на общей карте города. В такие моменты, как и в прошлой игре, можно натолкнуться на всякие случайные события, будь то стычка с бандитами или посещение случайной торговой площадки. Правда, пока что набор таких встреч заметно беднее, чем был в первой части, часто повторяется и поэтому не так интересен.

Гаедов жив!

Четкая структуризация позволила добавить в сюжет две взаимоисключающие ветки прохождения: в процессе наших поисков можно присоединиться либо к трудоградской милиции, либо к подпольщикам-революционерам. Ни те, ни другие, конечно, белыми и пушистыми не являются, так что множество моральных и аморальных выборов в диалогах имеются.

В процессе поисков рельсотрона нам предстоит общаться с десятками представителей местного населения. Порой вежливо…

…порой не очень

Да и вообще, надо отметить, что сюжет продолжает славные традиции Atom RPG (и, если уж на то, классических первых Fallout’ов) в плане смешивания теплого с мягким: весьма серьезных тем выживания в суровом враждебном мире с откровенно стебными моментами. Вот мы только что разбирались с маньяком, преследующим барменшу, а игра уже подсовывает нам участие в откровенно издевательском воссоединении двух шифрующихся братьев-мутантов.

Поверх всего этого толстым слоем намазан бытовой фольклор мира Atom – с бесконечными байками про Когана-варвара, Мертвый город, Черного Козлика и прочий оккультизм (который вроде как реален, а вроде как пьяные выдумки). И конечно, то и дело эхом упоминаются события, произошедшие в первой игре: когда вскользь, а когда и напрямую. Так что хотя Trudograd и можно считать отдельной полноценной игрой, знание событий в Atom RPG здесь очень желательно. А еще лучше – припасенная сохраненка оттуда же…

Всезнайка, всеумейка

…поскольку здесь, в лучших традициях сюжетных ролевок, работает перенос сейвов. И начинаем игру мы именно тем героем, которым заканчивали первую часть, со всеми его заработанными очками навыков и перками.

Хотя арсенал в игре большой и разнообразный, какой-то серьезной прогрессии в его качестве не ощущается. Половину игры можно спокойно пройти с начальным карабином

Что, конечно, очень круто, но и напрочь убивает сложность боевки. Поскольку наш герой (даже если создавать нового, а не переносить готового) сразу становится 15 уровня и может вкачать себе боевую специализацию, особых проблем с уничтожением местных врагов не испытывает.

Игра, конечно, пытается компенсировать это количеством врагов, но если путешествовать с напарниками и не забывать подкачивать характеристики с помощью кофе и чифиря, проблем с боевкой не возникает от слова «совсем».

Сама же механика боя хоть и немного улучшилась в плане зрелищности (добавились интересные атаки для холодного оружия и рукопашки), все равно осталась довольно схематичной. Так же на глазок приходится определять зоны видимости, нет системы укрытий, а принципы стелса совершенно неочевидны.

В основном наши противники – такие же люди. Но иногда появляется и всякая экзотика, от мутантов до боевых медведей

Не без греха

Да и вообще, хочется немного поругать систему навыков за невнятность и недоработанность древа перков. Некоторые из них используются полтора раза за все прохождение и обладают совершенно нелепыми бонусами, типа «получите на 50% больше опыта при использовании». Это при том, что любая случайная стычка с бандитами может принести в два раза больше этого самого опыта.

Есть и проблема с делегированием навыков. Например, если вкачать напарнику навык выживания, он не будет влиять на случайные события, которые, казалось бы, происходят с группой в целом. В то же время, если надо взломать замок, то можно воспользоваться навыком напарника вместо своего. Выглядит это странно и местами нелогично.

В общем, боевка и система прокачки, конечно, добавляют разнообразия, но все же они совсем не то, ради чего стоит играть в «Трудоград».

Врагов много. Зато у нас – силовая броня!

Но играть однозначно стоит, а уж если вы – фанат жанра RPG, тогда прямо в обязательном порядке. В то время как Atom RPG была первой, местами кособокой (хотя и очень душевной) попыткой сделать отечественный Fallout, «Трудоград» стал полноправным таким, уверенным шагом в данном направлении. Как бывает в хороших телесериалах: первый сезон актеры еще привыкают к своим ролям, а во втором уже полностью вживаются и начинают отрываться в полную силу. Так и тут. У AtomTeam получилась целая новая, как сейчас модно говорить, франшиза.

И очень хотелось бы, чтобы она на второй части не закончилась.

Вердикт
  • Игровой интерес 8
  • Графика 8
  • Звук и музыка 8
  • Сбалансированность 7
  • Ценность для жанра 10
Оценка редакции
8
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!