Избрав в качестве сеттинга так называемую «троянскую войну» разработчики Total War Saga: Troy вступили на очень зыбкую почву. Первоисточником сведений о бытовой ссоре между Менелаем и Парисом, переросшей в грандиозный конфликт, является Гомер, если, конечно, это он написал «Илиаду». Вторым по величине поставщиком фактов об интересующих нас событиях является немецкий археолог-самоучка Генрих Шлиман, обнаруживший Трою среди девяти исторических слоев, раскопанных им на холме Гиссарлык.
Изучая монографии герра Шлимана, следует, однако, помнить, что на момент раскопок в Троаде, он так нуждался в общественном признании и деньгах, что элементарно мог найти не только Трою, но и Атлантиду. Так что, все сведения, связанные с осадой и разрушением Трои, следует предварять словами «по всей видимости» и «предположительно».
С другой стороны, отсутствие надежных исторических фактов дало карт-бланш сценаристам, смешавшим впервые в иcтории серии Total War историю и мифы. Даже в «Троецарствии» исторический и поэтический режимы были тщательно отделены друг от друга, а вот в «Трое» история и мифология специально сплетены воедино в лучших традициях марвелизации искусства.
Впрочем, о непростых реалиях катастрофы бронзового века – это, между прочим, вполне себе научный термин – поговорим в августе, в рамках полноценной рецензии. А пока давайте рассмотрим поближе ту демоверсию, которую нам любезно предоставило софийское подразделение Creative Assembly, разрабатывающее «Трою».
Вся демка состояла из одной стычки между передовыми отрядами троянцев и мирмидонцев, поэтому сосредоточимся на тактической составляющей.
Стенка на стену
В описываемый период истории основой любой армии была пехота. Постепенно из копейного строя выделились сначала копьеметатели, потом мечники, далее с мелких островов Эгейского моря в армию набрали пращников. А после, заселив малоазиатское побережье Средиземноморья, ахейцы – они тогда еще не знали, что они греки – начали использовать в качестве оружия и луки. Вот, собственно, в таком виде вооруженные силы ахейских царств и прибыли под стены предположительной Трои.
Может показаться, что относительное однообразие юнитов сужает тактический простор, но это не так. Обе стороны, конечно, соблюдают одинаковый принцип построения «в центре гоплиты, по флангам мечники, а все, у кого нет щита, бегают кругами, пытаясь найти куда ткнуть дротиком или стрелой».
Однако троянские копейщики больше похожи на азиатских собратьев – огромные прямоугольные щиты, обтянутые воловьими шкурами, листовидные наконечники копий и тяжелая броня, сковывающая движения. А вот мирмидонцы наоборот- сравнительно легко защищены: небольшие гоплоны (ничего, что они появятся лет через пятьсот), обтянутые бронзой, легкие сандалии, сравнительно короткое копье с узким граненым наконечником, специально придуманным для протыкания кожаной брони. Для пущей убедительности они умеют забрасывать щит за спину и, взяв копье обеими руками, переходить из оборонительной стойки в атакующую. Ахейцы в целом намного подвижнее троянцев и склонны к активному маневрированию, чем компенсируют недостаток защиты.
Стратегическая триада «камень-ножницы-бумага» в ахейско-троянском варианте выглядит как «тяжелая-пехота-средняя пехота-легкая пехота». А чтобы углы этой системы были поострее, разработчики серьезно увеличили бонусы от ударов во фланг и в тыл. Один удачный залп в незащищенную спину вражеского строя может выкосить целый отряд мечников, так что за маневрами пельтастов противника надо следить очень внимательно.
С маневрами, кстати, тоже все не так просто – свойства ландшафта теперь более выражены. Заболоченные низины Троады – это вам не бамбуковые заросли Цзянси. В местной грязи можно растерять весь натиск и остановиться прямо перед вражеским строем без стамины со всем вытекающими по голове последствиями. А вот способность некоторых юнитов не только прятаться в высокой траве, но и скрытно передвигаться в ней, нам уже знакома, поскольку привнесена из «ваховских» эпизодов серии.
