В хардкорно-ролевых кругах бытует мнение, что «Беседка – дура, Обсидиан – молодец». Мол, первые только «Скайрим» продавать умеют, а вот вторые – те да, настоящие фанаты своего дела, в теме разбираются и клепают игры на совесть.
Однако на фок-мачте виднеющейся на горизонте каравеллы под названием Avowed, уже можно разглядеть тревожный сигнальный флажок. Что настораживает еще сильнее: этот флажок там не один. Так что не спешите кидать чепчики в воздух и радоваться алым парусам.
Очень похоже, что корабль несет дурные вести.
Поименованный
Как вы что-то назовете, так оно вам потом и припомнит. Avowed что в английском оригинале, что в родном переводе звучит одинаково бестолково: «общепризнанный». Чувствуете? Прямо песня рвется ввысь и бабочки по венам разлетелись, настолько захотелось стать «авауаыэд».
Но суть претензии даже не в этом. У студии есть добротная известная RPG-серия (речь про Pillars of Eternity). Студия решает сделать по этой игровой вселенной ролевой экшен. И называет проект так, чтобы связи не чувствовалось ну совсем никакой. Это как если по «Русалочке» делать игру с названием «Недоплывший». Гениально? Гениально.
Покопаться в душе
Ладно, Нургл с ним, с названием. Что там по сюжету-то? А совсем немного, если честно. События Avowed развернутся вскоре после окончания Pillars of Eternity 2: Deadfire, но связаны с ней никак не будут. Местом действия выбран островной континент Живые земли, часто упоминавшийся в обоих «Пилларсах». Отправимся мы туда как личный посланник правителя Аэдирской империи – тоже знакомой по предыдущим играм, но активно в них не участвовавшей.
Целью нашего путешествия станет изучение вспышки странной болезни, повреждающей души живых существ. То есть «обсидианы» снова решили крутить интриги вокруг темы анимансии (науки о душе как некой субстанции внутри тела), как было в первой части. Повторение – мать учения, видимо. И-и-и вот пока и все, что известно про сюжет. Прямо скажем, негусто. Особенно для игры, которая должна выйти всего через полгода.
Хорошо, но мало
По крайней мере, Живые земли, по которым нам предстоит шарахаться и зарабатывать славу «общепризнанного», в показанных народу трейлерах выглядят очень даже неплохо. Визуально курс был взят на гораздо более цветастую вторую часть Pillars of Eternity, а не на мрачную первую, так что нас ждут буйство красок и парад пейзажей.
Однако раскатывать губу и надеяться на исследование огромного континента размером в двадцать два «Скайрима» не стоит. Разрабатывает игру не вся студия Obsidian, а лишь одно из ее подразделений суммарной численностью в сто человек (для сравнения, Baldur’s Gate 3 делало в четыре раза больше людей).
Так что, во-первых, игровой мир будет не бесшовным, а разбитым на отдельные локации. И, во-вторых, разработчики упирают на то, что вместо здоровенных пустых пространств постараются сделать территории компактными, но максимально интересными.
То есть наблюдается явный отсыл к дизайну мира в The Outer Worlds. Только там локации порой смотрелись совсем игрушечно. Для иронично-несерьезного космического приключения это было еще терпимо, но подойдет ли для эпического фэнтези, – вопрос на данный момент открытый.
Долой классы
А что насчет ролевой системы? Игра-то создается по довольно хардкорной франшизе, основной костяк фанатов которой – прожжённые любители кубиков и хитрых математических систем. Вот как раз их-то и ждет полное разочарование, потому что от «пилларсовской» механики в Avowed останутся только несколько знакомых заклинаний. Системы классов у главного героя не будет. Вообще. Вместо этого на каждом левелапе можно будет открывать умения из разных древ навыков. То есть ждет нас этакий убермегачадский мультиклассовый боец, который сможет пользоваться всем арсеналом и кастовать любые небесные кары на головы недругов.
И это не баг, а фича. Вседозволенность позиционируется как одна из главных фишек игры. Наш герой сможет по отдельности экипировать каждую руку каким-нибудь оружием и применять их в связке. Меч+волшебная палочка. Волшебная палочка+щит. Лук+заклинания. Меч+щит (хотя это фу, отстой, банально и скучно по логике разработчиков).
При этом, за небольшую внутриигровую мзду нам позволят сбрасывать вложенные в умения очки, чтобы можно было в любой момент кардинально сменить манеру прохождения игры. Более того, одним нажатием кнопки разрешат менять комплекты экипировки в зависимости от ситуации.
След рогатой крысы
Разработчики упирают на эту опцию и позиционируют ее как возможность выбирать «камень», «ножницы» или «бумагу» в боях с разными типами противников. Скажем, больших и толстых боссов лучше замораживать и бить по уязвимым точкам, а против группок мелких вражин окажутся полезнее широкие взмахи двуручем – в таком духе.
