В жизненном цикле всякой крупной видеоигровой компании случается момент, когда ее тянет разработать мультиплеерный шутер. А чего, тема же популярная, эти ваши «колофдюти» вон как продаются. Тоже хотим сделать что-нибудь этакое!
И почти каждый год на сцену выходит очередная большая студия с очередной большой попыткой «вдуть дюти» или «переовервотчить овервотч». Японцы из Capcom стойко держались до последнего, но и они не выдержали, решив попробовать себя на шутерном поприще. Плодом самурайского гения стал проект Exoprimal, дошедший недавно до стадии закрытого бета-тестирования, в котором нам удалось поучаствовать.
Если вкратце – лучше бы в Capcom продолжали делать Resident Evil и файтинги.
Парк виртуального периода
Идея игры выглядит так, будто ее выдал максимум восьмилетний пацан. А давайте столкнем боевых роботов и динозавров! И чтобы динозавров было много! Толпы! И чтобы был искусственный интеллект! И… и… Ну, чтобы там вж-ж-ж, бабах и тра-та-та!
Сказано – сделано. Далекое светлое фантастическое будущее. Мы – пилот боевого экзокостюма (то есть робота, но небольшого), участвуем в научно-исследовательской программе суперумного искусственного интеллекта под названием «Левиафан». Который, хотя и умный, но упарывается тем, что отправляет группы бойцов в таких экзокостюмах в виртуальную реальность, где насылает на них толпы динозавров, а сам смотрит, комментирует и делает пометки в блокнотике.
Иными словами, бред на бреде и бредом погоняет.
Прогулки с динозаврами
Чуть более скучным языком фактов это звучит так. Сессионный PvPvE-шутер, где мы, подключаясь к матчу, попадаем в команду из пяти человек, выбираем себе тип боевого костюма, а затем пробегаем карту, которая состоит из нескольких чекпоинтов. Каждый чекпоинт – это либо просто стычка с волной мелких динозавров или одним крупным, либо мини-задание, вроде защиты севшего винтокрыла от тех же самых динозавров.
Чтобы придать всему этому соревновательный элемент, параллельно с нами по тому же маршруту двигается команда соперников, выполняя аналогичные задания. Только находятся соперники в своей реальности, с нами не пересекаются и выглядят как призраки красного цвета – в гоночных играх подобным образом иногда показывают фантомы машин соперника.
Для чего это нужно: чем быстрее пробегаешь чекпоинты, тем быстрее твоя команда начинает последний особый этап. В нем нужно отконвоировать здоровенный куб по проложенному маршруту до финальной точки. Никакой логики, никакого смысла. Просто куб, просто медленно летит на гравитационной платформе, а нам надо его защищать. Только теперь уже не от одних лишь динозавров, но и команды соперника, потому что в последней фазе команды оказываются в одной реальности.
PvE переходит в PvP, где командам надо одновременно нападать и защищаться. Самый накал боя наступает в конце, когда маршруты кубов приходят в одну точку, и сражение начинается в упор стенка на стенку.
Они пытались
Если отбросить полнейший сюрреализм сеттинга и его бессмысленность, видно, что разработчики пытаются бороться с однообразием, присущим сессионным шутерам. Например, если одна из команд сильно обгоняет другую, и становится понятно, что они категорически неравны, ИИ может перебросить отстающих в последнюю фазу боя раньше времени. Или вообще не устраивать PvP-финал, а кинуть обе команды совместно сразиться с динозавром-боссом.
То есть какие-то попытки разнообразия присутствуют. И они бы даже работали, не случись одно, зато очень весомое «но».
Сама боевка в Exoprimal никаких восторгов не вызывает.
Но не смогли
Загвоздка вот в чем. Разработчики, по собственному утверждению, выбрали динозавров в качестве противников, потому что «будет круто сражаться с самыми жуткими хищниками в истории Земли». Но на деле это вылилось в кучки набегающих (практически безвредных) киношных велоцирапторов и одиночных «типа-боссов» трицератопсов и тираннозавров с непропорционально огромными вагонами здоровья.
В результате возникает стандартная для такого дизайна ситуация: обычные монстры мрут как бумажные, а боссы словно сделаны из железобетона. Естественно, никакой правдоподобности, а значит, и эмоциональной отдачи такой тир не приносит. Не приносит ее и детский рейтинг, благодаря которому кровищи в игре нет в принципе, то есть мы не перемалываем динозавров в кровавую кашу, а просто укладываем их спатеньки.
К тому же создатели на полпути разработки, видимо, осознали, что «самые жуткие хищники в истории» против боевых роботов категорически не тянут, и начали лепить отсебятину – «неозавров», вымышленных зверюг с взрывающимися мешками на спине, стреляющих какими-то сгустками плазмы и т.д. То есть сливать собственную изначальную идею.
Для тех, кто в танке
Типов экзоскелетов задумано много, но в бете присутствовало лишь несколько из них. Разбиты они на три класса, согласно ролям на поле боя. Танки выставляют щиты и останавливают толпу, поддержка – понятное дело, лечит и усиливает напарников, а дамагеры – еще более понятное дело – наносят основной урон.
Набор оружия у каждого экзоскелета фиксированный (по крайней мере, так дело обстоит в бете), поменять можно только один навесной апгрейд: дополнительную пушку, аптечку или еще какой бонус.
Внешне костюмы расфуфырены на типично японский лад, но в плане мобильности, например, уступают тому же Warframe.
Точнее, они довольно мобильны, просто сама боевка с толпами картонных рептилий настолько суматошна и хаотична, что мехи за ней часто не поспевают.
Выносить финальный вердикт Exoprimal пока, конечно, рано. Но увиденное в бете оптимизма не вселяет. Да, это не очередной однояйцевый клон Overwatch. Но от этого не легче: Exoprimal отчетливо напоминает топорные аркадные экшены про роботов, которыми издавна страдает японский игропром. Только здесь графика все же получше, а сами роботы поменьше и не летают вот так запросто.
Если Capcom не поменяет концепцию игры или не добавит в нее что-то очень весомое, Exoprimal начнут продавать со скидкой уже через месяц после релиза.