Помимо более-менее историчных юнитов на поле боя были замечены и более-менее мифические. «Более-менее» потому, что троянский Минотавр на поверку оказался каким-то крупным мужиком с надетым на голову бычьим черепом, а воевавшие за мирмидонцев кентавры при ближайшем рассмотрении превратились во всадников в рогатых шлемах. Не менее мифическим юнитом, можно считать и представленные боевые колесницы. Никаких колесниц в крито-микенскую эпоху у ахейцев, конечно, не было – до знакомства персидских возничих с греческой фалангой еще лет семьсот. Тем не менее колесницы в бете представлены и исправно давят пехоту, если только не загнать их на песчаный пляж или в болотную грязь.
Справедливости ради надо заметить, что несмотря на легкомысленное обращение Creative Assembly Sofia с историей и географией, художники студии проделали огромную работу, создавая модели юнитов. Вооружение, снаряжение, символика, орнаменты и декор – все очень аутентично. Из разных эпох, но очень аутентично.
Трибьют Петерсену
Эпос без мифических героев – это все равно что торт без вишенки. В демоверсии Total War Saga: Troy вишенок было целых две, да еще какие! Ахилл и Гектор устраивают зрелищные дуэли в духе знаменитого фильма Вольфганга Петерсена. Ну помните, где Брэд Питт Эрика Бану как тузик грелку? Вот прямо так оно и происходит в игре. А все потому что геройский класс Ахилла заточен на бои с себе подобными и все его навыки тоже направлены на усиление атак. А Гектор в поединках не силен – он по классу защитник. Его конек - лечение войск да ободрение павших духом воинов. Опытные полководцы уже догадались, что при разработке Troy использовался не только движок Warhammer 2, но и некоторые детали ролевой системы «Вахи».
Но Гектор, невзирая на тактически невыгодную ситуацию, все равно держится молодцом. Не бросает щита и не празднует труса, давая зрителю насладиться эпической минутой, а если повезет, то и двумя.
Анимации хороши настолько, что, когда Ахилл, взлетев в воздух с гоплоном в одной руке и копьем в другой – совсем как звезда NBA под щитом – наносит сокрушительный удар в нагрудник Гектора, кажется будто на фоне мелькает логотип Warner Bros.
Всего ожидается восемь играбельных фракций, а значит и восемь легендарных лордов, или мифических героев. Помимо Ахилла и Гектора, непременно будут Парис, Эней, Одиссей, Приам и Агамемнон, а также следует ждать Менелая – в самом деле, что за война без спартанцев?
Апофеозом же всей истории, конечно, должна стать осада и, возможно, взятие Трои. Судя по всему, осада будет происходить в несколько этапов, поскольку игровая Троя имеет минимум три защитных периметра. Вариантов ведения осадных действий тоже обещано несколько. Можно просто лезть на стены с лестницами, но это, скорее всего, дохлый номер. Можно строить осадные башни с конскими гривами, но не факт, что поможет. Можно сделать вид, что уехал за море, а троянцам подсунуть финикийскую галеру, поставленную на колеса и начиненную ахейскими воинами. У финикийцев на кораблях, как известно, носовые фигуры выполнялись в виде лошадиных голов – отсюда и миф о коне-диверсанте. У Гомера это сработало, может сработать и у вас. А можно умолить Посейдона устроить землетрясение и разрушить часть стен. Последний вариант надежный, но предельно дорогой.
Осада обещана круговая – то есть на карте будет присутствовать весь город Троя, а не какой-то его кусочек, что несказанно радует игроков и огорчает ту часть команды разработчиков, которая занимается настройкой AI.
В ходе устроенного SEGA интервью с разработчиками, нам было сказано, что кремниевые троянцы будут крайне сообразительны и научатся гибко реагировать на боевую обстановку, вовремя отходя на следующий рубеж обороны. Но в этот миф мы не поверим, пока не увидим собственными глазами.
Ждать осталось недолго – 13 августа SEGA будет бесплатно раздавать Total War Saga: Troy в EGS. И вот это уже не миф, а чистая правда.