Антон Бондаренко, 13 октября 2022

Ну что, соскучились по XCOM? Ждете возможности опять сбивать тарелочки, потрошить инопланетян, отбирать технологии и штурмовать базы? А вот фиг, противостояние с инопланетянами надо еще заслужить. Так считает Pavonis Interactive – команда, которая раньше делала моды Long War для Firaxis’овских XCOM’ов, а теперь выкатила в «Ранний доступ» собственную вариацию на тему под кодовым названием Terra Invicta

Вот с чего всегда начинается XCOM? Прилетели инопланетяне, что-то разбомбили, и земляне тут же понимают, что пора прекратить междоусобицы. ООН создает элитную организацию борцов с пришельцами, дает ей кучу денег и карт-бланш: строй базы, где хочешь, покупай какое хочешь оружие, элитные бойцы, ученые и техники – тоже к твоим услугам. Все для фронта, все для победы.

Атомный арсенал в игре есть, но искусственный интеллект пользоваться им не умеет, а уж чтобы добиваться своего, угрожая его применением – это пока и вовсе из области фантастики

Думаете, так будет и в Terra Invicta? Ничего подобного. Да, НЛО прилетело, но человечество и не думает объединяться. Скорее наоборот, потому что даже Икскомов возникло не один, а целых семь. Загибаем пальцы: Humanity First хочет без лишних разговоров аннигилировать всех чужаков и им сочувствующих. «Академия» считает, что раз инопланетяне смогли сюда долететь – они уже выше насилия и с ними можно договориться. «Протекторат» тоже за дипломатию, правда с другим оттенком – мол, мы все равно не сможем воевать с расой, освоившей межзвездные перелеты, так что давайте уже приветствовать наших поработителей. «Слуги» и вовсе приписывают ксеносам божественные черты. «Исход» предлагает построить корабли и сбежать из Солнечной системы куда подальше. «Инициатива» ничего не предлагает, а просто пользуется ситуацией, чтобы набить свои карманы. Ну а The Resistance – это классический Xcom: мол, мы не ксенофобы и геноцид не поддерживаем, но пусть эти ксеносы тусят в своей системе и к нам не прилетают. «Ненавижу расизм и негров», короче говоря.

КОСМОПОЛИТЫ В ЧЕРНОМ

Ну ладно, фракцию выбрали, а что дальше? А дальше – родной геоскейп, поделенный на страны и регионы. На каждый можно кликнуть и узнать все подробности: объем ВВП страны, численность населения, качесто образования, экономическое расслоение общества, степень социальной напряженности. Тут даже уровень демократии отдельной строкой выведен. Ну а точка отсчета игры – 1 октября 2022 года, так что простор для политических срачей просто запредельный. Например то, что Крым входит в состав России, вызывает километровые дискуссии на форуме. А ведь тут еще Тайвань независимый. Зато блок НАТО вообще отсутствует как самостоятельная политическая единица, вместо него – куча индивидуальных военных договоров между странами-участницами.

Вот так выглядит захват Азербайджана

Вы спросите – а нафига все это нужно? Дело в том, что Xcom по версии Terra Invicta – это нечто вроде масонов или рептилоидов. То есть «своего» у нас есть только деньги, виляние и агенты влияния; все остальное нужно делать руками марионеточных правительств. А для этого вначале требуется повсюду расставить своих кукловодов. В странах поменьше можно сразу лезть в правительство, в крупных – вначале придется проникнуть в СМИ, банковские и промышленные круги, и так далее.

Причем какой-нибудь Эквадор взять под контроль – вообще не проблема, там такой хаос, что любого примут с распростертыми объятиями (правда, и выпрут так же легко). А вот США, Россию или Японию просто так не захомутаешь: вначале придется провести масштабную пиар-кампанию, которая может обойтись в кругленькую сумму.

Как ее накопить? Известно как – разворовать бюджет какой-нибудь страны помельче. Того же Эквадора, например. Дело в том, что контроль над страной дает нам всю полноту власти над расходной частью бюджета. Тут можно играть вдолгую: развивать промышленность, вкладываться в образование и социальные программы. Это стабилизирует общество, понемногу начнут расти ВВП и наука – а мы, как управляющие, будем направлять исследования в нужное русло и получать небольшой процент от сверхдоходов. Или же на этот процент можно развить космическую отрасль: в Эквадоре появится собственная космическая программа, мы сможем выводить на орбиту собственные спутники, а в перспективе – колонизировать Луну и Марс.

Но есть и обратный вариант. Во вкладке бюджета есть строка «spoils», то есть коррупция и воровство элит. Если вложиться туда – в стране все будет плохо, зато у нас появится наличность, на которую мы и устроим пиар-кампанию в какой-нибудь крупной стране, где уже все есть. Впрочем, даже когда мы возьмем под контроль Россию или США – Эквадор можно не бросать, а дальше сосать из него соки, и адресно инвестировать их в нашу главную нацию. Такой вот неоимпериализм по-масонски. А что делать, на войне все средства хороши.

Пояс астероидов – верный источник ресурсов для космических программ тех, кто опоздал к разделу Луны и Марса

ГОТОВЬ ТАНКИ ЛЕТОМ

Кстати о войне. Тут Terra Invicta прочно обосновалась на поле Paradox с ее Europa Universalis и Hearts of Iron, то есть тактических боев с перестрелками между отдельными солдатиками нет вообще. Все мелкие стычки решаются броском кубика, где шанс успеха зависит от характеристик агента и уплаченных средств, ну а крупные сражения ведутся непосредственно на геоскейпе между целыми армиями. Кстати, контроль над страной позволяет не только управлять ее войсками, но и решать глобальные политические вопросы. Например, начать войну, или наоборот – без боя сдать спорные территории. Таким образом открывается огромный простор для договорных матчей, и этим надо пользоваться, накачивая выбранную страну ресурсами, деньгами и территориями, потому что через нее сильнее становится и наша организация.

