Мало кто испытывает такие страдания и унижения, как фанаты Dragon Age. А ведь как хорошо все начиналось 15 лет назад! BioWare находилась на пике формы, и после прорывного Mass Effect сумела совершить революцию еще и в жанре классических фэнтезийных RPG: первая Dragon Age предлагала умный, комплексный геймплей, при этом с невиданной ранее кинематографичностью постановки.
Мало того, кинематографично постанавливалось там самое настоящее темное фэнтези. Родился с колдовскими способностями? Всю жизнь тебя будут пытаться взять под контроль потусторонние сущности, и остановить этот прессинг может лишь магическая лоботомия. Не маг? Все равно рискуешь закончить свой путь в зубах порождений тьмы, по сравнению с которыми любые орки – просто детвора. Для борьбы с подобными тварями создана особая стража, но ее члены – суть смертники, потихоньку едущие кукухой всю свою недлинную жизнь. Ну и разумеется, повсюду царит упадок, разврат, предательства и интриги. Добавьте сюда неплохой и достаточно вариативный сюжет, плюс не только зрелищные, но также весьма глубокие тактические бои – и станет понятно, почему Dragon Age тут же обрела культовый статус и кучу фанатов.
Хоук? Хоук. Хоук!
Казалось бы – вот он успех, развивай; но на сиквел щедрая Electronic Arts выделила год времени и три доширака бюджета. Результат вышел соответствующий: все события второй части происходили в одном микроскопическом городе, а на побочные задания игрока отправляли буквально в одни и те же полторы кишкообразные пещеры. Впрочем, талантливая команда чудом выкрутилась: сиквел все же подарил нам пару культовых персонажей и в целом неплохой сюжет. Но как ни крути, это была лишь тень былого величия.
Эффективные менеджеры из EA тем временем не унимались: третью часть сначала решили делать MMO, причем на движке Frostbite от шутера Battlefield, который для партийной RPG подходил примерно так же, как бильярдный стол – для игры в пинг-понг. Когда же стало понятно, что MMO вообще не работает, все имеющееся непотребство, за все тот же примерно год, на скорую руку перешили в обычную одиночную RPG. Разумеется, вышло непойми что: атмосфера темного фэнтези была потеряна, открытый мир мертв, сюжет короток, а хронометраж – до неприличия раздут позаимствованными у Ubisoft методами. Так EA своими руками и похоронила перспективную франшизу.
Но эффективные менеджеры не были бы эффективными, если бы время от времени не сверялись со списком закопанных стюардесс, чтобы назначать очередную эксгумацию. Дошла очередь и до Dragon Age, а кирку и лопату вручили BioWare. Хотелось бы написать «все той же», но за прошедшие годы студия растеряла весь золотой, серебряный, бронзовый и даже чугунный состав. Так что трупом некогда великой франшизы занимается бледная тень некогда великой компании.
Страшно, очень страшно
Осознавая расклад сил, мы были готовы ко многому, но, пожалуй, все-таки не к этому. Ролик с представлением будущих компаньонов главного героя выглядит как интро к новому сезону Fortnite или мобильной гриндилке для детей 10-12 лет. И дело тут не только в стерильно-дебильной мульяшности и пестрой палитре с упором на фиолетовый цвет: после третьей части никакого темного фэнтези ждать не приходилось, это и так понятно. Да и устоявшегося стиля у серии нет (жаль, кстати, что не остановились на самом подходящем и ладном визуале Dragon Age 2).
Проблема в другом: представленные герои выглядят как персонажи, выдернутые из разных игр. Щекастая азиатская эльфийка, индусского вида магичка, черный эльф-паладин, арабский асассин, подозрительный гендерно-неопределившийся кунари, и гномиха Хардинг, у который веснушек больше, чем всего остального лица. Никакого общего стиля, никакой тематики, кроме инклюзивности и некрасивости. Убери из этой кучи нашего старого приятеля Варрика (отчего-то почерневшего растительностью) – и состав героев будет неотличим от любой бездарной инди-поделки, которыми кишел прошедший Summer Game Fest. Надо ли уточнять, что всю эту пеструю братию можно будет бесстыдно романсить вне зависимости от пола и расы?
