Не побоявшись затеряться на фоне ноябрьского наплыва хитов года, студия Darkflow Software наконец-то выпустила в свет пока закрытую, но уже не альфа, а бета-версию одного из самых амбициозных российских проектов последнего времени: мультиплеерного шутера Enlisted.
Естественно, мы не могли пройти мимо такого значимого события, сцапали новинку в свои загребущие лапы и тщательно рассмотрели со всех сторон. Увиденное, стоит отметить сразу, нам пришлось по душе.
Действительно про войну
Если вы не в курсе истории появления данного проекта, то название компании Darkflow Software вам вряд ли о чем-то скажет. А вот имя издателя Gaijin Entertainment, под чьим крылом производится разработка, – должно наверняка. Enlisted – это давно уже запланированный шаг «Гайдзинов» и их широко известной серии War Thunder в попытке охватить все виды игр про войну. А именно: перейти от сражений самолетов, танков и кораблей к сражениям простых солдат на поле боя.
Надо сказать, хотя прямая связь с War Thunder у Enlisted имеется, сама игра при этом стоит немного особняком и устанавливается как отдельный продукт. Дело в том, что здесь нет той условности боевых конфликтов, на которой построена «Вартундра». Наоборот, упор сделан на историчность: за основу Enlisted берутся конкретные боевые операции Второй мировой войны и предлагается тот набор вооружения и техники, которые в них участвовали.
В бета-версии пока присутствует лишь одна их таких операций: Битва за Москву. Она посвящена осеннему наступлению немцев в 1941 году. Нам выдается по нескольку типов отрядов за советскую и немецкую стороны, которые можно на свой вкус компоновать различными бойцами, и затем, нажав кнопку старта, играть ими классические шутерные матчи на случайно выбранной карте – в антураже типичного такого советского осеннего Подмосковья. С полузаснеженными избушками, церквями, колхозными полями и прочим деревенским колоритом.
После каждого матча нам набегает некоторое количество опыта, который постепенно открывает новые виды отрядов и бойцов (инженеры, радисты, пулеметчики и т.д.), а также дает доступ к новой технике, которую можно использовать в бою.
То есть сюжета как такового вроде и нет, но игровой интерес не ослабевает даже после десятка боев, потому что каждый полученный уровень кампании сулит новую игрушку, будь то танк, самолет или самозарядная винтовка, – благодаря которым сам игровой процесс становится разнообразнее. Это довольно умный подход для сессионных шутеров, который смотрится гораздо интереснее утомившей уже тягомотины в стиле «убей 1000 человек ножом, чтобы открыть для него сошки».
Один за всех и все для одного
Главной изюминкой Enlisted по праву можно считать игровую механику с отрядами. Обычно в шутерах у нас есть конкретные бойцы (иногда разных классов), которыми мы рождаемся в игре, бегаем и умираем. Каждый человек на поле боя – это отдельный игрок, или бот, если игроков мало. В Enlisted же разработчики поступили хитрее: мы возрождаемся в бою сразу целым отрядом от четырех до семи человек. И управляем одним из бойцов в нем, пока остальные болванчиками бегут следом и изображают деятельность: кричат «ура!» и иногда постреливают во врагов.
Такой нестандартный подход приводит к сразу нескольким любопытным последствиям. Во-первых, поскольку переключаться между солдатами можно прямо на лету, мы как бы таскаем с собой сразу все нужные классы бойцов. Нужно снять вражину издалека? Переключаемся на снайпера. Заходим в здание? Берем автоматчика, и т.д.
Во-вторых, такая многолюдность дает возможность сделать игровую механику хардкорной, но не превратиться при этом в скучно-серьезный комбатсим. Стрелковое оружие здесь мощное, винтовки в 90% случаев либо убивают сразу, либо сваливают в нокаут, из которого получается спастись только перевязкой раны в течение 7-8 секунд (что в динамичном бою практически нереально). Но поскольку за нами всегда бежит несколько запасных «возрождений», можно тут же переключиться на другого бойца и попробовать отомстить обидчику. Часто бывает, когда сталкиваются два отряда, начинается шахматный обмен: ты выносишь одного солдата у противника, он у тебя, и так до победного, пока у кого-то бойцы не кончатся совсем.
Ну, а в-третьих, битвы с таким обилием персонажей получаются гораздо эпичнее. По факту на карте играют в среднем всего лишь 10 на 10 человек, но визуально и по накалу это ощущается как 50 на 50: отряды бойцов перебегают от здания к зданию, повсюду слышны перестрелки, крики, взрывы – у сражений появляется атмосфера прямо-таки киношной героичности.