И, раз уж мы заговорили про боевку, то лучше всего ее характеризует игра, которую сами «обсидианы» назвали источником своего вдохновения. Это Warhammer: Vermintide. И надо сказать, ее влияние заметно даже в имеющихся трейлерах Avowed: такие же характерные горизонтальные и вертикальные взмахи оружием, схожая динамика и поведение врагов.
Только кровищи и разлетающихся конечностей, конечно, почти нет, да и самих противников не по-верминтайдски мало. Но оно и понятно, ведь игроков-головорезов у нас не четыре, а всего один, хоть и с парой помощников NPC.
Никакого расизма, только бизнес
Кстати о герое. Создать внешность «общепризнайкину» нам разрешат, но генерация персонажа будет ограничена только расами людей и эльфов. Сюжетно это объясняется тем, что именно они являются преобладающим населением аэдирской империи.
Но на самом деле понятно, что «обсидианы» просто урезали доступные опции, чтобы облегчить себе жизнь. Ведь одно дело смотреть в ролевой игре сверху, как твоя разношерстная компания мутузится с ватагой монстров, и совсем другое – затачивать боевую механику под низкорослых орланов или громадных аумауа.
Дружный коллектив
Обещаны в Avowed и напарники, которые станут бегать за нами по пятам и привычно лезть в диалоги со своим авторитетным мнением (читай: снова всё то же самое, как в The Outer Worlds).
Из плюсов: по «пилларсовской» традиции компаньоны не будут жестко зафиксированы в рамках одного класса/роли. Им можно будет развивать одну из доступных специализаций, подходящую для конкретно нашего стиля игры. То есть хочешь, будет твой напарник танком, пока ты исподтишка стрелами пуляешь. А не хочешь – станет лекарем, пока ты на первой линии топором машешь.
Из минусов: романтические сюжетные линии в игру не попадут. И объяснение этому разработчики дали весьма странное. По их словам, чтобы «романсить» какого-то персонажа, игроку приходится во всем с ним соглашаться. То есть такие граждане диктуют игроку, как решать те или иные конфликты, ограничивают его выбор. И даже уходят из партии, если мы поступаем им наперекор. А вот Obsidian против такого произвола, и хотят, чтобы игроки имели полную свободу принятия решений. Поэтому наши напарники в Avowed никогда против нас слово не скажут. Но и любить не будут.
Вопросом «А нафига в игре тогда такие болванчики бесхребетные?» в Obsidian, видимо, решили не задаваться. И, наверное, считают, что по второму разу с другими выборами в диалогах никто Avowed проходить не захочет.
Сила слова
Причем выборы-то в диалогах как раз будут, и даже будут что-то значить. Как пример, в одном из трейлеров показана вариативность прохождения одного из второстепенных квестов. Мы повстречаем нескольких выживших аумауа, каждый из которых расскажет свою историю уничтожения их отряда монстрами. Какой из версий поверить и кого отпустить, а кого назначить ответственным, решать предстоит именно нам.
Кстати, в трейлере в одном из диалогов даже засветилась необычная метка у одного из вариантов ответа. Намекает она на то, что у нашего героя все же будут какие-то личные черты, открывающие дополнительные линии при общении. Что, безусловно, не может не радовать на общем фоне.
Ждать или нет?
Итого, что мы имеем. Avowed – это отнюдь не птица высокого полета наподобие Fallout: New Vegas. Скорее уж прямое сравнение напрашивается с The Outer Worlds: ролевую систему сильно порежут, заменят ее экшеном, а сам мир будет небольшим, да еще и разбитым на локации.
При этом к Avowed есть масса вопросов. Например, в трейлерах нет никакого интерфейса. Игра должна выйти в конце этого года, а интерфейс еще не в том состоянии, чтобы его показывать. И само видео содержит пресловутую плашку «альфа». Если проект за такой короткий срок до релиза еще не в стадии беты, то перенос сроков выхода почти неминуем.
Вообще же, если верить инсайдерским слухам, Avowed – проект многострадальный. С момента старта работ в 2018 году его несколько раз начинали с нуля и двигали в разных направлениях. Глава Obsidian Фергюс Уркхарт даже в какой-то момент хотел сделать упор на мультиплеер (есть подозрение, что боевка в стиле Vermintide появилась в игре как раз поэтому). И только в 2022 году, когда у руля встала Кэрри Паттель (одна из сценаристов Pillars of Eternity), проект начал приобретать свои нынешние черты.
И вот с учетом всего этого становятся вполне понятны и заявленные небольшие масштабы игры, и общая нескладность информации по ней, и сырость имеющегося на данный момент билда. А также приходит и осознание, что ждет нас совсем не переход серии Pillars of Eternity в 3D, как можно было подумать по аналогии с Fallout. Ждет нас «боковой» проект студии, которому придется прыгнуть выше головы, чтобы стать «avowed». То есть общепризнанным.