Поводов вспомнить про викингов в последнее время – хоть отбавляй. Постарались тут и российские киношники, традиционно устроившие много шуму из ничего. Постарались западные телевизионщики, выпустив этой зимой продолжение сериала «Викинги». Наконец, постаралась Ubisoft, запланировавшая на 14 февраля релиз For Honor. Да, там есть и рыцари, и самураи, но по части харизмы они смотрятся бледной и сильно исхудавшей тенью бородатых северян. Мы решили от общего тренда не отставать и собрали подборку из 12 лучших игр про викингов!
12 место - War of the Vikings (2014)
Небольшие карты, до 64 игроков в матче, пять классов и мультиплеер без начала и конца – таков портрет «Войны викингов». В разработчиках – авторы вышедшей на пару лет раньше War of the Roses, игры популярной среди любителей наподдать ближнему своему без использования огнестрельного оружия. К сожалению, в War of the Vikings авторы зачем-то начали экспериментировать с боевой системой и, как часто бывает, на этом погорели. Дополнили список проблем кривая оптимизация, косой сетевой код и хромой баланс. Выступавшая издателем Paradox помаялась с игрой полгодика, а потом плюнула на все и свернула дальнейшую разработку. Но при этом на сайте «парадоксов» War of the Vikings по-прежнему продается.
11 место - Valhalla Hills (2015)
Викинги в Valhalla Hills проживали какие-то нетипичные, которых язык не повернется назвать прирожденными воителями. Хотя сражаться им время от времени приходилось. Но чаще – строить. А еще копать, охотиться, ловить рыбу, варить пиво и делать уйму мелких дел, которые положены обитателям серии Settlers, потому как именно ее клоном Valhalla Hills и являлась. Осваивая остров за островом, викинги должны были добраться до Валгаллы (вариант всем дружно героически погибнуть в бою ими почему-то не рассматривался), чтобы помочь сыну Одина вернуться в родной дом. Кстати, в серии Settlers северяне тоже присутствовали, а потому вполне можно сказать, что одиннадцатое место в нашем хит-параде Valhalla Hills разделила со своим именитым родичем.
10 место - Jotun (2015)
Даже в наш век всеобщего полового равноправия женщины редко становятся героями игр про викингов. Двухмерный экшен Jotun оказался не только тем самым «редко», но был еще и «метко». Его главным действующим лицом стала воительница Тора, которой крупно не повезло утонуть в самом начале игры. По меркам северян такая смерть не считается достойной, а потому не оставляет погибшему шансов на попадание в Валгаллу. Но боги дали девушке второй шанс, и теперь для получения путевки в посмертный приют по системе «все включено» ей придется ушатать пятерых великанов (йотунов). Размером каждый – с маленький небоскреб, характер – злющий, а топором Торы им даже педикюр не сделать. Словом, все как мы любим.
9 место - The Lost Vikings (1993)
Давным-давно, когда Blizzard еще была даже не Blizzard, а Silicon & Synapse, эта компания уже разрабатывала отличные игры. Самой известной из них является история о трех викингах, которые так рьяно пытались сбежать с похитившего их космического корабля, что заплутали во времени и пространстве. Выбраться из этой передряги (читай посетить несколько эпох и совладать с врагами, ловушками и пазлами) Эрику, Олафу и Балеогу удалось только совместными усилиями. Совершенные подвиги сделали троицу настолько знаменитой, что связанные с ней пасхалки можно найти в World of Warcraft и в StarCraft II. А в Heroes of the Storm викинги и вовсе оказались играбельными персонажами. Или точнее персонажем. Потому что здесь, как и раньше действовать им приходится исключительно сообща.
8 место - King’s Bounty: Воин Севера (2012)
Не обошла тему викингов и возрожденная серия King’s Bounty. «Воин Севера» трудно назвать лучшей ее частью, но в то же время сделана она была по проверенным лекалам при разумном количестве новинок. Героем разработчики назначили Олафа, сына конунга. Выдали ему подходящую по рангу цель – перебить орды мертвецов. Подновили, пусть и не самым лучшим образом, ролевую систему. Добавили валькирий, чтобы в походах не так скучно было. И при этом сохранили самое главное свойство King’s Bounty. Это когда садишься за игру скоротать вечер, а оторваться не можешь до утра.