Тут напрашивается вопрос – а почему нельзя просто взять под контроль все страны в мире? Дело в том, что у нашей фракции есть лимит контроля, и за его превышение придется ежемесячно платить глобальным влиянием. Конечно, лимит можно повысить, но одновременно взять под контроль и Россию, и Китай, и США поначалу точно не получится.

США – главный кулак планеты. Поэтому отдавать американцев в чужие руки категорически нельзя

Ну и нельзя забывать, что за мировое господство борется не только наша версия Икскома, но и шесть других фракций, которые тоже хотят присосаться к самым вкусным кормушкам. Во фракционной борьбе хороши вообще все средства. Например, можно устроить чистки – хороший способ, если нужно выбить конкурентов с одной контрольной точки в стране. Если же нужно зачистить все разом – не вопрос, организуем государственный переворот. Правда, может понадобиться подготовительная работа, причем не только пропаганда, но и прямые диверсии – чем хуже живет население страны, тем проще будет устроить переворот. Разумеется, противник может направить своих агентов, чтобы попробовать стабилизировать ситуацию – но их можно подкупить, похитить, а то и просто ликвидировать. Политика в игре, опять же, дело крайне грязное.

Про агентов надо сказать отдельно. Поначалу их может быть не больше четырех, а абсолютный максимум – шесть человек (плюс до двух двойных агентов, стучащих о нам о действиях врагов). У каждого агента есть свой набор характеристик и доступных миссий: например, магнат IT-индустрии пропаганду ведет хуже, чем профессиональный дипломат, зато он может выступать советником, увеличивая КПД той или иной страны. Зато магнат не может устроить госпереворот – тут придется нанять профессионального революционера. Чтобы атаковать объекты ксеносов, пригодится коммандо, с вражескими агентами лучше всего справится детектив или криминальный авторитет. Вот и приходится выбирать, нанять команду узких профессионалов и периодически обновлять кадровый состав, или держать многостаночников – тем более что по мере выполнения миссий агенты прокачиваются.

Список потенциальных агентов постоянно пополняется, более того – можно даже вражеских агентов захедхантить

Да, насчет миссий. Хотя игра вроде бы в реальном времени, на самом деле она походовая. Первые три месяца ход занимает одну неделю, потом темп повествования замедляется до двух ходов в месяц. Каждый ход одному агенту можно поручить только одну миссию, поэтому приходится четко выставлять приоритеты, а не пытаться успеть все и везде.

СКРЫТАЯ ВОЙНА

Вы скажете: «все хорошо, но где инопланетяне?». А до них надо дожить. По сюжету, они не так уж сильно превосходят землян в техническом развитии и вдобавок измотаны перелетом, поэтому обосновались на задворках Солнечной системы, и для начала посылают на Землю одноразовые разведывательно-диверсионные корабли. Соответственно, на старте мы даже не сбиваем НЛО, а разбираемся с последствиями – выкорчевываем островки инопланетной флоры, расследуем сообщения о пропаже людей и срочно переводим экономику на военные рельсы.

Древо исследований. Вернее, небольшой его фрагмент

Собственно, нечто подобное хотел реализовать Джулиан Голлоп в XCOM Apocalypse 1997 года. Первую половину кампании игрок должен был заниматься политикой: искать союзников, убеждать людей в том, что инопланетная угроза реальна, ликвидировать предателей, сотрудничающих с врагом – и только после этого, когда ксеносы понимали, что тихой сапой землян не взять, они переходили к открытой агрессии. Однако издатель потребовал прекратить творческие поиски, поэтому от идеи отказались, и в релизной версии XCOM Apocalypse перестрелки с инопланетянами начинались с самого начала игры.

А вот Pavonis Interactive задумку Голлопа реализовали на все сто: драки с инопланетянами – это на сладкое. Вначале нужно всерьез выйти в космос: изучить действительно автономные системы жизнеобеспечения, новые типы реакторов, двигатели, системы охлаждения и так далее. Потом – научиться добывать полезные ископаемые из астероидов и недр Луны. Основать шахтерские поселения на Марсе, развернуть верфи в безвоздушном пространстве, создать хотя бы номинальный, но боевой флот. И только после этого можно переходить от подковерной борьбы к прямому конфликту с ксеносами.

Космическая боевка, великая, но в основном все-таки ужасная

Бои в космосе – это особая история. На данный момент управление тут адски неудобное, поэтому в большинстве случаев проще отдать их на откуп искусственному интеллекту. Но концептуально все неимоверно круто. Космос – трехмерный. Повреждениея – зональные, поэтому корабль может запросто лишиться своих орудий или двигателя. Посудины перегреваются, у них может закончиться топливо или боеприпасы. Но самое крутое – космос здесь действительно космос. То есть один раз разогнавшись, дальше летишь уже по инерции, а маневровыми двигателями можно вращать корабль как угодно, и двигаться хоть бортом, хоть хвостом вперед. Поскольку броня тоже вешается зонально – иногда такие маневры сильно полезны.

В общем, у Pavonis Interactive получилась отличная стратегия. Очень самобытная, весьма атмосферная, крайне масштабная. Единственное, чего не хватает – это тактических сражений в духе XCOM. Их не должно быть много, игра и без того идет неспешно. Но было бы круто иметь опцию лично поруководить штурмом базы пришельцев или абордажем космического корабля. Надеемся, к выходу из раннего доступа этот момент поправят – если не сами разработчики, то хотя бы моддеры. Но и сейчас поклонникам 4X-стратегий Terra Invicta должна зайти на ура.