Саму идею снять фильм по серии Uncharted многие ее поклонники приняли в штыки. Зачем делать кино по игре, которая и так выглядит круче, чем любой голливудский блокбастер? Когда объявили список актеров, со штыков начала капать кровь. Разумеется, виртуальная. Марк Уолберг в роли Салли? Да еще и без усов? Вы там что, с ума посходили?! Провал казался неминуем, но его, вот ведь сюрприз, не случилось.
Начнем с главного, «Анчартед: На картах не значится» – это не воплощение какой-то конкретной части игры. И не новая глава этой приключенческой саги, переведенная в киноформат. Нет, это вольная фантазия на тему, оторвавшаяся от первоисточника во всем, кроме самых базовых постулатов и сотен заготовленных для фанатов пасхалок.
Вот у нас молодой Нейтан Дрейк в исполнении Тома Холланда. Живет в Нью-Йорке, в эпоху продвинутых смартфонов. То есть он явно моложе Дрейка из игры лет примерно на двадцать. Со своим наставником и подельником Виктором Салливаном Нейтан знакомится не на улочках Картахены, а в одном из баров Нью-Йорка. И сводит их не история с кольцом легендарного пирата Дрейка, а совсем другая авантюра. Этот список можно продолжать до бесконечности. «Одолжив» у студии Naughty Dog ее популярных героев, киношники сотворили с ними то, что никак не укладывается ни в какие рамки канона. Хоть пробуй ты в указанные рамки вдоль утрамбовать, хоть поперек. Если говорить без обиняков, «Анчартед: На картах не значится» – это самый обычный фанфик. Только с бюджетом в 120 миллионов долларов и с голливудскими звездами первой величины в главных ролях.
В таком подходе, если вдуматься, есть немало прагматизма. Если фильм отобьется, Sony получит возможность создавать экранизации, не привязываясь к событиям игр. Творить новую историю в фактически новой вселенной. И главный тут вопрос, если уж кино не следует букве серии Uncharted, следует ли оно ее духу? Как оказалось, да.
Индиана Дрейк
Главный залог успеха – это сценарий. История получилась немного скомканной, но зато она почти не страдает затянутостью (хотя минут 15-20 в середине фильме все же явно провисают), уверенно жонглирует локациями в разных странах и даже может похвастать одним действительно неожиданным сценарным поворотом. Не забыт и юмор. Герои честно пытаются шутить во время большинства диалогов, и о чудо, значительная часть шуток действительно получились смешными, ну или, как минимум, забавными. Да, сценаристы еще не до конца уловили «химию» этого дуэта, и поэтому разговоры Дрейка и Салли, что называется, порой штормит. То вдруг Нейтан начинает обвинять напарника в том, что ему важны лишь деньги, то через 10 минут забывает про это и общается с ним как с закадычным другом, с которым прошел огонь, воду и с десяток древних гробниц.
Комплиментов заслуживают и постановщики экшен-сцен. Причем, если показанный в трейлере бой на борту (хотя правильнее сказать, за бортом) грузового самолета был скопирован с третьей части игры, то чудеса на виражах в исполнении двух грузовых вертолетов, везущих старинные корабли – это уже придумка киношников. И придумка удачная. Вполне в духе Uncharted.
Игра актеров? Разумеется, и Марк Уолберг, и Том Холланд планку стараются держать, но вот их сходство (а точнее отсутствие такового) с игровыми прототипами – безусловно вызывает вопросы. Если задаться целью найти десять общих черт у того же Марка Уолберга, и у Салли, то вы наверняка спасуете и назовете максимум два («белый» и «мужчина» – хотя для нынешнего Голливуда и это уже достижение). Чтобы как-то сгладить этот момент авторы фильма ближе к финалу начинают играть с освещением (на каких-то крупных планах Том на доли секунды и в самом деле напоминает Нейтана) или добавляют узнаваемые костюмы (белая рубаха и кобура у того же Тома – явная отсылка к третьей части Uncharted). А киношный Салли даже отращивает усы во второй сцене после титров. Есть ощущение, что это должен был быть сюрприз для фанатов серии, но, видимо, с учетом их не самого однозначного отношения к экранизации, его решили засветить еще в трейлере.
И фансервис
Но с приятными для фанатов сюрпризами у фильма и так полный порядок. Отсылки к играм серии идут постоянно, причем ко всем четырем номерным частям сразу. Порой это выбранные ракурсы камеры, порой фразы, порой сюжетные ходы, а порой почти незаметная взгляду мелочевка, вроде совместных фоток Нейтана и его брата Сэма. Да, они отличаются от тех, что были в четвертой части, но тоже сняты на «Полароид». Такое внимание к деталям безусловно подкупает. Отдельным добрым словом хочется помянуть небольшую сцену с участием Нолана Норта, актера, который озвучивал Нейтана Дрейка в игре. Эта пасхалка из разряда гениальных.
Ну и надо похвалить наших локализаторов. Им удалось очень удачно решить пазл по озвучке актера, который в оригинале говорит с сильным шотландским акцентом. Подобный акцент очень труден для восприятия, и сразу несколько шуток построено на том, что Нейтан просто не понимает, чего хочет от него бегающий за ним по пятам громила. В русской версии придумали очень изящный ход. Поменяли ударения в словах на неправильные. В итоге вроде и звучит по-русски, а с лета в самом деле не поймешь.
Зато после просмотра четко понимаешь другое: вопреки всему у Sony получилась крайне удачная киноадаптация. И если она обзаведется продолжением, а упомянутая сцена после титров на это прямо намекает, наш мир от этого определенно станет только лучше.