7 место - The Witcher 3: Wild Hunt (2015)
Думаем, никого не ввел в заблуждение тот факт, что викинги во вселенной «Ведьмака» обитали не в Скандинавии, а на архипелаге Скеллиге. И что о существовании слова такого «викинги» тамошние жители даже не подозревали.
Потому что во всем остальном совпадение мы имеем практически стопроцентное. Схожие язык и мифология. Схожее пристрастие к морскому разбою. Схожие привычки, в том числе любовь к дракам и пьянкам. Схожий выпестованный не одним поколением навык совмещать праздник и похороны (пары гостей, убитых на этом самом празднике). Словом, отличные получились в третьем «Ведьмаке» викинги. Почему же мы тогда поместили их только на седьмое место? Да, потому что играть за северян тут, увы, нельзя. Разве что в гвинт.
6 место - Hammer of the Gods (1994)
Эту игру можно было бы назвать клоном Heroes of Might and Magic, если бы не тот факт, что вышла она за год до релиза первых «Героев» (причем издатель у обоих был один и тот же – New World Computing). Hammer of the Gods редко попадает в какие-либо хит-парады, а между тем, даже с учетом сходства с HoMM, самобытности в «Молоте богов» было хоть отбавляй. Например, сеттинг, совмещавший средневековую Европу и северную мифологию. Результат такого симбиоза порой оказывался очень забавным: в игре было четыре фракции – люди, гномы, эльфы и тролли, так вот последние селились где-то в районе Новгорода. Необычной оказалась и цель игры – хотя суть Hammer of the Gods сводилась к постоянным походам и войнам, условием победы была не тотальная зачистка карты, а выполнение заданий всех богов из положенного каждой фракции пантеона.
5 место - Vikings: The Strategy of Ultimate Conquest (1996)
По степени малоизвестности эта смесь стратегии и RPG может посоперничать с Hammer of the Gods, хотя тема викингов в ней оказалась раскрыта полнее, чем где бы то ни было. Начиналось игра с того, что вы становились правителем небольшого земельного надела, этаким мелкопоместным ярликом, а вот продолжение истории зависело уже целиком от вашего желания. Можно было остаться дома, развивать торговлю, быть душкой и паинькой. А можно было во главе верных воинов отправиться покорять и грабить близлежащие земли. В таком случае игра превращалась в этакую скандинавскую версию Pirates! с морскими боями, захватом городов и кабацкими драками. Даже жениться разрешалось. При этом нельзя сказать, что Vikings: The Strategy of Ultimate Conquest получилась игрой идеальной. Вовсе нет, но только сотворить что-то подобное больше, увы, никто не пытался.
4 место - Medieval: Total War – Viking Invasion (2003) и Viking: Battle for Asgard (2008)
Разумеется, студия Creative Assembly не могла не попасть в наш хит-парад. Более того, именно скандинавам был посвящен слэшер Viking: Battle for Asgard, ставший одной из попыток британцев по освоению жанра экшен. К сожалению, после знакомства с игрой приходилось признать, что в данном конкретном случае освоить удалось лишь бюджет.
Другое дело – профильная стратегическая серия Creative Assembly, тут по традиции все обходится без проколов (ну, почти). Что до викингов, то они стали играбельной фракцией сразу в нескольких частях Total War, а в случае с первой Medieval им даже был посвящен отдельный адд-он.
3 место - Rune (2000)
Хотя сейчас скриншоты из Rune напугают даже фаната Minecraft, на момент своего релиза в 2000 году эта игра числилась в передовиках графического производства. Сюжет ее отчасти схож с историей, которая была рассказана в упомянутой выше Jotun. Главный герой тонул, то есть погибал бесславной смертью, но получал шанс все исправить и попасть в Валгаллу с полагающимся по случаю пафосом. Однако если Торе из Jotun требовалось бросить вызов великанам, то главный герой Rune, викинг по имени Рагнар, становился фактически личным помощником Одина и должен был помочь ему сорвать планы Локи. Оно и понятно, Один хоть и бог, но Один в поле не воин. Впрочем, в концовке разрешалось предать высокого покровителя (и тут же об этом пожалеть, поскольку Локи в таком случае своего внезапного союзника убивал).