Увидеть Гадюкино и умереть
…Которая подкрепляется еще и отличной графической составляющей. Внешне Enlisted смотрится на очень хорошем уровне. Может, не переплевывая Battlefield или Call of Duty, но определенно находясь с ними в одной лиге. Игровой ландшафт сделан, с одной стороны реалистично и очень детализировано, вплоть до облупившихся наличников у окон избушек или старых телег во дворах. Но и в то же время неплохо продуман с точки зрения игрового баланса: опорные точки, на захвате которых строится вся игра, практически всегда находятся внутри или рядом со зданиями, перекрывая окрестности так, что танки не могут контролировать их издалека (а вблизи у пехоты всегда есть возможность подорвать их взрывчаткой).
Стоит отметить и весьма продвинутую разрушаемость окружения. Конечно, стены у домов не ломаются, как в «Батле», но всякие заборы, деревья, стога сена и прочий антураж крошится и разлетается на ура. Особенно здорово это смотрится, когда пытаешься на танке пробраться дворами к вражеской точке, попутно перемалывая окружение и чувствуя себя слоном в посудной лавке.
Лучшее от лучших
Типов матчей в игре всего два: либо классический захват и удержание трех точек/флагов, раскиданных по карте, либо режим штурма, где одной команде выдается ограниченное количество возрождений, и она должна поэтапно отбить у защищающейся команды несколько позиций одну за другой.
Динамика движения у бойцов медленнее, чем в «Батле», поэтому все ощущается реалистичней. Но в то же время точность у всего оружия довольно высока, попадания во врагов подсвечиваются метками, поэтому смесь аркадности и хардкора балансирует на комфортном уровне.
Метки, кстати, не подсвечивают врагов напрямую, а появляются в точке, куда направлен прицел. То есть напарникам можно указывать лишь примерное местоположение противника. Особенно метки полезны, когда играешь за танк или самолет – открытых мест на картах вообще мало, обнаружить технику противника часто бывает можно лишь по трассерам снарядов да по меткам.
Кстати, в проработке техники как раз и видна связь Enlisted с War Thunder. Модельки танков и самолетов попали в игру прямиком оттуда. И как только начинаешь играть за какой-нибудь Т-26, Т-60, Pz-II или Pz-III, в углу экрана появляется хорошо знакомая схема внутренних узлов танка, которая так же маркируется желтым, красным и черным при повреждениях, как в «Тундре». А в верхнем углу экрана периодически отображается такая же знакомая камера попаданий по врагу. Даже танковый прицел при наведении на вражескую машину так же услужливо перекрашивается в красный или зеленый цвета в зависимости от вероятности пробить броню в месте попадания – прямой привет из аркадного режима War Thunder.
Прапорщиков по осени считают
От положительных сторон Enlisted плавно перейдем к недостаткам. Первый и самый главный: пока что игра совсем не радует масштабами – карты в основном маленькие (или, как в случае с режимом штурма, – длинные, но с возможностью играть только на небольшом отрезке). Никаких сотен квадратных километров, заявленных в ранних пресс-релизах, пока не видать. Вполне вероятно, что перед нами только первая небольшая пробная кампания, и дальше все будет гораздо массивнее, интереснее и больше напоминая крупные танковые баталии из War Thunder, – по крайней мере, хотелось бы в это верить.
Второй момент – искусственный интеллект. Он явно не доработан, разработчики об этом прямо говорят, и пока что во время боя он больше мешает, чем помогает: наши болванчики часто тупят, застревают во всевозможных неровностях и безнадежно отстают от бегущего игрока. А иногда, наоборот, обгоняют и начинают мельтешить перед носом, радостно ловя пули врага и закрывая его позицию своими широкими спинами.
Третий момент – пока что в Enlisted нет четкости взаимодействия нашего бойца с окружающим миром. Так-то по задумке наш персонаж умеет и через заборы перелезать, и в окна забираться, но сейчас это все подглючивает и иногда не срабатывает, или срабатывает криво: скажем, из окопа получается вылезти раза с третьего. Или вот стоишь в доме у окна, чуть шаг в сторону делаешь, и вдруг оказываешься у потолка – наш боец автоматом забирается на стоящий рядом сундук и взлетает вверх.
Но и со всеми этими временными недоработками бета-версии Enlisted смотрится просто-таки на отлично. Интересная идея с отрядами, тщательный подход к историчности, неплохой баланс аркадности и хардкора, красивая графика – все это навевает мысли, что именно так и должен выглядеть экшен по Второй мировой войне, а не превращаться в балаган с неграми-фашистами, как Battlefield V.
Такими темпами «Батле» и правда скоро придется потесниться: если «Гайдзины» продолжат в том же духе и доведут игру до ума, то у Enlisted есть все шансы стать если не новым законодателем жанра, то уж точно задать в нем свой особый тренд.