Главный герой по имени Рук в выборе пола и расы также ограничен не будет: хочешь за эльфа играй, хочешь – за кунари, и так далее. Авторы обещают самый подробный редактор в истории серии: такой, что даже рост и размер передних и задних булок дадут отрегулировать, ограничиваясь исключительно собственным чувством прекрасного. А вот голосов на это многообразие будет всего четыре: два мужских, два женских; два с английским акцентом, два с американским.
Один раз не спас Тедас
Сюжет будет прямым продолжением Inquisition, события которой по игровой хронологии произошли примерно десять лет тому назад. В центре новой истории будет наш старый лысый эльфийский друг Солас, который, как водится, что-то не то нажал, и на свободу из варпа вырвались боги хаоса… ой, простите, из Тени вырвались злые эльфийские божества. А сам Солас оказался с нашим героем связан незримыми узами, и теперь при его дистанционной поддержке нашей банде предстоит решать вопрос с нелегальными межпространственными иммигрантами.
Осуществлять принудительную депортацию придется в основном в Тевинтере – государстве, которое примечательно тремя вещами. Во-первых, тут есть летающие замки. Во-вторых, власть в Тевинтере держат маги, которые во всем остальном мире подвергаются гонениям и угнетению. Ну и наконец, сам Найт-Сити позавидует местной вакханалии неоновых вывесок.
Вместо жалкой пародии на открытый мир из Inquisition, в Veilguard нас ждет привычное в меру линейное приключение. По словам разработчиков, каждая локация будет ровно такого размера, какой требуется для сюжетных нужд. А еще авторы божатся, что буквально все квесты теперь сделаны руками, а не тем, чем они делались во времена Inquisition. То есть мусорных побочных заданий, имеющих целью исключительно растянуть прохождения, не будет вообще; а нормальные квесты срежиссированы и поставлены на высочайшем уровне. Более того, в зависимости от принятых решений мир игры будет меняться. В общем, обещания раздают красивые, но проверить их мы сможем лишь на релизе.
Мы не знаем, что это такое
А вот боевую систему разработчики уже успели показать, и выглядит она так себе. Конечно, всему виной может быть выбранный отрезок игры, или класс персонажа, или навык играющего, но увиденное больше напоминает плохой экшен, чем хорошую RPG. Враги беззубые, тормозные, опасности не создают и внешним видом не впечатляют. Поэтому движуху пытается создать герой, но делает это тоже нелепо: двигается перекатами, мечом отбивает файрболлы, и бесстыдно одинаковыми анимациями сальтухи нарезает врагов. Враги, кстати, на удары почти не реагируют, просто недовольно ахают и потихоньку теряют хелсбар. Крайне унылое зрелище.
Разработчики уверяют, что по мере прокачки боевка станет веселее: тут и обширное дерево навыков, и подклассы у каждого класса, и возможность делать комбо с сопартийцами. Правда, сопартийцев с собой теперь можно брать всего двух, и напрямую управлять ими нельзя – только приказать через специальное меню, мол, кидай свою абилку сюда. Что касается классов и подклассов, то тут есть свое очень прозаическое ограничение: главный герой может взять в бой не больше трех активных навыков, от чего магам наверняка будет особенно больно и грустно. Хотя вот Марк Дарра (бывший продюсер серии, а ныне просто консультант) говорит, что The Veilguard – это первая часть сериала, где по-настоящему интересно сражаться с врагами. Ну, надеемся, ему за такие слова хотя бы хорошо платят.
Мы же пока испытываем сдержанный пессимизм: это как сдержанный оптимизм, только наоборот. Вроде и легендарная серия возвращается, но вероятность получить приличную игру (и тем более достойное продолжение), как говорил классик – крайне мала.