2 место - Banner Saga (2014)
Караван шел. Караван идет. Караван будет идти. По крайней мере, до 2018 года, когда должен состояться релиз вроде бы последней, третьей части этой серии. Banner Saga – это не поэма о ратных подвигах. Не песнь о великих воинах. Это притча о том, как выжить во время конца света. Да, финал здешнего мироздания во многом отличается от летописного Рагнарека. Волк Фенрир не проглотил солнце, наоборот, оно сияет днем и ночью. Но легче от этого не становится, ведь, кажется, сама смерть преследует по пятам сбившихся в могучую кучку людей и рогатых варлов, которые на самом деле и являются воплощением викингов в игре. Здесь нельзя останавливаться. Здесь нужно прикрывать щитами слабых. Порой жертвовать одним, но близким, чтобы спасти остальных, но безликих. И всегда быть готовым вступить в бой – ведь, в конце концов, мы говорим об одной из лучших тактических игр за последний десяток лет.
1 место - The Elder Scrolls V: Skyrim (2011)
Как и в случае с третьим «Ведьмаком» и серией Banner Saga викинги в Skyrim получились слегка замаскированные. Зовутся они нордами, мечтают попасть не в Валгаллу, а в Совнгард (правда, с той же целью напиваться каждый день) и уже не столько разоряют чужие города, сколько пытаются отбить свои у имперских войск. Но все же это именно викинги, стереотипные и каноничные викинги – немногословные, готовые по поводу и без выдать прямой в челюсть, любящие хорошенько кутнуть, а при случае и попытаться навалять люлей дракону. Так что ответственно вам заявляем: «Скайрим для викингов!» Ну или для нордов. То есть восклицательный знак.
Викинги в World of Warcraft
«Нам нужны гигантские темные варварские викинги-вампиры из ада!» Эти слова (реальная цитата Криса Метцена с BlizzCon) определили концепцию самой брутальной и нордической расы в мире World of Warcraft. Врайкулы (слово происходит от греческого «вриколакас» – «вурдалак») появились в адд-оне Wrath of the Lich King на ролях элитных миньонов Короля-Лича. В свободное от некромантии и разборок с игроками время эти четырехметровые бородачи бороздили океаны на драккарах, грабили прибрежные деревни и выясняли, кто из павших в бою достоин быть унесенным валькириями, а кому коротать посмертие в виде нежити дрожащей – словом, принципиально не отличались от исторических прообразов. К адд-ону Legion они чуть облагородились, благо покойный к тому времени Артас на роль эрзаца бога смерти никак не тянул (будучи к тому же ростом по пояс большинстве врайкулов) и оказались вполне неплохими парнями, чей прародитель с оригинальным именем Один стал одним из главных союзников игроков на Расколотых островах и лично курирует представителей класса воинов.
Викинги во вселенной Warhammer
Миры Warhammer, конечно же, не могли пройти мимо образов вооруженных топорами могучих северян. В (ныне покойной) вселенной Warhammer Fantasy жители Норски – условно скандинавского региона – в подавляющем большинстве поклонялись Хаосу, предавались радостям каннибализма и отращивали всамделишные рога, клешни и щупальца (впрочем, в ранних изданиях существовали и «хорошие» боги, скопированные с Одина и Ко, а в Blood Bowl викингоподобные норсканцы являются отдельной командой, никак не связанной с Хаосом). Age of Sigmar, пришедший на смену WHFB, изменений в нордический облик хаоситов не привнес. А вот в Warhammer 40,000 дела обстоят совсем иначе: практически полностью «викингский» (от имен до традиций) орден Космических волков является одним из вернейших Императору и специально предназначался для уничтожения космодесантников-предателей. Что, впрочем, не мешало гордым воинам Фенриса регулярно цапаться с Инквизицией.